СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по произведению К. Г. Паустовского "Стальное колечко"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте хоршо прописаны все УУД.На уроке используется технология проблемного обучения. Данное произведение можно связать с темой мероприятия, посвящённому детям, которые жили в годы великой отечественной войны. Сравнить условия и бытав годы войны и условиями в настоящее время.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по произведению К. Г. Паустовского "Стальное колечко"»

Мозжегорова Ольга Андреевна,

учитель начальных классов

ГБПОУ «КЦО № 1»



Предмет: литературное чтение Класс: 3

Тема урока: К.Г.Паустовского «Стальное колечко»

Цели урока:

- формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.

- формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников

- создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Дидактическая цель:   обучение младших школьников деловому общению.

Формирование УУД:

Предметные: формировать умение  работать с дополнительной литературой.

Личностные УУД:  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

  Педагогические технологии:  проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, дискуссия.

         

Ход урока.

1. Организационный момент.

Речевая разминка. Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.

- Прочитайте, что записано на доске?

- Докажите, что это скороговорка.

- Прочитайте с разной интонацией:

- с удивлением

- с восхищением

- с грустью

- прочитайте с ускорением.

- Скажите скороговорку быстро. Кто попробует сказать скороговорку?

2. Актуализация знаний. Формулировка темы урока.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Прочитайте слова на экране: “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”. 
К. Г. Паустовский

- Кто их автор?

- Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали?

Биография К.Г.Паустовского. (Во время ВОВ Паустовский на южном фронте, он работает в армейских газетах в качестве военного корреспондента, пишет очерки, короткие зарисовки и рассказы.)

- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)

- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

  • Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

  • Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

3. Целеполагание. Выявление проблемы.

- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.

- Что для этого нужно?

(Ответы детей: хорошо знать содержание произведения, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора).

4. Совместное исследование и решение проблемы.

- Дома вы были в роли читателей.

- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?

- Проверим. Ответьте на мои вопросы.

1. Где жила Варюшка с дедом?

2. Как звали деда?

3. Куда Варюшка пошла за махоркой?

4. Кто такой Сидор?

5. С кем Варюшка встретилась в Переборах?

6. Какой подарок она получила?

7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?

8. Знаете ли вы, какие события происходили в стране в это время.

- Как принимал участие в военных событиях Паустовский?

- В тексте встретилось много слов, значение которых не всем известно.

- Понятно ли вам было дома значение слов? (выясняем значения слов с помощью толкового словаря)

- Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Мы научимся читать правильно слова, узнаем значение непонятных слов.

- Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.

- Как называется начало в рассказе? (вступление)

- Как называется начало в сказке? (зачин)

Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко»

 - Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно  так начинается?

. Пересказ эпизодов по картинкам.

Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.

Она могла выглядеть так, как вы видите на слайде?

Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов “ На платформе сидели два бойца…”)

Прочитаем эту часть текста по ролям.

- Что вы можете сказать о поступке Варюшки в этом сюжете? А бойцов?

- Предмет – колечко – простое или волшебное?

 - Посмотрите на правую ладонь.

- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

- Называем палец и соответствующее чудо.

  • Средний - здоровье

  • безымянный - большущая радость

  • указательный - увидишь весь мир

- Про какой палец забыл сказать боец?

- И что произошло дальше? (своими словами)

- Зачитайте, почему Варюшка заплакала?

- Так какая же Варюшка? Что вы о ней скажете?

Посмотрите на слайд и скажите, кто изображён на картинке?

- Что вы о нём узнали?

- Может ли Сидор быть таким? Посмотрите на слайд.

- Как вы думаете,  это сказочный персонаж или нет?

- О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?

(О весне.)

- В каждом своём произведении Паустовский освещал тему, близкую его сердцу.

- Какая это тема? (природы)

- Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, какой Варюшка 
увидела весну.

- Что за приёмы использует автор? (Олицетворение.)

- А оно свойственно рассказу или сказке?

- Заполним модель.

- Где ещё в тексте весна показана как живая? Найдите и зачитайте этот отрывок. Звуковой фрагмент из мультфильма).

- Посмотрите как художник – иллюстратор показал весну.

Динамическая пауза «Весенняя капель»: учащиеся повторяют движения вслед за учителем.

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!

Рассказ по опорным словам.

Следующие события вам предстоит восстановить по словам – действиям.

Каждая пара получает карточку с такими словами. Работаете совместно, составляете рассказ по словам.

Для ответа выбираете того, кто будет представлять вашу пару.

Заслушаем 1-2 рассказа.

  • нашла

  • начала отгребать

  • блеснул

  • вскрикнула

  • присела

  • не заржавело

  • схватила

  • надела

  • побежала

  1. На какой палец надела Варюшка колечко?

  2. Как это характеризует девочку?

  3. Что она увидела, когда прибежала домой?

- Значит, колечко волшебное?

- Как думала Варя?

- А что сказал дед?

- А для себя Варюшка что выбрала: большую радость или повидать свет?

- Найдите в тексте и прочитайте эти строки.

- А почему она не захотела повидать белый свет?

- Перечитать заключительные слова сказки.

Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?

5. Обобщение.

- Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

- Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)

Вывод:  Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

 Пословицы. Работа со словарём.

  1. Прочитайте пословицы.

  2. Подходят ли они к произведению.

  3. К какой части произведения мы можем отнести эти пословицы?

  • Верить верь, но проверь.

  • Добрая надежда человека никогда не покидает.

  • Слезами горю не поможешь.

5. Рефлексия.

- Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

- Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)

- Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Продолжите фразы, которые вы прочитаете на слайде.

6. Домашнее задание.

К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!