СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока : «Конструирование из сложных форм. Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам деталей объёмных и плоских форм»

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по технологии с приложением инструкционной карты по изготовлению грузового автомобиля. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : «Конструирование из сложных форм. Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам деталей объёмных и плоских форм»»




МБОУ « Школа № 30» г. Балашиха

Технология 3класс. УМК « Школа России»

Автор программы: Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева

Учитель: Галочкина Марина Александровна

Тема урока: «Конструирование из сложных форм.

Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам деталей объёмных и плоских форм»

Цель: Сформировать представление о появлении автомобиля и его строении.

Научить детей самостоятельно выполнить модель грузового автомобиля по инструкционной карте.

Задачи:

Образовательные:

- обучение последовательной сборке модели грузового автомобиля, используя инструкционную карту;

- формирование у учащихся представления о видах и назначении грузовых автомобилей;

Воспитательные:

- воспитание аккуратности, усидчивости при выполнении модели грузового автомобиля;

-воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.

Развивающие:

- развитие пространственного мышления;

-развитие моторики пальцев рук;

- расширение кругозора детей о грузовом транспорте.

Планируемые результаты:

Регулятивные: ставить цель, самостоятельно обсуждать план изготовления изделия. Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению. Контролировать и корректировать свою деятельность, оценивать выполнение своего задания

Познавательные:

Выделять технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку, решать проблемы творческого и поискового характера

Коммуникативные: формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога, развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Проводить презентацию готового изделия.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы, ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности.

Форма работы: парная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: открытие новых знаний.

Возраст: 3 класс.

Время проведения урока: 45 минут.

Применяемые педагогические технологии и методики:

- педагогика сотрудничества;

- игровые технологии;

- элементы ИКТ;

-метод интегрированного обучения.

Материально–техническое оснащение:

образец грузового автомобиля, два белых плотных листа формата А-4, клей, ножницы, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, проектор, ноутбук, инструкционная карта.

Структура урока:

1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.- 2 мин.

2. Актуализация знаний– 5 мин.

3. Осознание основной цели– 1мин.

4 .Анализ изделия. Работа с образцом и инструкционной картой– 3 мин.

5. Физминутка– 2 мин.

6. Практическая работа. – 30 мин.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока– 2 мин.

ХОД УРОКА

I этап. Самоопределение к деятельности

Этапы и цели деятельности

Ситуативное задание

1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.






Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пожелайте друг другу хорошего настроения.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

2. Актуализация знаний

Цели:

• Стимулировать интерес к истории появления автомобиля.

• Актуализировать знания о развёртке модели.

• Ввести понятие«двигатель», «экипаж», «упряжка», «автомобиль», «конструкция», «автослесарь», «модель»,

• Научить:

- рассказывать о профессиях людей, создающих автомобили;

- рассказывать об основных частях автомобиля и их назначении;

- определять вид деятельности человека по его профессии.


Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит...

- Что такое автомобиль?


Отгадайте загадку:

Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг она заржала,

Заржала – побежала.

Глядите, побежала

Телега без коня! (грузовой автомобиль)



Использование Словарика юного технолога

Словарик юного технолога.

  • Автомобиль – это транспортное средство на колёсах с собственным двигателем.

  • Двигатель – устройство, приводящее что-то в движение.

  • Геометрическое тело – это объёмные фигуры.

  • Грань – плоская часть поверхности геометрического тела.

  • Композиция — составление целого из частей.

  • Конструкция – состав и взаимное расположение частей какого-нибудь построения, сооружения, механизма.

  • Развёртка – это чертёж плоской заготовки, из которой складывают объёмную форму конструкции, геометрическое тело.

  • Упряжка – несколько животных, запряжённых вместе.

  • Чертёж – это условное изображение изделий на листе бумаги, с указанием размеров.

  • Экипаж – лёгкая негрузовая повозка.

  • Эскиз – рисунок замысла работы, предварительное изображение предмета, выполненное от руки.





Автомобиль – это наземное транспортное средство на колёсах с собственным двигателем.

