Урок по теме «Лекарства»
Цель урока:
Дидактическая:
- изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;
- дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах;
- выявить зависимость организма человека от лекарственных препаратов.
Развивающая:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма;
- выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду.
Воспитательная:
- показать практическое значение лекарственных препаратов;
- показать результаты работы медицинской химии как науки.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с научными и практическими достижениями медицинской химии и фармакологии;
- познакомить учащихся с проблемами человечества, которые возникли в результате безконтрольного производства и употребления лекарственных препаратов.
Оборудование: компьютер (ноутбук), экран, презентация к уроку, аптечка с лекарственными препаратами, химические реактивы – гидроксид натрия, вода, спирт, ацетилсалициловая кислота, аспирин, держатель для пробирок, спиртовки, спички, глюконат сальция
Ход урока:
Орг.момент .
Изложение нового материала
Я хотела бы на наш урок пригласить змею, так как вы думаете, что она символизирует? (Мудрость, хитрость, смена кожи, регенерация и т.д.)
Перед вами имена знаменитых, талантливых людей и причина их смерти:
Шуберт 1797-1828 (31год) - тиф
Вагнер 1747-1779 (32года) – туберкулез
Гауф 1802-1827 (25лет) – тиф
Чайковский 1840-1893 (53года) - холера
Рафаэль 1483-1520 (37лет) – сердечная недостаточность
Учитель: Перед вами различные лекарственные препараты. Как вы думаете, что связывает между собой понятия – змея, болезнь, таблетки.
Учитель: Назовите тему нашего урока.
Учащиеся называют тему урока?
Сформулируйте цели нашего урока.
Отметьте – знал, узнал, хочу узнать.
В далеком прошлом лекарства и яды обозначались одним и тем же словом. Так, древнегреческое слово «фармакон» и древнерусское «зелье» приобрели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства стали называть «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм.
Учитель: Скажите, какие возникают у вас ассоциации со словом лекарства – аптека, фармацевт, провизор, рецепт, лекарство, врач.
Мы все сегодня находимся в аптеки, и вы все являетесь провизорами. А кто они такие?
-Лекарства - это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию и динамике;
--Лекарства (лекарственные средства) — это вещества и продукты, применяемые для профилактики, диагностики и лечения болезней человека и животных.
-- Лекарственные препараты — дозированные лекарственные средства, готовые к применению
-- Лекарственный препарат – это вещество, изменяющее работу организма. Препараты можно глотать, вдыхать, вводить посредством инъекций, они впитываются через кожу, закапываются в глаза
Для чего применяют лекарства?
-Лекарства как химические вещества применяют внутрь или наружно с целью: лечения, диагностирования заболевания или уменьшения боли; оценки физического, функционального или психического состояния больного; восполнения потерь крови или других жидкостей организма; обезвреживания болезнетворных микроорганизмов; влияния на функции организма или психическое состояние человека и т.д.
-- Как называется наука, занимающаяся изучением лекарственных средств? (Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется фармакологией).
Фармаколо́гия (от греч. φάρμακον — «лекарство», «яд» и λόγος — «слово», «учение») — медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм; в более широком смысле — наука о физиологически активных веществах вообще и их действии на биологические системы. Если вещества используются в фармакотерапии, их называют лекарственные средства.
Учитель: Для того чтобы быть провизором, нужно знать историю фармакологии и лекарственных препаратов.
Сообщение учащегося «История фармакологии»
Вывод: Какой вклад внесли выдающиеся деятели каждого исторического периода?
Учитель: На сегодняшний день существует просто огромное количество лекарственных препаратов, всевозможных антибиотиков, БАДов, история открытия которых не известна людям. Но вот что нельзя оставить без внимания, так это открытие такого известного антибиотика, как пенициллин.
Сообщение учащегося «Открытие пенициллина»
В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. Вырастив колонии культурыStaphylococcus, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью Penicillium — веществом, из-за которого хлеб при долгом лежании становится зеленым. Вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. В последствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». Это и был первый современный антибиотик.
Принцип работы антибиотика состоит в торможении или подавлении химической реакции, необходимой для существования бактерии. Пенициллин блокирует молекулы, участвующие в строительстве новых клеточных оболочек бактерий — похоже на то, как наклеенная на ключ жевательная резинка не дает открыть замок. (Пенициллин не оказывает влияния на человека или животных, потому что наружные оболочки наших клеток коренным образом отличаются от клеток бактерий.)
