СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Социально - экономическое развитие после отмены крепостного права"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права».

 

Тип урока - урок изучения нового материала.

Форма урока – урок-исследование.

 

Цель: опровержение либо подтверждение обучающимися гипотезы: «Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права » в ходе организации исследовательской деятельности учеников.

 

Задачи:

        1)Образовательные:

 формирование исторических знаний о сложностях становления капиталистических отношений в сельском хозяйстве страны, о пути, по которому пошло развитие капитализма в сельском хозяйстве России.   Влияние крестьянской реформы 1861 года на развитие промышленности и транспорта.

         2) Развивающие:

формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, выдвигать гипотезу, осуществлять её проверку; извлекать  необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах, передавать её  развернуто и доказательно; формирование умения аргументированно высказывать свою точку зрения, вести дискуссию. Формирование навыков организации коллективной, групповой  и самостоятельной деятельности.

        3) Воспитательные:

воспитание интереса к истории своего Отечества; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Социально - экономическое развитие после отмены крепостного права"»

Дата: 02.12.2015 г. Классы: 8а, 8б.

Тема: «Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права».


Тип урока - урок изучения нового материала.

Форма урока – урок-исследование.


Цель: опровержение либо подтверждение обучающимися гипотезы: «Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права » в ходе организации исследовательской деятельности учеников.

Задачи:

1)Образовательные:

формирование исторических знаний о сложностях становления капиталистических отношений в сельском хозяйстве страны, о пути, по которому пошло развитие капитализма в сельском хозяйстве России. Влияние крестьянской реформы 1861 года на развитие промышленности и транспорта.

2) Развивающие:

формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, выдвигать гипотезу, осуществлять её проверку; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах, передавать её развернуто и доказательно; формирование умения аргументированно высказывать свою точку зрения, вести дискуссию. Формирование навыков организации коллективной, групповой и самостоятельной деятельности.

3) Воспитательные:

воспитание интереса к истории своего Отечества; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.


Оборудование урока:

АРМ, историческая карта «Экономическое развитие России во второй половине ХIХ в.», учебники по истории России XIX века, документальные материалы к теме урока «Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н. и «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера», раздаточный материал – таблицы, характеризующие экономическое развитие России после реформ Александра II.

  1. Организационный момент.


  1. Актуализация знаний учащихся.

В начале урока создается мотивация к изучению нового материала

Музыка из телепередачи « Что? Где? Когда?», вносится «Черный ящик»

Итак, перед вами чёрный ящик

  1. То, что находится в чёрном ящике, определило судьбу России на долгие годы. Дало надежды на торжество добра и справедливости. Что в чёрном ящике?

Тогда давайте, я следующим вопросом, сужу круг поиска.

  1. Император попросил всех выйти из кабинета, сказав: "Я хочу остаться наедине со своей совестью". Перед ним на столе лежал документ. Какой документ находится в чёрном ящике?

  2. Подскажу. Наедине со своей совестью хотел остаться Александр II. О каком же документе идёт речь?

С последствиями принятия этого документа связана тема нашего сегодняшнего урока. Предложите название темы урока.


Давайте возьмём лишь один аспект предложенных вами тем, а именно - социально-экономический.


На экране тема.

Социальный строй – состав общества, система отношений внутри общества.

Экономический строй – организация производства и торговли в стране.


Вопрос: Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права в России? ДА - НЕТ

Давайте не спешить с ответами. Пусть это будет только предположением, то есть гипотезой урока.


Экран – гипотеза.

Для того чтобы нашу гипотезу подтвердить или опровергнуть, нам нужно выяснить УРОВЕНЬ ………. (слайд) - учебные задачи урока

Называются учебные задачи урока:

1. Выяснить уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.

2. Выяснить уровень развития промышленности в пореформенное время.

3. Выяснить уровень железнодорожного строительства в пореформенный период.

4. Охарактеризовать состояние финансового дела.


Ребята, вы будете работать в группах. А чтобы разбиться на группы - выполним тестовую работу – на повторение дат (карточки отличаются по цвету)

ТЕСТ

III. Распределение заданий группам учащихся.

Садятся по группам

Первая группа будет заниматься сельским хозяйством – вы должны выяснить, каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.

Вторая группа промышленников. Вы определяете, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.

Третья группа выясняет уровень ж/д строительства после реформы 1861 года.

