СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Конвекция"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Конвекция", где указана цели и задачи урока, даётся программно-дидактическое обеспечение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Конвекция"»


Тема урока: Конвекция.

Цель урока:

продолжить знакомство учащихся с видами теплообмена: конвекцией в жидкостях и газах.

Задачи:

  • научить объяснять тепловые явления на основании молекулярно-кинетической теории строения вещества;

  • продолжить развитие кругозора учащихся и получению ими новых естественнонаучных знаний путем использования образовательных ресурсов школы: медиатеки, Internet- ресурсов;

  • продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений, изображённых в литературных отрывках, оценивать ситуацию и применять к наблюдаемым явлениям изученные законы;

  • воспитать внимание учащихся, наблюдательность, интерес к изучению физики и понимание необходимости знаний для правильного понимания явлений в окружающем нас мире.

  • стимулировать желание самостоятельно работать с дополнительными образовательными ресурсами в школе во внеурочное время и дома;


Тип урока: Комбинированный

Программно-дидактическое обеспечение:

Демонстрации:

1. нагревание пробирки со льдом;

2. вращение вертушки над горящей лампой;

3. конвекция в жидкости.


Дополнительный материал:

ПК, проектор, презентация “Виды теплопередачи: конвекция и излучение”, учебное электронное издание «Библиотека наглядных пособий 7 -11 классы»; конвекция в природе и технике.

Ожидаемый результат: в результате изучения темы «Конвекция» ученики:

  • понимают, что конвекция – теплопередача энергии потоками жидкости или газа

  • знают, что при конвекции происходит передача энергии и вещества

  • умеют приводить примеры видов конвекции

  • умеют приводить примеры применения конвекции в природе и технике.

Ход урока:

Эпиграф к уроку на доске: Знание лишь только тогда знание

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой


Действия учителя

Действия ученика

  1. Организационный момент: 2 минуты

  • проверка наличия учащихся в классе;

  • напоминание ТБ работы в кабинете;

  • организация внимания всех учащихся;

Концентрация внимания, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Просит напомнить домашнее задание 1 мин

1. а) § 4 учебника; вопросы к параграфу б) упражнение №1 стр. 13


  1. Проверка выполнения домашнего задания 8 мин

Фронтальный опрос по вопросам:

1. Что называют теплопроводностью?

2.В каком агрегатном состоянии вещество

обладает наибольшей теплопроводностью?

Почему?

3. Как происходит передача теплоты по

металлической проволоке?

а) Быстрые частицы перемещаются из разогретой

части проволоки в холодную.

б) Тепловое движение частиц от места нагрева

металлической проволоки передается «толчками»

от частиц одного слоя частицам соседнего слоя и т.д.

4. Какая почва прогревается солнцем быстрее:

влажная или сухая?

5. Почему глубокий рыхлый снег предохраняет

озимые хлеба от вымерзания?

6. Подсчитано, что теплопроводность сосновых

досок в 3,7 раза больше, чем сосновых опилок;

теплопроводность льда в 21,5 раза больше, чем

свежевыпавшего снега (состоит из мелких

кристалликов льда). Чем объяснить такую

разницу?

(Слайд 2,3)




ученики фиксируют все неточности при формулировках ответов (под контролем учителя), участвуют в работе


  1. Создание проблемной ситуации. 5 мин

Опыт 1. Прогревают сверху воду, налитую в пробирку. На дне пробирки с помощью груза укрепляют кусочек льда. Верхний слой воды закипает, а нижний остается холодным, (лед не тает).


Учащиеся объясняют результаты опыта, так как им известна плохая теплопроводность воды.


Опыт 2. Нагревают пробирку снизу, а кусочек льда помещают на поверхность воды. Вода в пробирке закипает. Лед тает.


Создается проблемная ситуация.

Выделяются известное и неизвестное.


Показанный опыт и жизненная практика показывают, что это не так. Возникает проблемная ситуация, которая создаётся с помощью учащихся:

Вопрос учащимся: Почему при подогревании пробирки снизу закипает вся масса воды, а при нагревании сверху ее верхний слой?

