Конспект урока по литературному чтению , проведённого в 3 классе учителем начальных классов Ракитиной Галиной Алексеевной.
Тема: Л.Н.Толстой "Прыжок"
Приёмы: чтение с остановками, "дерево предсказаний"
Цель :познакомить с произведением Л.Н.Толстого "Прыжок"
, самостоятельно формулировать гипотезу;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
Формировать:
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод.
план урока.
Оргмомент.
.На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
От ребят не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Вызов.
На доске написаны слова: Мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.
Прочитайте слова. На какую тему все эти слова?(корабль)
-Какую роль на корабле выполняет капитан?
- Ребята, мы познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого "Прыжок". Как вы думаете, где будут происходить события?(на корабле)
Объяснение непонятных слов и выражений.
Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.
Палуба-пол на корабле
Каюта-комната на корабле
Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.
Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см
Парусник (слайд)Рассказ учителя: Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались на 15-25м., т.е. имели высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивались множество канатов и верёвочных лесенок.
Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.
Раззадорилась, разобрал задор - возбуждение
-Как вы думаете, кто главный герой этого произведения?
- Что могло бы произойти с героем этого произведения?
- Какие поставим цели поставим на уроке? (Познакомимся с произведением, проверим свои предположения через чтение и анализ текста)
Осмысление.
- Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное.
Приём «чтение с остановками»
1 абзац
- Каков жанр произведения? (рассказ)
- О ком этот абзац?(об обезьянке)
-Как вела себя обезьяна и почему?(корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, люди ею забавлялись)
-Интересно, что будет дальше?
2 абзац
-Что произошло?
-Как отреагировал мальчик на выходку обезьяны и смех людей?(он растерялся, обиделся на смех матросов)
-Как вы думаете, для чего автор указал, что мальчик - сын капитана?(его отец был главным на корабле и мальчик гордился этим)
Приём "Дерево предсказаний"
Итак, составим "дерево предсказаний"(работа в группах)

3, 4 абзацы
-Что было дальше?
-Что заставило мальчика так поступить?(смех матросов)
-Опишите самый опасный момент.
-Кто виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? (подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)
-В чём состояла опасность для мальчика?(Надо было выпустить из рук верёвку и мачту на огромной высоте, чтобы достать шляпу). -Какие слова из текста говорят, что отношение окружающих изменилось к происходящему?( все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")
Чтение заключительной части.
-Зачем капитан вышел из каюты?
- Прочитайте, какие слова передают мгновенное изменение в намерениях капитана и мгновенно принятое решение? (Увидел сына, прицелился и закричал.)
- О какой черте характера говорит поступок капитана?( О решительности, находчивости)
-Почему капитан заплакал? ( пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.)
-Расскажите, когда вы очень переживали за мальчика?
-Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? (Она не главный герой. Она только причина случившегося.)
-Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?
- Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?(Мальчик прыгнул в воду, тем самым спас себе жизнь)
-Да. Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик.
Итог урока.
- Чему учит этот рассказ Л.Н.Толстого? (не делать необдуманных поступков)
-Какая пословица подошла бы к этому произведению?
Глаза боятся, руки делают.
Где отвага, там и счастье.
Смелый поступок -и половина спасенья.
Рефлексия.
-Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу .
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание.
Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Прыжок" от имени мальчика.