СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения. 2 класс. Тема урока: Сказка «Гуси - лебеди»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Сказка «Гуси - лебеди»

Предмет: Литературное чтение

Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой)

Задачи: развивать навык беглого, осознанного чтения;

              учить делить текст на части;

              обогащать словарный запас учащихся;

              развивать внимание, память, творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. 2 класс. Тема урока: Сказка «Гуси - лебеди»»

Конспект урока

литературного чтения

2 класс

Тема урока: Сказка «Гуси - лебеди»

Предмет: Литературное чтение

Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой)

Задачи: развивать навык беглого, осознанного чтения;

учить делить текст на части;

обогащать словарный запас учащихся;

развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, плану.

Оборудование: видео сказки «Гуси- лебеди», карточки с кроссвордами и словами (словарная работа).











Структура урока

Деятельность учителя, (деятельность учащихся)

Примечания

Ι. Организационное начало урока


Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!


Ребята, у нас хорошее настроение, мы собираемся плодотворно поработать и узнать что-то новое или вспомнить то, что знали.



ΙΙ. Речевая разминка.





Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.


Говори – не торопись и смотри – не ошибись.


Не живут ужи, где живут ежи.



Слайд 1










III. Введение в тему урока.

- А о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке мы узнаем отгадав загадку

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)

-Ребята, с какими видами сказок Вы познакомились на прошлых уроках? ( Бытовыми, о животных).

-Давайте вспомним название сказок и назовём (определим) их вид. (Ребята по очереди читают отрывки которые даны на ИД и говорят из какой это сказки, затем называют вид данной сказки)


- Сегодня мы познакомимся с новой сказкой.

Но чтобы попасть к сказке в гости нужно кое-что о ней вспомнить.

  • С чего начинаются сказки? (Жили-были, В некотором царстве... – зачин).

  • В сказках встречаются ... ( 3,7 -волшебные цифры, устаревшие слова) .

  • Почти во всех сказках побеждает... (добро).

- Как называются сказки, которые придумал народ? (Народные)

-А сказки, у которых есть автор? (Авторские)

-На какие виды делятся сказки? (Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные).

- Как вы думаете, какие сказки называют волшебными? Бытовыми? О животных?


Сейчас Вы посмотрите сказку «Гуси-лебеди» и определите, к какому виду сказок относится эта сказка.









Слайд 2

На ИД отрывки из сказки и название сказок. Учащимся нужно соотнести правильно отрывок с названием сказки.

IV. Работа по теме урока.








Физкультминутка












Продолжение работы по теме.

Учитель включает видео - запись сказки.

Беседа о просмотренном.

- Понравилась ли Вам сказка? Чем?

- К какому виду сказок мы ее отнесём?

-Что же в этой сказке волшебного?



Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.







  1. Чтение сказки и словарная работа.


(Учащиеся читают сказку по цепочке по предложениям)

Словарная работа проводится по ходу чтения


Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.


Кликать – громко звать.

Причитывала – найдите значение слова в словаре учебника с.214. Прочитайте.

Возвращаемся на страницу 48, читаем дальше.


Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.


Ржаной пирожок – пирог из ржаной муки (из неё пекут «чёрный» хлеб)

— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...


Пшеничный пирог – пирог из пшеничной муки (из неё пекут «белый» хлеб)


Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего лесного яблочка — скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся...

Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся...

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.


Кудель – найдите значение слова в словаре учебника с.214. Прочитайте.

Возвращаемся на страницу 50, читаем дальше.


Девочка вошла в избушку:

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

— Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Веретено – найдите значение слова в словаре учебника с.214. Прочитайте.

Возвращаемся на страницу 50, читаем дальше.


Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.


Ни жива ни мертва – очень испугана.


Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

— Девица, прядешь ли?

Мышка ей отвечает:

— Пряду, бабушка...

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

— Речка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...

— Яблоня, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

— Печка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.


Устьице – найдите значение слова в словаре учебника с.214. Прочитайте.

Возвращаемся на страницу 53, читаем дальше.


Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.






  1. Кроссворд по сказке.


По горизонтали:

2.Жанр произведения «Гуси-лебеди».(Сказка)

3.Персонаж, который сначала встретился девочке.(Печка)

4. Персонаж, который помог девочке в избушке Бабы-яги. (Мышка)

6. То, что предложила поесть речка.(Кисель)

7. Место, где оказался украденный братец девочки.(Избушка)

8. Персонаж, который встретился девочке после печки. (Яблоня)

9. То, что предложила поесть печка. (Пирожок)

10. Персонаж, который встретился девочке после яблони.( Речка)

По вертикали:

1.То, что дала девочка мышке. (Кашка)

5. То, что родители обещали купить девочке.(Платочек.)

(Ключевое слово- то, которое девочка на обратном пути говорила всем: спасибо.)


Видео- запись







































































Слайд 3

Изображения на ИД (Кудель, Веретено, Устьице)





















































Слайд 4


V. Рефлексия.









VI. Подведение итогов урока









Домашнее задание.

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…………………...

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…………….

  • После урока мне захотелось……………………..

  • Сегодня я сумел…………………………………..


- С какой сказкой Вы познакомились?

- К какому виду сказок она относится?

- Докажите, что она волшебная.

- Чему учит эта сказка?

Перечитать сказку «Гуси-лебеди», подготовить безошибочное чтение.

Слайд 5