Таким образом, в самом начале урока создается проблемная ситуация. Она заставляет учащихся понять, что ранее приобретенных знаний недостаточно для объяснения наблюдаемого явления и что необходимо изучить новые явления и их закономерности, которые рассматриваются в новой теме "Конвекция".



На основании знаний, полученных учащимися при изучении явления теплопроводности, вода не должна прогреваться, так как она плохой проводник теплоты

  1. Объявление темы урока и объяснение нового материала “Конвекция. Излучение” 15 мин

Записывают тему урока в тетрадь.

Опыт: над лампочкой накаливания с отражателем помещается бумажная вертушка, которая

начинает вращаться.

Вопрос: чем это можно объяснить?




(Слайд 5)

1. В ходе обсуждения делается вывод:

- холодный воздух в процессе нагревания у лампы становится теплым и поднимается вверх;

- плотность горячего воздуха меньше, чем холодного и потоки тёплого воздуха вращают вертушку.

- отличие конвекции от теплопроводности: при конвекции происходит перенос вещества

Рассматриваются виды конвекции (слайд 6)


просмотр видеоролика из “Конвекция в комнате”

(слайд 7)

Делают выводы : Холодный воздух, попадая в комнату, нагревается, расширяется и становится менее плотным, чем окружающий его холодный. В результате сила Архимеда, со стороны холодного воздуха вверх, больше, чем сила тяжести, которая действует на теплый воздух, и он поднимается вверх, а место теплого воздуха занимает холодный.


  1. Закрепление 10мин

Слайд 7 (Виды конвективного отопления)



Устно отвечают на вопросы учителя.

  1. Подведение итогов урока: 3 минуты

Оценивает работу учеников на протяжении всего урока, с комментариями.



  1. Домашнее задание §5 Упр.2

(1 мин. с комментариями), записано на доске в начале урока


Понимают домашнее задание и методику его выполнения































Контрольная работа по теме «Тепловые явления»


В-1

  1. Сколько тепла выделяется при остывании алюминиевого тела массой 4 кг от 150о до 50оС.

  2. Какая масса воды нагреется на 20оС при сообщении ей 84000 Дж тепла.

  3. Определить удельную теплоемкость тела массой 4 кг, если при нагревании его от 10оС до 60оС, ему сообщили 80кДж тепла

  4. В медной кастрюле массой 500 г налито 2 кг воды при температуре 20оС. Найти количество теплоты, необходимое для нагревания до 100оС.

  5. Бидон вмещает 0,3 м3 керосина. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании этого керосина? Плотность керосина 800 кг/м3, его удельная теплота сгорания 4,6·107 Дж/кг


В-2

  1. Сколько требуется энергии для нагревания 2 кг медного тела от 10оС до 60оС.

  2. Какая масса воды нагреется на 50оС при сообщении её 84000 Дж тепла.

  3. Определить удельную теплоемкость тела массой 4 кг, если при нагревании его от 10оС до 60оС, ему сообщили 80кДж тепла

  4. В 4 кг воды опустили 200г стального тела, взятого при 500оС. Какая температура установится, если начальная температура воды 20оС.

  5. Сколько энергии выделится при полном сгорании дров объёмом 5 м3


В-3

  1. Сколько требуется энергии для нагревания 2 кг медного тела от 10оС до 60оС.

  2. В стеклянный стакан массой 0,2 кг при температуре 20оС налили 0,2 кг воды при температуре 100оС. При какой температуре установится тепловое равновесие? Потерями теплоты пренебречь.

  3. Определить конечную температуру, если на нагревание 5 кг воды от 20оС потребовалось 84000 Дж тепла.

  4. На нагревание железной детали от 10оС до 210оС затрачено 92 кДж теплоты. Определите массу детали.

  5. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании торфа массой 0,5 т?



В-4

  1. Сколько тепла выделяется при остывании алюминиевого тела массой 4 кг от 150о до 50оС

  2. Какая масса воды нагреется на 40оС при сообщении её 42000 Дж тепла.

  3. Определить конечную температуру, если на нагревание 5 кг воды от 20оС потребовалось 84000 Дж тепла.

