СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Кто такие насекомые?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи  урока: сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках;

воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

развивать творческое воображение обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Кто такие насекомые?"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВСКОЕ»

694403, Тымовский район, с. Кировское,

ул. Центральная, 71. Тел. 95-1-44

[email protected]

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Номинация «Лучший сценарий урока по естественно – математическим предметным областям в начальной школе»







Сценарий урока окружающего мира

Кто такие насекомые?





Выполнила: Сидоренко Александра Владимировна.















Кировское, 2016

Тема. «Кто такие насекомые?»

Класс: 1

Предмет: окружающий мир

Средства обучения (УМК): Школа России, автор: А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 ч. А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1. А.А.Плешаков. Атлас – определитель «От земли до неба»; предметные картинки с изображением насекомых, растений, животных; презентация, аудиозапись.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить с признаками насекомых и выявить их важнейший признак.

Задачи урока: сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках;

воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

развивать творческое воображение обучающихся.

Планируемые результаты:

-личностные

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношение к мнению других; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

-метапредметные

Регулятивные - овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства их осуществления.

Познавательные - освоить способы решения творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

-предметные
обучающиеся научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам.



Ход урока:

1.Организационный момент.

-Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

-Ребята, здравствуйте! Проверьте готовность к уроку. Тихонько садитесь на свои места. (Слайд1)

2. Актуализация знаний.

 Мы вновь отправляемся в путешествие. Мне очень приятно путешествовать вместе с вами, я рада видеть ваши улыбки, а ваши глаза говорят мне о том, что вы не просто путешественники, вы – любознательный народ и хотите много знать .А помогать нам будет Мудрая Черепаха, которая всегда с нами на уроках окружающего мира.

  - Кто ещё пришёл к нам на урок такой же любознательный, как и вы? (Муравей-Вопросик).

 - Да, встречает нас Муравей-Вопросик. (Слайд 2)

- Почему его прозвали Вопросиком? (Он обо всём спрашивает).

-Он спрашивает, а что вы запомнили с прошлого урока?

(Деревья можно разделить на 2 группы) (Слайд 3)

-Какие деревья называют широколиственными? (Листья в виде пластинок.) Хвойными?(Листья имеют вид иголок. Это хвоя.) (Слайд 4)

-Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму иголки? (Лиственница).(Слайд 5)

-Так почему оно называется лиственницей? (Потому что хвоинки на зиму опадают, как у лиственных деревьев).(Слайд 6)

-Молодцы, ответили правильно.

3.Постановка учебной задачи.

- Но Муравьишка, ребята, спешил к нам на урок не один, а с другом…. (Слайд 7 ) (Кузнечик и паук.)

-Ой, да здесь их двое. Но друг то один.

- Кто же из них друг Муравьишки? Он очень хочет, чтобы вы сами узнали об этом и рассказали дома.

-Кто же ему друг, как вы думаете? (Разные предположения)

-Почему паук? Почему кузнечик? (Это насекомые)

- Почему так думаете? А как отличить насекомое от других живых существ? (Разные предположения детей).

- Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка – Вопросик для того, чтобы помочь вам узнать, что же объединяет всех его друзей и узнать, а кто же он сам, Муравей? Здесь живут его друзья. Но кто же они? Чтобы это узнать, разгадайте загадки:

1) На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик).

2) Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. ( Бабочка).

3) Я поменьше, чем пчела, а зовут меня….(Оса).

4)Летит-гудит, сядет - молчит. (Шмель).

5) Летит, пищит, ножки длинные тащит, случай не упустит: сядет и укусит.(Комар).

6) Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.(Стрекоза).

7)Целый день летает, всем надоедает; ночь настанет, тогда перестанет.(Муха).

- Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд 8)

  - Это все его друзья, и у них у всех один важный отличительный признак.

-А вы знаете, какой важнейший признак отличает всех насекомых от других животных?(Нет)

-Значит, чему мы сегодня будем учиться на уроке? Что нового узнаем? ( Узнаем, кого называют насекомыми и как их отличить от других живых существ.)