Результатом вашей работы станет создание модели капитализма в России.

Модель капитализма можно представить в виде - корабля.

Мне бы хотелось, чтобы в эту модель вы внесли коррективы, указав особенности российской модели капитализма. Эти особенности вы можете отразить на парусах. У каждой группы свой парус (раздать куски).

У каждого из вас будет своя роль в группе и соответствующее ей задание. Возьмите конверт и выберите себе роль. В каждой группе есть хронографы, они не только следят за временем работы, но и оценивают и корректируют работу каждого в группе, заполняя оценочный лист, теоретики, документалисты будут работать с различными источниками, статисты- с статистическими данными, а понятисты- с понятиями. Аналитик группы будет подводить итог работы группы по ключевому вопросу. Задача художника - дополнить модель капитализма особенностями через цвет.


Аналитик каждой группы отвечает на поставленный вопрос, опровергают или подтверждают гипотезу урока. Дети из группы могут дополнять.

По каждой группе на экран выводы.

Художник прикрепляет парус, объясняя выбор цвета.

IV. Работа учащихся по группам

На выполнение задания учащимся дается 10-15 минут. В ходе работы учащиеся ищут ответы на вопросы. В случае необходимости учитель оказывает им помощь.

Учащиеся в ходе исследования должны приобрести навыки сравнения уровня развития сельского хозяйства, промышленности, железнодорожного строительства до реформ 60 – 70-х годов XIX века и в пореформенный период. Кроме этого, ученики занимаются анализом всех имеющихся данных и обобщают их.

По истечении этого времени начинается разбор каждого задания по группам.

При работе первой группы, определяющей уровень развития сельского хозяйства, выясняется, что сельское хозяйство испытывало кризис, несмотря на некоторые успехи и освобождение крестьян от крепостного гнета. Об этом свидетельствуют и данные таблицы. Согласно этим данным, урожайность хлебов повысилась незначительно, так же, как и средневаловой сбор зерна. Выясняются и причины этого кризиса: недостаток средств у помещиков, неумение и нежелание их вести по-новому свое хозяйство и др. Что касается положения крестьян, они вынуждены были арендовать землю у помещиков и платить за неё огромные суммы денег, а чаще за аренду земли крестьяне обрабатывали землю помещика своим инвентарем и скотом. Кроме того, крестьяне были обременены и другими платежами (выкупными, государственными и земскими налогами и т. д.). Здесь нужно добавить, что крестьяне не получили фактически и гражданских прав, в отличие от других сословий, хотя и были освобождены от крепостного гнета. Социальное положение крестьян осталось тяжелым.

При обсуждении текста документа, становятся ясными следующие причины ухудшения развития крестьянского хозяйства после реформы 1861 года: это наличие так называемых «отрезков».

В итоге делается вывод, что в сельском хозяйстве предстояло решить еще много проблем. Прежде всего, это ликвидация остатков крепостничества (таких, как наделение крестьян гражданскими правами наравне с другими сословиями, ликвидация «отрезков», кабальных условий аренды и др.).

При работе второй группы, определяющей уровень развития промышленности, учащиеся показывают успехи в развитии этой отрасли. Это видно по данным, как представленной таблицы, так и текста учебника. По карте учащиеся выявляют те отрасли, которые наиболее преуспели в пореформенный период: металлургической, текстильной, пищевой. Кроме того, выясняются изменения в размещении отраслей, увеличение значения юга в развитии экономики. Подчеркивается возрастающее значение Донбасса (по добыче руды и угля), Кривого Рога (железной руды), Кавказа (по добыче нефти). Учащиеся должны отметить становление машиностроительной промышленности, появление крупных заводов в Москве и Петербурге. Также обращается внимание учащимися на то, что больших успехов достигла свеклосахарная промышленность в черноземных губерниях России. Отмечается и рост численности рабочих за счет освободившихся крестьян, уходивших в город на заработки.

В заключение своей работы учащиеся второй группы делают вывод, что в развитии промышленности в пореформенное время наблюдались перемены к лучшему. Также подчеркивается, что и в этой отрасли экономики были определенные трудности, например, российская промышленность - отставала от промышленности передовых стран по масштабам и размерам производства на душу населения, по темпам роста производительности труда.