  4. В калориметре находится 0,3 кг воды при температуре 20оС. Какую массу воды с температурой 40оС нужно добавить в калориметр, чтобы установившаяся температура равнялась 25оС? Теплоемкостью калориметра пренебречь.

  5. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 1,5 т каменного угля?


























Домашние задачи для подготовки к контрольной работе по теме “Тепловые явления”



1 уровень

  1. Сколько требуется энергии для нагревания 2 кг медного тела от 10оС до 60оС.

  2. Сколько тепла выделяется при остывании алюминиевого тела массой 4 кг от 150о до 50оС.

  3. Какая масса воды нагреется на 50оС при сообщении её 84000 Дж тепла.

  4. Определить удельную теплоемкость тела массой 4 кг, если при нагревании его от 10оС до 60оС, ему сообщили 80кДж тепла

  5. Сколько теплоты сообщено телу, если при совершении над ним работы в 4кДж, его внутренняя энергия увеличилась на 6 кДж.

  6. Перевести: 50кДж в Дж; 2 500г в кг; 0,75т в кг; 107 Дж в кДж; 105т в кг; 25 л в м3.



2-3 уровень



  1. Сколько требуется тепла для нагревания 400 л медного тела на 200оС.

  2. Определить конечную температуру, если на нагревание 5 кг воды от 20оС потребовалось 84000 Дж тепла.

  3. В 4 кг воды опустили 200г стального тела, взятого при 500оС. Какая температура установится, если начальная температура воды 20оС.

  4. В медной кастрюле массой 500кг налито 2 кг воды при температуре 20оС. Найти количество теплоты, необходимое для нагревания до 100оС, если в кастрюле лежит стальное тело массой 1,5 кг.




















Урок 1.

Тема урока: Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия.

Цель урока: Дать представление о тепловом движении, как особом виде движения. Показать отличия теплового движения от механического, раскрыть роль измерений для изучения физики, ввести понятие внутренней энергии на основе понятия механической энергии.

Задачи урока:

Образовательные:

знания: учащиеся должны знать определение теплового движения частиц и броуновского движения, температуры, внутренней энергии, единицы измерения и обозначение температуры; устройство и принцип действия термометра.

умения: умение выделять главное в материале, приводить примеры тепловых явлений, опытов, подтверждающих зависимость скорости теплового движения от температуры, умение объяснять переход энергии из одного вида в другой, умение работать с информацией, умение провести эксперимент по определению температуры остывающей воды, анализировать и сделать выводы на его основе, умение работать в группах.

Развивающие: развитие речи, восприятия внешнего мира, способность наблюдать, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента

Воспитательные: привлечь внимание учеников к изучению нового материала.

Оборудование:

  • презентация урока, компьютерная анимация – тепловое движение - из материалов http://festival.1september.ru/,

  • раздаточный материал: листочки для рефлексии, текст “Броуновское движение”,

  • термометры с разной ценой деления.

Структура урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время

I Организационный








II Актуализация знаний



III Изучение нового материала

1.Повторение основных положений МКТ

2. Введение понятия теплового явления, температуры, измерение температуры.

3. Температура – как степень нагретости тела

4. Тепловое движение частиц, броуновское движение.

5.Ввведение понятия внутренней энергии

III Закрепление

IV Рефлексия

V Итоги урока

VI Домашнее задание

Введение в курс физики 8 класса. Техника безопасности на уроках физики.

Формулирование темы урока, определение плана урока “Сегодня на уроке…”




Фронтальный опрос


Презентация


Демонстрация опыта.

Компьютерная анимация


Демонстрация опыта




Демонстрация опыта


фронтальный опрос

работа с текстом


§1, устно отв. на вопросы

5 мин








2 мин




3 мин


8 мин

2 мин


2 мин




5 мин


10 мин

6 мин

1 мин

1 мин














Название предмета: физика, 8 класс.

Тема: ЭНЕРГИЯ ТОПЛИВА.

Форма урока: интегрированный урок.

Вид урока: урок комплексного применения знаний.

Цели : 1. Направлять и регулировать деятельность учащихся для

комплексного применения знаний по теме энергия топлива .