4. Самоопределение к деятельности.

- Кто запомнил друзей Муравьишки – Вопросика и сможет перечислить? (Пчёлы, бабочки, кузнечики, шмели, жуки, стрекозы.)

- Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые.)

-Кто напомнит, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)

- Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)

- Сможете ответить, почему? (Нет)

-А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравьишке? (Слайд 9)

Муравьёв на земле насчитывается около одного миллиона видов. У них есть свои цари, рабы, рабочие и солдаты. Всё, как у людей почти. Если посадить одного муравья в банку, то он погибнет. А в муравейнике он может прожить до двух лет. Потревоженный муравей выстреливает из железы вещество тревоги. Почувствовав его запах, то же самое делают другие муравьи. Есть семьи рыжих лесных муравьёв. Одна самка в среднем живёт около десяти лет. Муравьи предпочитают жить в обществе.

- Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

                                         (Бабочка) (Слайд 10)

Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают).

Физкультминутка.

Спал цветок, (дети присели)

И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись)

Больше спать не захотел! (покачали головой)

Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками)

Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места).

5.Открытие детьми новых знаний.

1) - Посмотрите на доску. (На доске прикреплены картинки с изображением берёзы, жука, белки, подсолнуха, бабочки, рыбы.) К сожалению, кто-то перепутал все картинки. Давайте вместе разберёмся, где животные, а где растения. (Дети распределяют картинки на две группы) (Слайд 11)

- Жук и бабочка – это кто? Куда вы их отнесли? Какое же первое открытие мы с вами сделали? (Насекомые тоже животные).

2) Работа с учебником.

- Откройте учебник на 32 странице, прочитайте учебную задачу. Совпало ваше предположение о том, что нового мы сегодня узнаем?

- Рассмотрим иллюстрации на страницах учебника.

- Посчитайте, сколько ног у насекомых? (Шесть). (Слайд 12)

- Какие части тела вы увидели? ( Голова, грудь, брюшко.) (Слайд 13)

- Что есть на голове у насекомого? (Усики, глаза.)

- Усики и глаза, это органы чувств у насекомых.

- Что крепится к груди? (Ноги, крылья.)

- Ноги и крылья, это органы передвижения).

- А в брюшке находятся внутренние органы.

- Какое второе открытие мы с вами совершили? ( Узнали, что у всех насекомых шесть ног.)

-Можно сказать, это самый важный отличительный признак всех насекомых? (Да.)

- А что же сказала Мудрая Черепаха Муравьишке – Вопросику? Прочитайте об этом на с.33 учебника. Совпали ли ваши предположения, как отличить насекомое от других животных. ( Читают вывод в учебнике.)

-Что ещё узнали? ( У них есть голова, грудь, брюшко, крылья).

- Внимательно рассмотрите брюшко насекомых. Что заметили на нём? (Есть полоски).

- Это насечки. Кто догадался, почему их назвали насекомыми? ( От слова насечки).

- Это третье открытие.

-Послушайте стихотворение и скажите, какую работу выполняют насекомые в природе.

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Цветок всю ночь готовит мёд,

Пчелу-сластёну в гости ждёт.

Бери, мол, но как другу, окажи и мне услугу:

Пыльцу мучную перенеси соседу…

Пчела несёт её и вот, цветок увял, но зреет плод.

-Четвёртое открытие: насекомые в природе выполняют важную работу – опыляют растения. (Слайд 14)

-Какие из насекомых опасны для человека? ( Мухи, комары.)

- Хорошо ли было бы, если бы исчезли мухи и комары? (Нет. Если они исчезнут, то не будет корма для птиц. Некоторые виды птиц могут исчезнуть.)

-Какой сделаем вывод? (В природе нет ничего лишнего.)

- В природе всё взаимосвязано. Исчезновение одного из видов приведёт к исчезновению другого.

