СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Лев Кассиль как человек и писатель".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к видеоуроку В условиях введения ФГОС основного общего образования  каждому учителю важно осознавать необходимость формирования у учащихся универсальных учебных умений (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), поскольку в конечном итоге мы должны воспитать личность, готовую  к самообразованию, к самореализации, абсолютно адаптированную к жизни в современном обществе. Безусловно, это должен быть человек любознательный , деятельный, умеющий критически мыслить. В данных условиях  современному учителю просто необходимо ориентироваться  в широком арсенале инновационных технологий, методов, стратегий, приемов, которые направлены на развитие ребенка. Начну с модели обучения. В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус-методы и формы (относится к дидактике),нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, жесты, отношение к ученику ), является педагогическим искусством. Технология же, как мне представляется, состоит в том, что мы называем педагогической техникой, которая понимается как форма организации поведения учителя в обстоятельствах школьного урока и представляет собой  комплекс профессиональных умений , связанных с умением управлять собой и ученическим коллективом, умением взаимодействовать с учащимися в процессе решения педагогических задач, при этом быть для учащихся партнером, а не единственным источником знаний. Очевидно , что эффективно и целесообразно то обучение, при котором исходные условия не выделяются учителем, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи урока . Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми.  Урок литературы в 5 гуманитарном классе,  отдельные фрагменты которого будут представлены вашему вниманию, проведен в режиме технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Технология эта универсальна и успешно может применяться на любых других уроках, где предполагается работа с текстом.

Тема урока: Лев Кассиль как человек и писатель. Задача учителя: помочь учащимся осмыслить  основные этапы жизни и творчества писателя ( таким образом подготовить их к изучению автобиографической повести «Кондуит и Швамбрания).  Урок имеет четкую структуру. Все этапы логически завершены. Каждый этап урока преследует определенную цель. На мотивационном этапе учителю необходимо активизировать умственную деятельность учащихся и выявить уровень знаний по изучаемой теме. Для этого используется стратегия «Знаю-Хочу узнать». Обсуждение ведется в группах и вся информация фиксируется учителем на доске. В процессе этой работы учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме, ответы на которые хотели бы получить. Такая деятельность на первоначальном этапе урока делает весь дальнейший процесс обучения мотивированным, поскольку учащиеся осознанно формулируют задачу урока ( в данном случае- изучить биографию писателя с целью осмысления идейного содержания его произведения).. Таким образом ,у учащихся формируется личностные УУД( самоопределение, то бишь мотивация к учению; смыслообразование, которое реализует себя в умении находить ответ на вопрос «Какой смысл имеет для меня учение?»);  регулятивные УУД  (целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно); коммуникативные УУД  (постановка вопросов (  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).  Целью операционного этапа  урока является организация деятельности учащихся по решению задачи урока. Учитель дает четкую инструкцию по работе в группах. Он сообщает, что весь текст по биографии Льва Кассиля будет разбит на 6 фрагментов и что учащиеся будут изучать материал  порциями.  Ученики  договариваются между собой и распределяют роли, присваивая себе номер (от одного до шести- по количеству фрагментов текста).Затем учащиеся вновь должны договориться между собой и выбрать эксперта данной группы( домашней группы).Задача эксперта  домашней группы состоит в том, чтобы  на завершающем этапе  работы в группе  следить за временем и качеством усвоения каждым членом группы информации по теме, а также  заполнить  оценочный лист на каждого члена группы, предварительно обсудив с другими отметку того или иного ученика. Сам учащийся  выставляет себе отметку в оценочный лист рядом с отметкой, поставленной экспертом, в графе «Примечание».  Далее учащиеся домашней группы расходятся за отдельные столы, чтобы изучить свой фрагмент информации (первые -за первый стол, вторые –за второй стол и т.д.). Во временно образовавшихся группах им вновь приходится договариваться между собой и выбирать эксперта временной группы. Задача эксперта: по окончании работы проверить качество усвоения фрагмента информации по определенной системе вопросов. Лист с вопросами выдается учителем. Затем учащиеся возвращаются в свои домашние группы и начинают обучать друг друга. Каждый учащийся принес в группу отдельный фрагмент информации, а в результате взаимного обучения складывается целостное  представление о личности писателя. Таким образом, каждый из 27 учащихся, присутствующих на уроке, выступил в роли учителя и ученика. Каждый учащийся получил четкую установку на то, что от того, насколько хорошо он обучится сам, зависит качество знаний ребят домашней группы.  Каждому ученику в режиме такой технологии пришлось взять на себя  ответственность за свое обучение и обучение других.   В результате такой деятельности учащихся формируются регулятивные УУД( саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, способность взять на себя ответственность за свое обучение);личностные УУД (смыслообразование, то есть умение находить ответ на вопрос «Зачем мне важно сегодня научиться этому?), познавательные УУД(поиск и выделение главной информации , синтез как составление целого из частей, самостоятельное выделение поставленной цели);  коммуникативные УУД( сотрудничество  в поиске информации, владение монологической и диалогической речью, умение слушать и слышать , понимать партнера,  планировать   и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя). На этапе рефлексии в  качестве контроля учителем могут предлагаться различные формы. Это могут быть тесты, контрольный опрос по четным или нечетным вопросам(из числа тех, которые предлагались учащимся для самоконтроля), пятиминутное или десятиминутное эссе по теме урока, синквейн и другое. Однако цель всех этих форм контроля одна : обобщить сложную информацию и  выразить личностную представление по теме урока.