2. Развивать научное мировоззрение учащихся, умения

применять полученные знания при решении

экспериментальных задач,

3. Воспитывать нравственные качества личности, уважение к

народным традициям , экологическую грамотность

учащихся.

Оборудование: Коллекция топлива, стакан лабораторный -2шт., весы электронные -2 шт., деревянный брусок -2 шт., пробирка с водой, спиртовка, мензурка, термометр, компьютеры, проектор с экраном.



Макроструктура урока:

1.Организационный момент ( 1 мин)

2.Подготовка учащихся к работе на уроке (7 мин)

3.Актуализация опорных знаний. (8 мин)

4. Комплексное применение знаний. (16 мин)

5. Контроль знаний. (5 мин)

6. Информация о домашнем задании.(5 мин)

7. Подведение итогов.(3 мин)



Ход урока:



1. Организационный момент:

Приветствие учащихся.

2.Подготовка учащихся к работе на уроке:

Учитель с зажжённой свечой читает стихотворение, на экране появляется слайд №1 анимационное изображение огня.

Я чувствую, во мне горит

Святое пламя вдохновенья,

Но к тёмной цели дух парит …

Открой глаза на всю природу,-

Мне тайный голос говорит…

Д. Веневитинов.

У: Огонь – дар природы, который человек первым научился подчинять себе. ( Слайд №2 освоение огня) Глядя на огонь мы успокаиваемся, его тепло даёт нам уверенность в себе.

Пусть тепло этой свечи сегодня на уроке даст вам уверенность в своих силах, поможет почувствовать поддержку друг друга.(Учитель подносит свечу детям и они чувствуют её тепло)

У: Итак получение и освоение огня – заметная страница в истории цивилизации.

Археологи установили: останкам первых костров около 400 000 лет! Тогда огонь получали случайно ( от молнии, например) и поддерживали его. Позднее ( около 30 000 лет тому назад) безвестные гении научились добывать огонь трением, а ещё позднее изобрели огниво, которым и пользовались до 19 века. Спички появились совсем недавно, в 1855 году в Швеции!

Так же «не спеша» (слайд №3 использование огня) расширялась сфера использования огня: от обогрева пещер и приготовления пищи до плавки металлов и создания в конце 18 века первого универсального теплового двигателя. Сегодня внутренняя энергия топлива используется широко и разнообразно. ( слайд №4 виды топлива)

Демонстрация коллекция топлива.

У: Где применяется каждое из топлив?

Поскольку большинство топлив являются природными ископаемыми, то на первое место выходит вопрос о рациональном, экономном использовании «чёрного золота»,обострились экологические проблемы. (слайд №5 загрязнение атмосферы продуктами сгорания)

Количество сжигаемого топлива таково, что выделяемые при горении продукты не успевают рассеиваться, накапливаются и начинают вносить свою лепту в отлаженный, тонко согласованный механизм природы: меняется состав воздуха в больших городах и в близи крупных энергетических предприятий, накапливается углекислый газ. Порождающий парниковый эффект. И последствия этого загрязнения мы уже ощущаем на себе: болезни, отравления, изменение климата.

У: Какой вклад мы можем внести в охрану окружающей среды?

Главное во всём и всегда чувствовать меру, подходить ко всему со знанием дела. Ведь не зря в народе говорят:« семь раз отмерь, один раз отрежь».

Итак тема нашего сегодняшнего урока «Энергия топлива»

(слайд №6 тема урока)

У: Подумайте и скажите, что вы ждёте от сегодняшнего урока, какие цели мы поставим перед собой? ( учащиеся формулируют цели урока)

3. Актуализация опорных знаний.

