КТО И КАК ПРЕДОХРАНЯЕТ НАС ОТ БОЛЕЗНЕЙ
Как организм помогает себе сам
I. Повторение причин болезней
П. Беседа по теме
— Как часто вы болеете?
— Всегда ли заболеваете во время эпидемий гриппа?
— Болеете ли вы, если сильно замерзли или промочили ноги?
— Как вы думаете, почему?
— Знакомо ли вам слово «адаптация»? Что оно обозначает?
В словаре иностранных слов записано: адаптация - приспособление организма к условиям существования... и изменению окружающих условий (запись в тетрадь). Приспосабливаясь к изменению внешних условий, организм мобилизует свои внутренние резервы и защищает себя от внешней инфекции, переохлаждения или перегрева. У одних людей организм сильный и хорошо себя защищает, организм других людей требует помощи. Первым заслоном на пути инфекции служит кожа и выделяемые ею вещества. Антимикробным действием обладает слизистая оболочка рта, некоторые вещества желудка и кишечника. Но есть и другие защиты от болезней.
III. Режим дня
— Кто из вас в одно и то же время ложится спать и встает утром, обедает, делает уроки?
— Как вы считаете, это очень важно для вашего здоровья?
Соблюдение режима дня - это тоже защита от болезней. Режим дня - это правильное сочетание и чередование труда, занятий и отдыха.
Если человек ест, спит, работает и отдыхает в одно и то же время, его организм привыкает к такому распорядку, работает в полную силу, меньше устает, реже болеет. Человек успевает сделать больше дел.
IV. Оздоровительная минутка:
Я гуляю по дорожке (шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)
V. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?»
Назовите правила, которые помогут вам быстро и легко приготовить уроки (ставьте «+» или «—»):
1) — в комнате может быть душно;
— комната должна быть проветрена;
2) - в комнате должно быть тихо - это помогает сосредоточиться;
— включенный телевизор или радио помогут сосредоточиться;
3) - сначала надо выполнять трудные задания;
— сначала лучше сделать легкие задания;
4) — не надо тратить время на черновик, лучше писать сразу в чистовик;
— следует выполнять уроки на черновике, потом переписать в чистовик;
5) - после выполнения трудных заданий необходимо отдохнуть 10-15 минут (подмести пол, вытереть пыль и т.д.)
— после выполнения трудных заданий хорошо полежать 10—15 минут, почитать книгу, посмотреть телевизор. Чего получилось больше: «+» или «—»?
VI. Памятка «Как правильно готовить уроки»
Составим памятку вместе:
1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
2. Проветри комнату за десять минут до начала занятий.
3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
4. Сотри со стола пыль. Приготовь чистые листы для черновика.
5. Проверь, на своем ли месте настольная лампа (дальний левый угол).
6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
7. Приготовь письменные принадлежности для занятий, тетради, учебники, дневник.
8. Убери со стола все лишнее.
9. Пришло время начать работу. Сядь поудобнее, открой учебник...
VII. Творческая часть: схематично, указывая время, рисуем режим дня школьника.
VIII. Итог
- Что такое адаптация?
— Что означает выполнять режим дня?
- Составьте для себя дома режим дня, если у вас его нет.