"Ничего великого и примечательного не совершилось бы в нашем мире, не свершись оно вначале в фантазии какого-нибудь человека".
Этап урока | Ход урока ( учитель) | Прогнозируемые ответы уч-ся | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
1. Организационный момент. | - Долгожданный дан звонок, Начинается урок! | | Личностные УУД: – умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные УУД: – умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: – владеть монологической и диалогической формами речи. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное. |
Вступительная беседа. | Сегодня сказка пришла к нам в класс на урок. А как узнать сказку, какие она имеет приметы? Какие же есть приметы, присущие только сказке? Учитель открывает слова по ходу ответов детей: (карточки на доске) | Выслушиваются ответы детей ЗАЧИН ТРОЕКРАТНЫЙ ПОВТОР БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА ПОБЕДА ДОБРА КОНЦОВКА |
| - Какие сказки мы уже прочитали из раздела Сказочные человечки? 1. А это, что за странный Человечек деревянный. На земле и под водой Ищет ключик золотой. 2. Он и весел, и незлобен Этот милый чудачек. С ним хозяин – мальчик Робин, И приятель – Пятачок. Для него прогулка – праздник, И на мед особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок… 3. Многим долго неизвестный Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик – луковка знаком. Очень просто и недлинно Он зовется… - Итак, мы вспомнили сказки, их героев.
| Учитель читает загадки, ребята называют название сказки и автора: Буратино А.Н. Толстой Винни – Пух, А. Милн Чиполлино, Дж. Родари |
Объявление темы урока.
| - Сегодня мы завершаем работу со сказкой данного раздела, которую написала Астрид Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”. Смешной человечек на крыше живет, Смешной человечек ириски жует, Смешной человечек скучать не привык, Смешной человечек большой озорник. Узнали его? | Карлсон |
Проблемный вопрос: | - Ребята, а кто же такой Карлсон?
- Я думаю, что в конце урока вы мне скажете кто такой Карлсон. |
Ответы детей: Карлсон – живое воплощение мечты. Детское восприятие мира. Мечта, воображение, фантазия; И “красивый, умный и в меру упитанный мужчина в рассвете сил”; И невоспитанный мальчишка; И просто выдумка и т. д; Его поведение необычно, но не бесцельно, так как противостоит скуке заурядных человеческих дел и поступков. |
Физкультминутка. |
3. Беседа по каждому отрывку из сказки. | - А сейчас мы посмотрим приготовленные вами сценки из прочитанных отрывков сказки. 1 сценка - Каких героев вы узнали? - Что узнали о малыше? - Что узнали о втором герое? - Значит он взрослый или ребенок? 2 сценка - А теперь, что вы можете сказать о Карлсоне. Какой он? - Ребята, скажите так Карлсон - взрослый или ребенок? | (Ответы детей: Карлсон и Малыш.) - Ему 7 лет, зовут его Сванте Свантесон. - Его зовут Карлсон – это распространенная шведская фамилия, мужчина в самом рассвете сил. - По фамилии взрослый. - Он живет на крыше, проказник. - По фамилии взрослый, а по проказам – ребенок. |
4. Работа с учебником (самостоятельное чтение). | - А сейчас посмотрите на доску. К каждому рисунку нужно найти одно подходящее предложение из текста. Для этого внимательно прочитайте 4-ю главу и найдите эти предложения. Предложение 1: В это трудно поверить: маленький домик на крыше и в нем живет Карлсон. Предложение 2: Карлсон вылетел в открытое окно; его маленькая толстенькая фигурка четко вырисовывалась на весеннем, усыпанном звездами небе. - Почему, рисуя картины природы, автор чаще всего изображает звездное небо? Предложение 3: Привет, Малыш! – крикнул Карлсон, помахал своей пухлой ручкой и скрылся. | Сначала учащиеся видят иллюстрации (приложение 4, 5, 6) и к ним находят в тексте предложения.
Малыш смотрит на небо и мечтает. Карлсон живет ближе всех к звездам, он – мечтатель, фантазер, выдумщик, необыкновенный человек, взрослый, который остался ребенком. |
5. Нахождение предложений в тексте. | |
6. Работа в группах. | Группам даны предложения из текста. Нужно расставить предложения в таком порядке, как они записаны в тексте, каждый участник группы получает свое предложение и роль. | Каждая группа читает свой получившийся отрывок. Беседа по каждому отрывку. | |
7. Обобщение: | – Понравился ли вам Карлсон? Почему? – Какие слова и выражения Карлсона употребляют люди, их можно услышать в повседневной жизни?“Мужчина в расцвете сил” “Спокойствие, только спокойствие” – Нужна ли такая фантазия? Нужен ли такой герой нам, как Карлсон, в жизни? Когда человеку грустно, одиноко. То фантазия разгонит скуку. | | |
8. Итог урока. Рефлексия. | - Кто же такой Карлсон? - Что вам понравилось на уроке? - Что было трудным? Интересным? Что запомнилось?
9. Домашнее задание: синквейн о Карлсоне. | Прикрепляем на доске вокруг рисунка Карлсона в виде солнца карточки со словами характеризующими его: выдумка; фантазия Малыша; выдумщик; мечтатель; взрослый, который остался ребенком; фантазер. | |
а) В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон.
б) Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят – Боссе, Бетан и Малыша.
в) Малыш – самый обыкновенный мальчик.
а) Во всем доме есть только одно не совсем обыкновенное существо – Карлсон.
б) Карлсон – это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать.
в) на самолетах и вертолетах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе.
г) Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик.
а) Карлсон взмывает ввысь и летит, слегка покачиваясь, с таким важным и достойным видом. Словно какой-нибудь директор, – конечно, если можно себе представить директора с пропеллером за спиной.
б) Карлсону прекрасно живется в маленьком доме на крыше.
в) Домик этот спрятан за большой дымовой трубой.