СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения "шуточные стихи. и. пивоварова, э. успенский, а. дмитриев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ШУТОЧНЫЕ СТИХИ. И. ПИВОВАРОВА, Э. УСПЕНСКИЙ, А. ДМИТРИЕВ

Страницы: (учебник) 32–33; (тетрадь) 22, № 1–3.

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования умения определять основную мысль текста, жанр произведения; для ознакомления учащихся с шуточными стихотворениями И. Пивоваровой, Э. Успенского, А. Дмитриева; способствовать развитию чувства юмора, выразительности речи, интонации, воображения.

Планируемые результаты: личностные УУД: способны откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев шуточных стихотворений; метапредметные УУД: регулятивные – осуществляют первоначальный контроль своих действий; познавательные – работают с учебником, ориентируются в нем с помощью значков; коммуникативные – принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения, находить рифмующиеся слова в тексте стихотворения, читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование.

Образовательные ресурсы: карточки-слоги.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "шуточные стихи. и. пивоварова, э. успенский, а. дмитриев"»


ШУТОЧНЫЕ СТИХИ.
И. ПИВОВАРОВА, Э. УСПЕНСКИЙ, А. ДМИТРИЕВ

Страницы: (учебник) 32–33; (тетрадь) 22, № 1–3.

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования умения определять основную мысль текста, жанр произведения; для ознакомления учащихся с шуточными стихотворениями И. Пивоваровой, Э. Успенского, А. Дмитриева; способствовать развитию чувства юмора, выразительности речи, интонации, воображения.

Планируемые результаты: личностные УУД: способны откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев шуточных стихотворений; метапредметные УУД: регулятивные – осуществляют первоначальный контроль своих действий; познавательные – работают с учебником, ориентируются в нем с помощью значков; коммуникативные – принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения, находить рифмующиеся слова в тексте стихотворения, читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование.

Образовательные ресурсы: карточки-слоги.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю.

Э. Успенский

II. Объявление темы урока.

– Прочитайте слоги:

ГО-СКО-КА-РО-ВОР

– Составьте из этих слогов слово. (Скороговорка.)

– Для чего нужны скороговорки?

На доске:

На дворе дрова топорами рубят.

На дворе дрова, у дров детвора.

– Попробуйте и вы повторить без запинки.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с необычной скороговоркой.

III. Работа по теме урока.

1. Подготовка к чтению стихотворения И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки».

Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в громкоречевой форме.

– Прочитайте название произведения.

– Слышали ли вы слова «кулинаки-пулинаки»?

– Что они могут обозначать, на ваш взгляд?

2. Самостоятельное чтение скороговорки.

– Кот спросил: «Что СРАЗУ указывает на то, что текст шуточный? Содержание каких частей стихотворения это доказывает?» (Начало стихотворения «Кулинаки-пулинаки» сразу указывает, что это стихотворение шуточное. Содержание 2, 3 частей вызывает улыбку.)

3. Работа по содержанию.

Коммуникативные УУД: коллективная работа.

– Что делали собаки сначала? А чижики?

– Что изменилось во втором четверостишии?

– Какие слова начали «шалить»?

– Прочитайте третье четверостишие.

– Какие слова «шалят»? назовите.

– В каких строчках автор подтверждает, что это шутка? («Только тот и разберет, / Кто ходит задом наперед».)

4. Чтение стихотворения вслух.

– Найдите слова, которые звучат похоже, рифмуются. (Кулинаки – собаки, часы – носы. Эти слова стоят в конце строчек.)

– Прочитайте стихотворение целыми словами быстро.

– Прочитайте слова «кулинаки-пулинаки» справа налево.

– Как составлены эти слова?

– Замените в слове «пулинаки» букву «П» на «К». Что получилось?

– Замените в слове «кулинаки» букву «К» на «П». Что получилось?

– Произнесите теперь название стихотворения.

– Попробуйте из слов «кулинаки-пулинаки» составить другие веселые слова.

5. Чтение стихотворения Э. Успенского «Память».