Задание 1. Устный опрос по цепочке

( учащиеся задают вопросы друг другу и отвечают на них)

Задание 2. Установите соответствие.( на доске записаны физические величины и единицы измерения .Необходимо стрелками указать соответствие)

Задание 3. Заселите «остров» формулами. На «острове» в разброс помещены физические величины, необходимо из них составить формулы по теме тепловые явления)

Задание 4. Переведите:

30 кал = Дж (126 Дж0

45,6 к кал = кал (45600 кал)

567894Дж = к Дж (567,894кДж)

63Дж = кал (15 кал)

4.Комплексное применение знаний.( слайд№7 удельная теплота сгорания продуктов)

У: Ребята, скажите в каком случае энергию выражают именно в калориях? ( в калориях выражают энергетическую ценность продуктов)

Задание 1. Определите, сколько энергии получает организм при употреблении данного продукта? ( дети получают задание определить калорийность продуктов, которые они получают: печенье 451 ккал, масса 210г; кефир 59 ккал, масса 450г)

Задание 2.Пользуясь справочным материалом, ответьте: какой продукт картофель , хлеб ржаной, мясо куриное или молоко при сгорании в организме выделяет больше энергии ( хлеб ржаной 8620 кДж)

Задание 3. При подготовке уроков вы расходуете примерно 6 кДж энергии за 1 час на один килограмм своей массы. Эту энергию вы получаете от сгоревшей в вас пищи. Сколько нужно съесть сливочного мороженого, чтобы обеспечить полноценную подготовку уроков в течение 2 часов?

Далее учащиеся получают дифференцированные задания. «Слабые» отвечают на вопросы теста (за компьютером), остальные решают экспериментальные задачи.

Экспериментальные задачи:

( слайд №8 высказывание Менделеева )

1.Вычислите, сколько энергии выделиться при сгорании деревянного бруска ( дети измеряют объём, вычисляют массу и количество теплоты), если удельная теплота сгорания сухого дерева 10МДж.

2.Определите, что это за топливо, если при его сгорании выделяется 540 кДж энергии? (дети получают весы и стакан с жидкостью)

5. Контроль знаний.

Оценка результатов тестирования.

6. Информация о домашнем задании.

1. Детям даётся пробирка с водой, спиртовка, мензурка, термометр. Измеряется начальная температура воды, и пробирку нагревают. Затем снова измеряют температуру, а так же объём жидкости. Вопрос: сколько сожгли спирта при нагревании?

2. Возвращаясь к вопросам экологии предлагаю вам определить , сколько килограммов природного газа мы экономим, если заменим его 2 кг водородного топлива? ( удельная теплота сгорания газа 48 МДж/кг, удельная теплота сгорания водорода 120МДж/кг)

7.Подведение итогов.

Урок подходит к концу, давайте подведём итоги урока.

Проводится рефлексия. На доске в виде цветка расположены треугольники , детям предлагается взять по одному и выстроить в ряд так, что если на уроке было комфортно и уроком остался доволен, то треугольник расположить вершиной вверх, если нет, то вершиной вниз. Проводится обсуждение полученных результатов.

Учитель читает стихи: (слайд №9 изображение осенних листьев, портрет А.С. Пушкина, строки стихотворения)

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,

Журча, ещё бежит за мельницей ручей,

Но пруд уже застыл …

( А.С. Пушкин)

У: Кто написал эти замечательные строки? В этом году исполняется 170 лет со дня смерти поэта.

О чём это стихотворение, какое время года в нём отражено?

У: В октябре православные крестьяне отмечают праздник Покрова, который символизирует приход зимы. Считается, что именно в этот день землю покрывает первый снег.(слайд№10 икона Покрова Пресвятой Богородицы)

Убывает день осенний,

Умолкает птичье пенье.

И сегодня выпал в срок

Первый беленький снежок.



В этот день Андрей блаженный

Видел свет неизреченный:

Богоматерь во Влахернах

Богу молится о верных.



Всех невидимым покровом

Благодарно осеняет

И в земном пути суровом

От несчастий сохраняет

( С.Ю. Высотская)

(слайд№11 картины, отображающие процесс плавления и отвердевания в природе)

Снег – кристаллическое тело. И осень – это время года, когда мы можем наблюдать процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое. Этот процесс называется отвердевание и на следующем уроке мы изучим его особенности.

А на сегодня урок окончен.



Список используемой литературы:

1. Балашов М.Ш. « О природе. 8 класс» .М: Просвещение – 1991

2. Гутник Е.М. «Качественные задачи по физике».М: Просвещение – 1995

3. Енохович А.С. « Справочник по физике и технике» .М: Просвещение – 1989

4. Учебник «Физика 8»