- Вернёмся к слайду и попробуем ответить на вопрос: скажите, кто друг Муравьишке, паук или кузнечик? Почему? (Друг кузнечик, у него шесть ног, а у паука восемь.) (Слайд 15)

-Это особая группа-паукообразные. У них в отличие от насекомых восемь ножек и нет крыльев. На брюшке у пауков есть желёзки, из которых выделяется жидкость, она застывает на воздухе в виде ниточки – паутинки.

- Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых шесть ног.)

- Какой сделаем вывод? (Паук не насекомое.)


6. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику, с. 33.

- Посчитайте, сколько туфелек принёс Муравьишка бабочке? (Шесть.)

-Почему? ( У бабочки шесть ног, потому что она – насекомое.)

- Кто знает, как называется это насекомое? (Учитель показывает богомола). Где мы можем это узнать? Точно узнать название этого насекомого нам поможет атлас-определитель «От земли до неба». Найдите это насекомое в атласе – определителе. Прочитайте. Что можете о нём рассказать? Почему это насекомое? Докажите. (Дети считают количество ножек.) (Слайд 16)

- Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом.

Богомол обычно стоит на четырёх лапках, а передние держит сложенными впереди. Как будто молится. На самом деле он не молится, а поджидает жертву – других насекомых. Богомол – насекомое юга, поэтому на Сахалине мы его не встречаем.


Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два  изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.


7. Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют задание №1 в рабочей тетради на с. 23.

-Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы узнали? Посчитайте ножки.

-Выполните задание.

-Какой цвет вы выбрали для кузнечика? (Зелёный).

-Какой цвет выбрали для шмеля? (Жёлтый, коричневый, чёрный).

-Почему кузнечик зелёный, а шмель пёстрый? (Кузнечику зелёная окраска помогает спрятаться от врагов. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пёстрой окраской предупреждает, что может пустить в ход своё жало, а это опасно для других.)

8. Включение в систему знаний.

- Создадим хорошее настроение, улыбнёмся друг другу и продолжим работу.

1)Учащиеся выполняют задание 2 в рабочей тетради.

- По сколько ножек у каждого насекомого? (По шесть.)

-Оцените работу в парах. Обменяйтесь тетрадями.

2)Работа с учебником.

Учащиеся выполняют творческое задание в учебнике (придумывают сказочные истории по рисункам).

-Кто не успел придумать свою историю, попросите взрослых дома помочь вам в этом.

9. Рефлексия.

-Какие открытия на уроке вы сделали?

-Как нужно относиться к насекомым?

-Понравилось ли вам делать открытия для себя и других?

-А знаете ли вы, что есть наука, которая изучает жизнь насекомых? Она называется энтомология. Вы тоже можете стать учёными-энтомологами.

- А сейчас оцените свою работу на уроке. В дневнике нарисуйте смайлик. Если было интересно на уроке, во всём разобрались, нарисуйте улыбку. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа, нарисуйте смайлик без улыбки. Если не разобрались в теме, было неинтересно, нарисуйте грустное изображение. (Слайд 17)

- Расскажите, почему выбрали такой смайлик. Помогите друг другу.

10. Подведение итогов урока.

-Расскажите Мудрой Черепахе, что главное вы запомнили сегодня на уроке.

(Насекомые - это животные, у которых шесть ног.) (Слайд 18)

11. Рекомендации для занятий дома.

-Кто напомнит, что нужно сделать дома? (Попросить взрослых помочь придумать сказочную историю про насекомых по рисункам на стр. 33 учебника).

-Спасибо за урок! (Звучит песня.) (Слайд 19)



Список литературы:

  1. Атлас-определитель «От земли до неба»

  2. Н.И. Романова. Книги о насекомых.

  3. Ю. Дмитриев. Соседи по планете. Насекомые.

  4. Интернет-ресурсы.





Приложение:

  1. Презентация «Кто такие насекомые?».

  2. Аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик».












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!