Конспект урока литературного чтения в 4 классе: знакомство с произведением В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»
Учитель: Надуева О. В.
Тема урока: В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
Тип урока: освоение нового материала
Цель: знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка»
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- познакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;
- показать различия понятий «юмор» и «сатира»;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, корректировать свою деятельность.
Личностные УУД:
- Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков людей.
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, учиться корректировать свою точку зрения.
Оборудование: презентация, аудиозапись фрагмент произведения Ф. Шопена, учебник литературного чтения 4 класс.
Ход урока
Орг.момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
1)Дыхательная разминка.
«Варим кашу». После сделанного глубокого вдоха, на каждом выдохе произносить слово «пых» и так 8 раз. После этого упражнения повышается работоспособность, улучшается мозговое кровообращение.
2)Речевая разминка.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/26/s_58d7c7544cccc/596681_3.jpeg)
2. Вступительная беседа
- Как называется раздел, который мы начали изучать на прошлом уроке?
- Как вы понимаете значение слов сатира и юмор?
- Как значение эти слов поясняется в нашем учебнике? Зачитайте.
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова эти слова поясняются так:
Сатира - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности
Юмор – умение видеть и показывать смешное, снисходительно – насмешливое отношение к чему-нибудь
- С каким произведением этого раздела мы познакомились? (Н. Носов «Федина задача»).
- Почему это произведение включено в этот раздел «Смешные книжки»? (Оно веселое, смешное, юмористическое.)
- Сегодня на уроке познакомимся с рассказом другого писателя. Его имя вам подскажет альбом иллюстраций (слайды). Если узнали рассказ – поднимите руку.
3. Актуализация знаний
- Произведение какого автора мы будем читать сегодня на уроке?
Родился Виктор Юзефович Драгунский 30 ноября 1913 году в Нью-Йорке, куда уехали его родители из России в поисках лучшей жизни. Однако через год они вернулись обратно, и поселилась в Гомеле (это в Белоруссии), где и прошло детство Драгунского.
В 1925 году, когда Виктору было 12 лет, семья перебралась в Москву.
Детство и юность Драгунского пришлись на трудные годы. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе учеником токаря, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас – театр имени Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, театре – студии киноактера.
С его Дениской Кораблевым юные читатели впервые познакомились в 1959 году. (56 глет назад) И с тех пор за Виктором Драгунским закрепилось звание детского писателя.
Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – но не с Дениской Кораблевым – литературным героем. А с Денисом Драгунским – сыном писателя. Правда Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
- Назовите главных героев рассказов Драгунского. (Мишка и Дениска, Аленка)
- Под каким общим названием издавались эти рассказы? (Денискины рассказы)
- Какое настроение вызывают эти рассказы? (Веселое, радостное)
- Что объединяет все эти произведения? (Они юмористические)
- Сегодня мы прочитаем юмористический рассказ на серьезную тему. Прочитайте название рассказа
4. Работа с текстом до чтения.
- Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ?
- Кто будет главным героем? (Мишка)
- Рассмотрите иллюстрацию, и в своих учебниках.
- Кого узнали? (Мишку, Дениску)
- О чем будет это произведение? (О том, что любит Мишка и Дениска)
- А как нам убедиться, верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать текст)
5.Чтение рассказа
- Прочитайте рассказ самостоятельно , найдите слова, значение которых вам не понятны.
6. Словарная работа
- Какие слова вам не понятны? Найдите в тексте и прочитайте предложения с этими словами.
Кавалерист – воин на коне.
Лань – быстрое животное рода оленей.
Зельц – вид колбасы.
Боржом – минеральная вода.
Частик – рыба.
Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.
Брынза – сыр из овечьего молока
7.Анализ произведения
- От чьего имени ведется рассказ?
- Куда зашли ребята и кого они встретили?
- Что любил учитель пения?
- Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом
- Что любит Дениска? Найдите и прочитайте
- Как слушал Дениску Борис Сергеевич? Прочитайте.
- Почему? (Ему было интересно)
- Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы)
- Как автор относится к Дениске? (С одобрением)
- Как вы относитесь к Дениске? (Предположения учащихся)
- Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным)
- Как понимаете «Поведай тайну души своей»? (Расскажи самое сокровенное)
- Что любит Мишка? Прочитайте.
- Чего ждал Мишка ? (Похвалы)
- Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго)
- На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным) Почему? (Это главное – ради чего живет человек на земле)
- Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел)
- А когда люди краснеют? (Когда им стыдно)
- Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал)
- Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.
- Чем же отличаются герои?
- Только ли нам смешно было? Почему грустно?
- Как к героям относится сам автор? (К Дениске с уважением, к Мишке с юмором, но учит)
- Как вы считаете, какова идея произведения?
- Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим? (Нет. Юмор – весело, радостно, смешно)
- В каком жанре написан рассказ? (Сатира. Высмеивает недостатки)
- Почему так считаете? (Высмеиваются недостатки. Помогает исправиться)
- О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным)
- А что вы любите?
8.Работа с пословицами
- Выберите подходящую по смыслу пословицу:
На вкус и цвет товарища нет
Не хлебом единым жив человек
9. Физминутка
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
10. Игра: «Найди ошибку»
- Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и слушали рассказ. На доске записаны предложения (цитаты) из рассказа, вам надо найти в них, если есть ошибки.
Мы с Мишкой вошли в класс, где у нас бывают уроки пения.
Шопен – великий писатель.
Он выслушал меня внимательно, у него было удивленное лицо, когда он слушал, а потом он сказал…
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, – на спор съем сто кило.
По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Петрович его похвалит.
… ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно получается какое-то одинаковое, чересчур вкусное, что ли.
10. Работа в парах. Заполните карточку.
Название произведения -
Автор -
Жанр -
Главные герои произведения -
Характер героев произведения Борис Сергеевич –
Мишка –
Дениска –
Отношение автора к героям произведения Борис Сергеевич –
Мишка –
Дениска –
Ваше отношение к героям произведения -
10. Работа в группах. Викторина.
Назовите фамилию Дениса.
Как звали девочку, которую Дениска с Мишкой покрасили?
Что варили Дениска с папой, но так и не сварили?
Что вывалил Дениска из окна, попав на шляпу прохожему?
Где Денис и его друзья устроили настоящее сражение?
Как звали девочку, которую Дениска с Мишкой покрасили?
Какую игрушку предложила мама Денису вместо боксерской груши?
В каком предмете силен Васин папа?
Название, какой реки перепутал Дениска, тем самым рассмешив весь класс?
11.Итог урока. Рефлексия.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Чему учит рассказ? (Любить близких)
- Как вы ответите на главный вопрос рассказа?
«Одним словом». Закончите одним словом:
Сегодняшний урок – это…
Сегодня на уроке я …
12. Домашнее задание.
Приготовить чтение по ролям.
Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к произведению , написать письмо Мишке.