Урок литературного чтения 2 класс
Тема урока: Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Цели урока:
познакомить детей с творчеством Ю.Ермолаева,
помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Два пирожных»;
способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся;
вести дифференцированную и индивидуальную работу путём проверки домашнего задания, использования разных приёмов работы над текстом,
на примере произведений воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость;
развивать умение высказывать своё мнение и отстаивать его;
учить детей работать в группе.
Личностные УУД: формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности, эмоционально «проживать», понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам;
∙Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий,
∙Познавательные УУД: читать текст, понимать его содержание, ориентироваться в содержании учебника.
∙Коммуникативные УУД: участвовать в выразительном чтении по ролям, проявлять интерес к общению в групповой работе, воспринимать мнение собеседников.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
Вдох через нос - выдох через нос;
Вдох через нос - выдох через нос; (частями)
Вдох через рот - выдох через рот;
Вдох через рот - выдох через рот; (частями)
В одном маленьком домике жил язычок!
Как всегда по утрам дверка домика открывалась (открыли широко рот).
И оттуда появлялся язычок!
А вот и язычок показался! Потянулся! (высунуть язык).
Посмотрел направо, посмотрел налево (язык в стороны).
Полежал на крылечке (пожевали язычок и замерли)
Затем вернулся в домик и побежал чистить зубки! (рот закрыт, круговые движения языком по зубам)
Ну, вот теперь наш язычок готов работать вместе с нами!
Скороговорка:
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
- Прочитайте вслух, хором, четко выговаривая звуки.
- Троекратное чтение.
III. Проверка домашнего задания ( по группам )
беседа по вопросам:
- Почему Кате стало хорошо и радостно? (чтение в конце)
- А от чего грустила Аня, была печальная? Ведь она не лежит в больнице, она всё может, на всё смотреть, везде ходить, всё делать?
- Что значит сопереживать? (жалость, сострадание, понимание, сочувствие)
IV. Актуализация знаний. Работа с пословицами .Определение темы и целей.
Дружба – великая сила.
Птица рада весне, а ______ родным деткам.
Без друга в жизни худо.
Сердце ________ греет лучше солнышка.
- На какие 2 темы эти пословицы?
- Как вы думаете, какая группа пословиц имеет отношение к рассказу «Два пирожных»?
- Прочитав рассказ, мы и ответим на этот вопрос.
- А кто написал рассказ «Два пирожных»? Прочитаем в учебнике фамилию автора.
VI. Сведения об авторе, портрет.

ЕРМОЛАЕВ
ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
(1921 - 1996
Юрий Ермолаев – современный детский писатель.Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им.М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем, создавать своих героев, передавать детям накопленный жизненный опыт. Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его.
Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Ермолаев писал не только рассказы и повести, но и сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо-докторе».
Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.
Герои произведений Ермолаева честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Они наполнены смелостью и правдивостью, что с ними и расставаться не хочется.
VII. Первичное восприятие.(чтение учителем)
VIII. Физкультминутка
IX. Работа над рассказом «Два пирожных»
1. Словарная работа
Крендельки – кондитерское изделие из сдобного теста, внешне напоминающее восьмёрку.
Африка – очень большой континент планеты, второй по площади.
Река Конго – очень крупная река Африки, полноводная.
Тропические лианы – вьющиеся растения с длинными стеблями, растут в тропических лесах, обвиваясь вокруг деревьев, цепляясь за них.
2. Чтение рассказа «Два пирожных» вслух (хорошо читающие дети читают по смысловым частям).
Подготовительное чтение
пу- те- ше- стви- е путешествие
пу- те- ше- ству –ю путешествую
крен- дель- ки крендельки
рас- сме- я- лась рассмеялась
по- хва- ста- лась похвасталась
3. Беседа по содержанию рассказа (вопросы учителя).
- О чём попросила мама дочек?
- Чем была занята Оля? А Наташа?
- Как они поступили, когда мама попросила их помочь вымыть посуду?
- Как поступила мама? правильно ли поступила мама?
- Разве это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?
- А разве она не занималась интересным делом?
- Она могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами
- А вам бывает так интересно путешествовать вместе с героями мультфильмов, с литературными персонажами? Расскажите.
- Как вы в это время отзовётесь на просьбу мамы?
- Какая из девочек вам больше нравится и почему?
- За какое качество характера вы выбираете Олю?
-Определите главную мысль рассказа.
- А теперь пришло время вспомнить пословицы.
- Какие из них подходят к рассказу?
-Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?
3 .Работа по учебнику
- Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86. Обратите внимание на выражения лиц героев.
- Какое выражение лица у Наташи? А у Оли?
- К какому эпизоду относится рисунок? Прочитайте.
Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло.
4. Объяснение смысла нового слова
Отзывчивость – доброта, сочувствие, душевность, готовность помочь, легко отзывающийся на что-то.
X. Рефлексия.
- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
- Я сегодня…….
- Мне понравилось……
VIII. Подведение итогов урока.
- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?
- Кто вам больше понравился? Почему?
- Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?
- Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в разделе “ Я и мои друзья”?
- Мама всегда рядом со своими детьми и в радости и в горе. Она никогда не бросает в беде своих детей. Она приголубит и поможет. Нужно всегда помогать маме, беречь её здоровье, уважать её труд.
XI. Домашнее задание- Стр.85-86.
1 группа – пересказ от «я» (от имени Оли)
2 группа - читать по ролям