Работа третьей группы выявляет успехи в развитии железнодорожного строительства, причины «железнодорожной горячки». Это можно подтвердить данными из предложенной таблицы и карты. Учащиеся подчеркивают значение железных дорог для развития экономики. Это видно из документа, который изучили учащиеся. В заключении ребята делают вывод, что Россия совершила огромный шаг вперед в развитии железнодорожного строительства.

Здесь же отмечаются и тяжелые условия работы строителей дорог. Можно обратиться к известному стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога».

В ходе общей работы учащиеся пришли к определенным выводам. При работе последней группы выявляется связь между развитием железнодорожного строительства и финансовой политики.

Учащиеся знакомятся с финансовой политикой государства. Делается вывод о значении развития финансового дела. Учащемуся заранее было дано опережающее задание - сделать сообщение о развитии финансового дела в России.

V. Работа экспертной группы.

Экспертная группа, выслушав выступления учащихся из трех групп, делает вывод вместе с группой об уровне социально-экономического развития России в пореформенный период. Группа сравнивает дореформенное развитие страны и после реформ. Она высказывает свое мнение о соответствии истине выдвинутой гипотезы, приводя в доказательство необходимые аргументы. Модель с её особенностями создана. Наш корабль капитализма продолжает путь, а впереди его ждут новые трудности и испытания.


VI. Рефлексия.

В ходе рефлексии идет обсуждение остальными учащимися выдвинутой гипотезы. Учащиеся в ходе обсуждения выявляют степень её соответствия истине. Они могут высказывать различные точки зрения по этому вопросу. В итоге, они приходят к выводу, что в целом реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему социально-экономического развития России. Это касается промышленности, железнодорожного строительства, финансового дела. Однако по-прежнему отставало сельское хозяйство, в котором имели место пережитки крепостничества. Учащимся можно предложить изменить формулировку гипотезы.

В измененном варианте гипотеза может принять следующий вид:

«Реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему промышленности, железнодорожного строительства и финансового дела в России, но в сельском хозяйстве сохранялись еще остатки крепостничества».











Задания первой группы.

Выяснить, каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенный период.

  1. Аналитик

Подвести итог по ключевому вопросу

  1. Теоретик

1 .Объясните, почему разорялись помещичьи хозяйства в период после реформ? (по тексту учебника).

2.Объясните, почему крестьянские хозяйства испытывали кризис в пореформенный период? (по тексту учебника).


  1. Документалист

По тексту документа «Письма из деревни» А. Н. Энгельгардта ответьте на вопросы:

1. Что такое отрезки?

2. Какую выгоду извлекали из отрезков помещики?

Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских хозяйств?


А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879 г.

...Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих дерев­нях крестьяне получили в надел менее того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение помещика и составила так называемые отрезки... Где есть отрез­ки, там крестьяне беднее и недоимок более. Очень часто можно видеть, что деревни, даже не имеющие полного надела, но по­лучившие то количество земли, каким они пользовались при крепостном праве, живут зажиточнее, чем те деревни, которые хотя и получили полный надел, но у них были отрезки...

У нас повсеместно за отрезки крестьяне обрабатывают помещикам землю — именно работают... как при крепостном праве, то есть на своих лошадях, со своими орудиями произ­водства...

Добро бы еще эти отрезки сдавались крестьянам за аренд­ную плату деньгами, а то нет — непременно под работу. И что всего нелепее, очень часто вся эта работа не приносит помещи­ку, вследствие его неумелого хозяйства, никакой пользы и бес­плодно для всех зарывается в землю. В нашей местности я один только пример знаю, что крестьяне платят за отрезки деньгами, да и то только потому, что имение находится в аренде у купца, который хозяйством не занимается и в крестьянской полевой работе не нуждается... Для многосемейных зажиточных крестьян, у которых во дво­рах много работников и работниц, много лошадей и исправная снасть, отработать за отрезки... еще ничего, но для одиночек-бедняков, у которых мало лошадей, отработка...— чистое разо­рение.





  1. Понятист

Объясните понятия:

Аренда

Временнообязанные

« отрезки»

Надел

  1. Статист

Сравните показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

  1. Художник

Задача художника - дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.

Белый цвет - Не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.



  1. Хронограф

-следить за временем;

-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист



Ф. И.

Умение работать в группе

Аргументация своей точки зрения

Участие в реализации общей проблемы







































Задания второй группы

Определить, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.