– наш урок мы начали с чтения отрывка из стихотворения Э. Успенского «Память». Хотите услышать его до конца?

ПАМЯТЬ

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю.

«Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне».

– Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

Ну а кактус в это время

Мыл старушку на окне...

– Ехал кактус на окне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на коне...

Знаю я, что говорю.

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок.

А чего хвалиться зрю?

Э. Успенский

– Что вызвало вашу улыбку?

– Чем похожи стихи?

Физкультминутка
ХОХОТАЛЬНАЯ ПУТАНИЦА

С мармеладом в бороде

К своему папаше

Плыл медведь в сковороде

По кудрявой каше! (Имитация гребли веслами.)

Над землей арбуз летит,

Он чирикает, свистит:

«Я – горчица, я – лимон!

Я закрылся на ремонт!» (Взмахи руками.)

Ям-тирьям-тирьям, в коляске

Две усатых Свистопляски

Босиком, бегом-бегом

Ловят ветер сапогом! (Бег на месте.)

По реке бежит буфет,

В нем лежит Большой Секрет,

Он снимается в кино,

Всем понравится оно!

(Бег с высоким подниманием колен.)

Ю. Мориц

IV. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа над стихотворением А. Дмитриева «Шлагбаум».

– Многие поэты любят играть со словами. Вам нравится эта игра?

– Предлагаю играть дальше. Прочитайте стихотворение.

– Мише и Маше очень понравилось стихотворение. А вам?

Познавательные УУД: перечитывание текста с разными задачами: поиск и подстановка нужных слов.

– Перечитайте первую часть стихотворения. Какие слова рифмуются? (Шлагбаум – кудаум.)

– Найдите все слова, которые рифмуются со словом «шлагбаум». (Грибаум, тогдаум, поездаум. Эти слова придуманы поэтом, таких слов не существует.)

– Попробуйте прочитать стихотворение, заменив «неправильные» слова «правильными».

– Теперь вы можете объяснить, зачем поэт их придумал? («Неправильные» слова делают стихотворение складным.)

– Неужели поэт искажал слова только для того, чтобы было складно? (Поэт «играет» со словами. Он придумал их, чтобы удивить нас, рассмешить, потешить, доставить нам радость.)

– Что такое «шлагбаум»? (Шлагбаум (нем.) – подъемный или выдвижной брус на переездах, перекрывающий проезд или проход.)

– Почему слова искажаются только определенным образом? Кто их искажает? (Слова начинает искажать Шлагбаум. Он делает слова похожими на название «его самого», прибавляя к слову конец «ум», «бум». Таким образом шлагбаум рифмует слова со своим названием.)

Мальчик (герой стихотворения) искажает слова для того, чтобы говорить со шлагбаумом на одном языке. Разговор шлагбаума и мальчика можно сравнить с беседой двух иностранцев, когда лишь один из них знает язык другого.

2. Работа в парах.

Познавательные УУД: работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками.

Коммуникативные УУД: чтение по ролям.

– Прочитайте стихотворение с соседом по ролям. Пусть сосед читает выделенные цветом строчки. Потом поменяйтесь ролями.

V. Итог урока.

– Многие детские писатели – большие фантазеры. Они придумывают такие стихи, которые могут смешить. Как вы думаете, трудно придумывать смешные истории? Давайте попробуем вместе – я читаю начало стихотворной строки, а вы договариваете так, чтобы получилась рифма.

КОТАУСИ И МАУСИ

Жила-была мышка Мауси

И вдруг увидала (Котауси).

У Котауси злые гла(зауси)

И злые-презлые зу(бауси).

Подбежала Котауси к (Мауси)

И замахала хво(стауси):

«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая (Мауси)!

Я спою тебе песенку, Ма(уси),

Чудесную песенку, Ма(уси)

Но ответила умная (Мауси):

«Ты меня не обманешь, (Котауси)!

Вижу злые твои (глазауси)

И злые-презлые (зубауси)

Так ответила умная (Мауси)

И скорее бегом от (Котауси).