СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Крестьянская реформа 1861 г.»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи учебного занятия: 

·                  Образовательные: познакомить с реформой отмены крепостного права, выяснить значение для развития страны, дать оценку реформе;

·                  Развивающие: развивать навыки работы с текстом учебника, с документами, обобщение материала и выделения главного;

·                  Воспитательные: воспитание толерантности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Крестьянская реформа 1861 г.»»

Тема «Крестьянская реформа 1861 г.»

Дата: «____»_______________________20___г.

Урок: 45. Класс: 8.

Цель учебного занятия: раскрыть основные положения реформы.

Задачи учебного занятия: 

  •          Образовательные: познакомить с реформой отмены крепостного права, выяснить значение для развития страны, дать оценку реформе;

  •          Развивающие: развивать навыки работы с текстом учебника, с документами, обобщение материала и выделения главного;

  •          Воспитательные: воспитание толерантности.

Оборудование:  Компьютер; карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.».

Новые термины и даты:

  •          19 февраля 1861 г. – «Манифест об освобождении помещичьих крестьян»;

  •          «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»;

  •          временнообязанные крестьяне;

  •          отрезки; прирезки; уставная грамота; переход на выкуп.

Тип: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

   Тестирование. 

III. Работа по теме урока.

1) Подготовка крестьянской реформы.

*** В ходе изучения вопроса учащиеся знакомятся с материалом учебника и параллельно составляют таблицу.

Подготовка отмены крепостного права

Год

Событие

Результат

1857 г.

3 января

Создан секретный комитет

Не дал положительных результатов, т.к. в его состав вошли высокопоставленные чиновники, которые всячески тормозили продвижение вопроса.

1857 г.

октябрь

Обращение дворян Виленской, Ковенской и Гордненской губерний с просьбой разрешить освобождение крестьян без земли

Император создал рескрипт на имя В.Н.Назимова о запрещении освобождать крестьян без земли и о создании комитетов для обсуждения вопроса об отмене крепостного права. Рескрипт – письмо монарха к подданному.

1858 г.

Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу – во главе великий князь Константин Николаевич

После издания рескрипта повсюду создавались дворянские комитеты, которые направляли свои предложения в Редакционные комиссии города Петербурга (во главе генерал Я.И. Ростовцев, затем граф В.Н. Панин).Отмена крепостного права неизбежна.

1859 г.

Проект отмены крепостного права

Передан на утверждение в Главный комитет.

1860 г.

В Петербург съехались представители дворянских комитетов

Проект утвержден в Государственном совете.

1861 г.

19 февраля

Александр II подписал манифест и «Положение о крестьянах, освобожденных от крепостной зависимости»

В России навсегда отменено крепостное право. Крестьяне, не выпуская личной свободы, становились свободными, имеющими личные и имущественные права.

   Обсуждение вопросов при подготовке отмены крепостного права вызывало горячие дискуссии.

Черноземные губернии

Нечерноземные губернии

Форма эксплуатации – барщинная.Плодородная земля высоко ценилась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле.

Форма эксплуатации – оброчная. В этих губерниях были широко развиты неземледельческие промыслы крестьян и работа на земле часто не являлась основным источником дохода ни для крестьян, ни для помещика.

К освобождению крестьян относились отрицательно.

К освобождению крестьян относились положительно.

Хотели получать выкуп за минимальный земельный надел, в случае если он будет представлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабочую силу, т.е. за самих крестьян.

Хотели получать не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т.к. земля стоила недорого.

Проект: освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп.

Проект: освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина.

Степные губернии и западные губернии.

*** Работа с документом «Речь Александра II в Государственном совете 28 января 1861 г.» на стр. 129-130. Прочитать и ответить на вопросы на стр. 130.

Александр II не торопился решить этот вопрос, т.к. он был противником отмены крепостного права, но основным препятствием явилось дворянство, которое боялось потери своих оброчных доходов и земель.

2) Основные положения крестьянской реформы 1861 г. 19 февраля 1861 г.

19 февраля 1861 года – Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

1.      Крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами.

1) производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.д.)

2) открывать торговые и промышленные предприятия

3) выступать от своего имени в суде

4) не могут повергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда

5) переходить в другие сословия.

2.      При освобождении крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

3.      Размер земельного надела не мог быть выше установленной законом нормы.

  • Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после реформы в пользу помещика, если надел превышал установленную норму. 

  • Прирезки – земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы. 

  • Дарственный надел -  часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.

   Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65 % крестьян. Прирезки – у 3-15 % крестьян. Отрезки в среднем по стране составляли 20% от крестьянского надела; а некоторых губерниях – 30-40% от крестьянского надела. После реформы малоземелье крестьянства приобрело еще более тяжелые формы.

   Крестьянин не мог отказаться от надела, а помещик обязан был предоставить крестьянину надел для выкупа. С согласия помещика крестьянин мог получить безвозмездно, «в дар», ? от «высшей» нормы надела («нищенские», «сиротские»). Они составляли 1 десятину на человека и прокормиться с этой земли было невозможно.

4.      Крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю.

Порядок совершения выкупной сделки

   Государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина. А собственностью крестьянской общины.

Временнообязанный – крестьянин, не расплатившийся за землю.

5.      Размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщина временнообязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами – Уставными грамотами.

6.      За осуществлением реформы на местах следили мировые посредники.

3) Значение отмены крепостного права.

*** В ходе изучения вопроса учащиеся знакомятся с материалом учебника и выписывают значения отмены крепостного права.

Плюсы:

1)ликвидировано крепостничество; изменилась социальная структура общества;

2)создались условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны; появились свободные рабочие руки, увеличился наемный труд;

Минусы:

1)сохранилось основное противоречие в деревне между крупным помещичьим землевладением и малоземельем крестьян, что мешало крестьянам перестроить свое хозяйство на новый лад.

IV. Рефлексия.

1. Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпиголрева,

Пустопорожней волости,

Заплатпова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова,

Неурожайна тож.

а) Определите время, когда могло происходить действие поэмы.

б) Как называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики? Объясните, почему автор дал именно такие названия?

   С 1861 по 1881 гг., до издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп. Названия деревень говорят о бедственном положении крестьянства после реформы 1861 г. Отмена крепостного права не только не улучшила состояние крестьян, но в некоторых случаях даже ухудшила его.

2. Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!…

а) Как вы понимаете слова Некрасова?

б) Можно ли сказать, что отмена крепостного права в России – это единовременный акт?

   Отражает сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы. Страдательной стороной оказались не только крестьяне, но и помещики, лишенные рабочих рук и гарантированного, привычного дохода. Этот акт был длительным процессом, растянувшимся на десятилетия.

V. Домашнее задание.

Прочитать §20. Вопросы на странице 129.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!