Первые модели автомобилей были созданы в 1885-86 годах немецкими изобретателями. Первый автомобиль был похож на экипаж с конной упряжкой и поэтому часто назывался безлошадным экипажем.





Г. Даймлер в 1885 году создал и запатентовал трехколесный самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем. Позднее подобную машину создал Карл Бенц.






Спустя 8 лет Бенц изготовил четырехколесный автомобиль, в котором колеса поворачивались поодиночке, а не целиком на одной оси, как раньше. Грандиозный прорыв в автомобилестроении получил гордое имя «Виктория».









Первый советский грузовой автомобиль АМО-ф-15 был выпущен в 1924 году. В 1931 году вступил в строй Московский автозавод, который с 1956 года носит имя первого его директора И.А.Лихачева.





В годы войны в городе Миасс Челябинской области начался выпуск грузовиков «Урал», которые доставляли боеприпасы и продукты питания нашим воинам – защитникам на линию обороны, вывозили детей из блокадного Ленинграда.





Как вы думаете для чего используются грузовые автомобили?


Грузовые автомобили используются для перевозки различных грузов, от чего и получили своё название. Кто знает, какие бывают грузовые автомобили?

Они бывают двух видов: с бортовым кузовом и самосвалы.

Бортовые кузова могут крепиться непосредственно к раме автомобиля или монтироваться отдельно на колесах, в таком случае они являются прицепом, а автомобиль служит в качестве тягача.

Наиболее универсальные грузовые автомобили относятся к семейству КамАЗов (завод – автогигант на берегу реки Камы в городе Набережные Челны).

Конструкторы постоянно работают над усовершенствованием моделей автомобиля. Различные самосвалы выпускают КрАЗ (Кременчугский автозавод), КамАЗ, БелАЗ (Белорусский автозавод, находящийся в городе Жодино), МАЗ (Минский автозавод).

На базе грузовиков строится большинство специальных автомобилей. К ним относятся пожарные, поливочные автомобили, грузовики для перевозки хлеба, мебели, молока, бензина и других грузов.

Согласитесь господа,
Нам без транспорта – беда,
Ведь Машина – мощный друг
Без него мы как без рук!


Создание автомобиля очень сложное дело. Автомобиль, как и здание, сначала проектируют, затем выполняют чертежи, выбирают необходимый материал, изготавливают детали, привозят их на завод в автомастерские и только потом собирают машину.

Любой автомобиль состоит из частей. Каждая часть автомобиля носит своё название и имеет собственную функцию. Например, кузов – часть автомобиля, предназначенная для размещения пассажиров или груза. Капот – откидная часть автомобиля, предназначенная для защиты двигателя от грязи, пыли и воды. Багажник – отделение в кузове или пассажирском салоне автомобиля, предназначенное для размещения и перевозки багажа. Бампер – энергопоглощающее устройство (на случай лёгкого удара) в виде бруса, расположенного спереди и сзади автомобиля. Рессора – пружинящая гнутая полоса между осью и кузовом, смягчающая толчки при езде. Радиатор – аппарат для охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Двигатель – машина, приводящая автомобиль в движение.

Видите, как сложно устроен автомобиль! В создании автомобиля участвуют люди разных профессий.

Работа в парах. Соотнесите название профессии человека и вид его деятельности по производству автомобиля, и соедините их стрелочкой.

Профессия Деятельность


Инженер-конструктор

Строит чертёж автомобиля

Дизайнер

Собирает и ремонтирует автомобили.

Автослесарь

Придумывает эскиз автомобиля в цвете

Электрик

Подключает электропровода

Чертёжник

Разрабатывает новые конструкции и механизмы, проводит расчёты и проектирует детали автомобиля.




3. Осознание основной цели

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.



Чтобы создать автомобиль, необходимо выполнить его модель в миниатюре (в уменьшенном размере).

Какая тема урока? Цель урока?

Тема «Конструирование из сложных форм. Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам деталей объёмных и плоских форм»

Цель: самостоятельно выполнить модель грузового автомобиля по инструкционной карте.


4. Анализ изделия. Работа с образцом и инструкционной картой.