  1. Аналитик

Подвести итог по ключевому вопросу.



  1. Теоретик

Прочтите текст учебника - пункт «Промышленный подъем» и ответьте на вопросы:

1. Что было характерно для развития пореформенной промышленности? 2.Почему российская промышленность, несмотря на успехи, испытывала трудности?

Прочтите текст учебника, ответьте на вопрос:

Как изменилось размещение отраслей промышленности в период после реформ?

( по тексту учебника и карте в учебнике «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.»).































  1. Документалист

Из «Воспоминаний старого рабочего» Б. И. Немчинова

Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев - своя одежда и обувь, хозяйский стол и квартира.

Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской ра­ботало 16 мастеровых и 19 мальчиков. Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, 1/2 часа на утренний чай - мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и черного хлеба ломоть; вечером, в 5-м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состоя­ли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с са­лом, но все наедались досыта. Работа была тяжелая, и проработав 12, чаще всего 12 1/2 часов (так как хозяин старался всегда подвести часы), мы спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6-7 часов. Вследствие усталости мы так крепко засы­пали, что клопы и вши могли нас живыми съесть - не услышим. И так было не у одно­го нашего хозяина, но у всех, а у многих и хуже.

В 1886 году я поступил работать в другую мастерскую - слесарное заведение Ку­приянова. Здесь распорядки были даже хуже той мастерской, где я работал раньше, и постановка производства была хуже. Рабочих работало около 40 человек. Спальни бы­ли очень скверные, рабочие жили землячествами, преобладали можайские и тульские, народ совсем темный, деревенский. Прожив в этой мастерской семь месяцев, я пере­шел 4 мая 1887 года работать в Брестские железнодорожные мастерские, в токарный отдел Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преимущества: 10-часовой рабочий день, от­пуск на пасху - неделя, а на святки - две недели, аккуратная уплата заработка. Недора­зумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных расценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоремонтного цеха и токарной выходили на канаву против цеховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к конторе правления, к управляющему мастерских Ярковскому, перед дверью ко­торого собирались все рабочие. Выходил управляющий, выступали вперед те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками... Обыкновенно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавля­лись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования, это-то понимали все рабочие.

Термины:

полудничать - принимать пищу в промежуток времени между обедом и

ужином;

Землячество - братство, кружок, братия.

Вопросы и задания к документу:

- Кто автор произведения?

- О каком времени он вспоминает?

- На каких предприятиях он трудился?

- Что известно об условиях труда на этих предприятиях?

- Перечислите общие для всех предприятий условия труда?

- На каком предприятии условия труда были лучше? С чем это связано?

- Как вы понимаете слова документа: «но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования»?


  1. Понятист

Объясните понятия:

Слои общества

Социальная структура

Промышленный переворот

Концессия

Кредит

Товарное производство

5.Статист

Сравните показатели развития промышленности до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

6.Художник

Задача художника - дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.

Белый цвет - Не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены

7. Хронограф

следить за временем;

-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист

Ф. И.

Умение работать в группе

Аргументация своей точки зрения

Участие в реализации общей проблемы

































Задания третьей группы

Выяснить уровень железнодорожного строительства после реформы 1861 года



  1. Аналитик

Подвести итог по ключевому вопросу.



  1. Теоретик

Как повлияло железнодорожное строительство на социально-экономическое развитие России.

1. Почему период с 1868 - по 1872 года вошел в историю как период «железнодорожной горячки» и в чем заключались её причины? (по тексту учебника и по карте).

2. Сделайте вывод, как изменился ассортимент грузов, перевозимых по железным дорогам в период до и после реформы? (из таблицы).

промышленности и, наоборот? (по тексту учебника).

  1. Документалист

Из программной записки министра финансов М. X. Рейтерна. 1866 г.

Сооружение железных дорог можно назвать не только на­стоятельной потребностью, но и положительно важнейшею для будущности России задачею правительства. Увеличенный посред­ством железных дорог вывоз за границу представляется единст­венно возможным исходом для расстроенного нашего денежно­го обращения и, следовательно, для кредита государственного и финансов вообще; экономическое положение России может быть существенно улучшено также лишь посредством железных дорог, которые дадут ценность ее произведениям и, следова­тельно, достаточное вознаграждение труду и безбедный доход с земли; в финансовом отношении можно ожидать существен­ного увеличения доходов лишь от улучшения экономического быта, который находится в зависимости от улучшения путей со­общения; наконец, даже в политическом отношении воз­можность скорого передвижения от центра к окраинам должна умножить силу России.