В течение 1930-х годов предпринимались безуспешные попытки улучшить качество пенициллина и других антибиотиков, научившись получать их в достаточно чистом виде. Первые антибиотики напоминали большинство современных противораковых препаратов — было неясно, убьет ли лекарство возбудителя болезни до того, как оно убьет пациента. И только в 1938 году двум ученым Оксфордского университета, Говарду Флори (Howard Florey, 1898–1968) и Эрнсту Чейну (Ernst Chain, 1906–79), удалось выделить чистую форму пенициллина. В связи с большими потребностями в медикаментах во время Второй мировой войны массовое производство этого лекарства началось уже в 1943 году. В 1945 году Флемингу, Флори и Чейну за их работу была присуждена Нобелевская премия.
Благодаря пенициллину и другим антибиотикам было спасено бесчисленное количество жизней. Кроме того, пенициллин стал первым лекарством, на примере которого было замечено возникновение устойчивости микробов к антибиотикам.
Учитель: Мы узнали историю фармакологии. Скажите, какие лекарственные препараты выпускаются во всем мире.
Слайд № Лекарственные формы
Жидкие | Твердые | Мягкие |
1. Растворы (водные, спиртовые, масляные, глицериновые). 2. Настои. 3. Отвары. 4. Настойки. 5. Микстуры. 6. Слизи. 7. Эмульсии. 8. Суспензии. | 1. Порошки. 2. Гранулы. 3. Таблетки. 4. Драже. 5. Пилюли. 6. Капсулы. 7. Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья. | 1. Мази. 2. Пасты. 3. Свечи. 4. Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением. |
Лекарственных препаратов очень много. 1891 году русским ученым Д.Л. Романовским был сформулирован принцип: «вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте».
В медицинской практике используются около 25 тыс. лекарственных препаратов. При этом почти 90 % лекарств разработаны в последние десятилетия, что позволяет говорить о «фармацевтическом взрыве». Растет не только число лекарственных средств, но и сила их воздействия на организм. Различные государства, фармакологические заводы выпускают разные лекарственные препараты. Как вы считаете, одинаковые ли все они. Разные цены, а каково их действие. Вот это мы сейчас с вами и определим.
Лабораторный практикум.
Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты.
Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин.
Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается?
Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.
Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавьте по 2-3 мл разбавленного раствора NaOH. Изменилась ли растворимость веществ?
Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавьте несколько капель раствора хлорида железа. Что наблюдается?
Лабораторный опыт 2: Определение качественного состава препарата.
Измельчите таблетку феррум Лек (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл).
1. Проведите качественные реакции.
2. Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария,
3. Сделайте вывод о качественном составе препарата.
Пояснения: Основываясь на предложенной информации, исходя из названия препарата и используя метод исключения, учащиеся делают предположение о наличии в составе соли катионов Fe+2, Fe+3 и анионов SO4-2, Cl-. Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что состав соли – FeSO4.
Учитель: изучив химический состав лекарственных препаратов, к какому выводу вы пришли? Лекарства может быть как лекарственным препаратом, так и ядом в большом количестве.
Разнообразие лекарственных препаратов (презентация)
VI. Обобщение знаний
--давайте попытаемся обобщить полученные знания и сделать основные выводы
(в предложении вставить пропущенные слова или словосочетания)
Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.
слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.
6. Подведение итогов урока
-- Английский врач Дэвид Уильямс высказал мысль: «Сегодня рядовой Homosapiens обладает значительной свободой определять собственную судьбу. Поэтому его следует ознакомить с химией в достаточной мере, чтобы он представлял результаты применения лекарственных препаратов или их комбинаций»
Отметьте: знал, узнал, хочу узнать.
--оценки за урок
VIII. Рефлексия
IХ. Домашнее задание параграф параграф 20, стр 155
Rp:
Рецепт «идеального лекарства»: возьмите синеву неба, тихий шелест ветра, добавьте пение жаворонка, бабочку на цветке. Разбавьте водой чистого озера, подогрейте на лучах солнца, дайте настоятся в течение всех времен года. Принимай вместе со свежим воздухом и хорошим настроением 3 раза в день курсом 365 дней. Крепкое здоровье в этом случае гарантируется. И вам не нужны ни какие лекарства.