Цель:

- организовать работу по составлению и обсуждению плана работы




















5.Физминутка. Правила Т.Б.




Из каких частей состоит наш автомобиль?

Показ образца:

-рассматривание модели в целом;

-анализ конструкции модели грузовика;

-определение материала, из которого он сделан.

Посмотрите на образец изде­лия. Это объёмная модель из двух основных частей — геометрических тел.

- Что такое геометрическое тело?

- Какие геометрические тела изобра­жены?

- Что такое грани?

У каждой из этих тел грани разной формы.

У куба это квадрат. Сколько граней у куба?


1. На развёртке должно быть соответствующее число граней.

На развёртке обязательно должны быть не только все грани тела, но и клапаны для соединения развёртки в объёмную форму конструкции.

Что означают линии на чертеже?

2. Сколько граней у кабины?

3. Колеса.

- объяснение последовательности изготовления поделки (см. инструкционная карта).

Работа с инструкционной картой:

-сколько деталей на инструкционной карте?

-какие это детали?



Если я правильно называю правила по ТБ при работе с инструментами вы, хлопаете, если неправильно – вы топаете.

Прежде чем приступить к работе поиграем в игру “Да - нет”.

  • Не держи ножницы концами вверх (хлопают).

  • Оставляй ножницы в раскрытом виде (топают).

  • Не подходи к товарищу во время резания (хлопают).

  • Режь ножницами на ходу (топают).

  • Не клади ножницы на край стола (хлопают).

  • Передавай ножницы в открытом виде, держи их за рабочую часть (топают).

  • Не направляй пальцы к лезвию ножниц во время резания (хлопают).




6. Практическая работа. Изготовление изделия.

Цель:

- организовать работу

выполнение изделие грузовой автомобиль;

- выполнять учебное задание, используя инструкционную карту







Выполните сборку грузового автомобиля, используя инструкционную карту.


Практическая работа

Сегодня на уроке мы изготовим модель грузового автомобиля.

На экран с помощью проектора выведена инструкционная карта(см. приложение).

В нашей работе нам помогут наши руки, карандаш, ножницы, линейка и инструкционная карта, выведенная на экран.

Все помнят правила безопасной работы с инструментами?

- повторение правил охраны труда при работе с ножницами, клеем;

- раздача чертежей модели грузового автомобиля;

Раскрой. Развёртки и крепления надо аккуратно выре­зать, помня о правилах работы ножницами.

Сборка.  По инструкционной карте.

Отделка. Учащиеся самостоятельно придумывают, как оформить изделие. Учащимся предложено добавить к грузовому автомобилю дополнительные детали (фары, зеркало, номер, груз и т.д.)

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.-

- адекватно использовать речевые средства для представления результата в рамках учебного диалога.


Домашнее задание

Прово­дят презентацию своей работы и оценивают ра­боту по предложенным в тетради критериям. Представьте свою работу.



Что нового узнали вы на уроке?

Что понравилось на уроке?

Что вы делали с удовольствием?

Какое задание вызвало трудности?






 




Продумать, как можно сделать подвижные колеса. Ваши идеи мы вместе рассмотрим на следующем уроке.







Приложение

Инструкционная карта

«Последовательность изготовления модели грузового автомобиля»



  1. Рассмотреть чертеж, найти кузов, колеса, стекла, кабину, раму автомобиля и клапаны, с помощью которых он склеен.

  2. Наклеить чертеж машины и кузова на цветной картон.

  3. Вырезать кузов и раму с кабиной, не срезая клапаны.

  4. Произвести рицовку с помощью линейки и ручки.

  5. По пунктирным линиям отогнуть клапаны у рамы с кабиной и борта у кузова.

  6. С помощью клапанов склеить кузов и раму с кабиной.

  7. Приклеить кузов к раме автомобиля.



















Используемые источники:

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-tiekhnologhii-po-tiemie-avtomastierskaia-konstruirovaniie-avtomobilia-furghon

https://yandex.ru/images/search?text=Спустя%208%20лет%20Бенц%20изготовил%20четырехколесный%20автомобиль%2C%20в%20кот(картинки)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!