Вопросы к документам: 1. Что такое отрезки? 2. Какую выгоду извлекали из отрезков помещики? 3. Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских хозяйств? 4. В чем видится министру финансов России финансово-экономическое и политическое значение развития железнодорожной сети в стране?












H. А. Некрасов. «Железная дорога»

Ваня (в купеческом армячке): Папаша! Кто строил эту дорогу?

Папаша пальто на красной подкладке): Граф Петр Андреич Клейн­михель, душенька!

Разговор в вагоне:

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден -

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие - в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские...

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные...

Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,

То сторонами бегут.

Слышишь ты пение?... В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

Все претерпели мы, Божии ратники,

Мирные дети труда!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,

Ты уж не маленький!... Волосом рус,

Видишь: стоит изможден лихорадкою,

Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих ногах,

Вечно в воде, по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век...

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Знаете, зрелищем смерти, печали

Детское сердце грешно возмущать.

Вы бы ребенку теперь показали

Светлую сторону....

Рад показать!

Слушай, мой милый: труды роковые

Кончены - немец уж рельсы кладет.

Мертвые в землю зарыты; больные

Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался...

Крепко затылки чесали они:

Каждый подрядчику должен остался,

Стали в копеечку прогульные дни!

Все заносили десятники в книжку -

Брал ли на баню, лежал ли больной:

«Может и есть тут теперича лишку,

Да вот, поди ты!...» Махнули рукой...

В синем кафтане - почтенный лабазник,

Толстый, присадистый, красный, как медь,

Едет подрядчик по линии в праздник,

Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно...

Пот отирает купчина с лица

И говорит, подбоченясь картинно:

«Ладно... нешто.,. .молодца!...молодца!...

С Богом, теперь по домам, - поздравляю!

(Шапки долой - коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю

И - недоимку дарю!...»

Кто-то «ура» закричал. Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:

С песней десятники бочку катили...

Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей - и купчину

С криком «ура»! по дороге помчал...

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?...





Термины:

артель - объединение людей для совместного выполнения какой-либо ра­боты;

десятник - надсмотрщик над рабочими при земляных, строительных и дру­гих работах;

подрядчик - человек, который обязуется под свою ответственность выпол­нить по заданию заказчика определенную работу с использованием соб­ственных материалов или материалов заказчика, самостоятельно или, наняв людей;

лабазник - человек, торгующий мукой, отрубями.

Вопросы и задания:

- Кто автор произведений?

- В каких исторических условиях было создано произведение?

- О работе на каком предприятии идет речь?

- Каковы условия труда рабочих?

- Что заставляет рабочих трудиться в таких нечеловеческих условиях?




































  1. Понятист

Наёмный рабочий

Буржуазия

Стачка (забастовка)

Гражданские права

Пошлина

5.Статист

Сравните показатели развития железнодорожного строительства до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

6.Художник

Задача художника - дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.

Белый цвет - Не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.

7. Хронограф

-следить за временем;

-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист


Ф. И.

Умение работать в группе

Аргументация своей точки зрения

Участие в реализации общей проблемы







































Источники информации

1.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина история России XIX век, 8 класс, Москва, Просвещение, 2010 г.

2.М. Н. Зуев История России с древнейших времен до начала XXI века для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие -11-е издание, пересмотр. - М.: Дрофа, 2008.

3. Н.И. Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3-х томах. Том второй - Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г;

4. И. В. Курукин, И. В. Волкова, С. В. Леонова. История Отечества: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. 3-е изд., стереотип-М.: Дрофа, 2005.

5. С.В. Новиков История. Для поступающих в вузы и подготовки ЕГЭ. - М.:-АСТ: СЛОВО,2011.

6.В.Г. Петрович, Н.М. Петрович Уроки истории. 8 класс. - М.: ТЦ Сфера,2003

7.Поурочные разработки по истории России XIX век, 8 класс, Москва, Вако, 2009 г.

8. Энциклопедия для детей. История России. Ч.1. От древних славян до Петра Великого.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007.

9. http://pedsovet.su