СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы "Лирика Тютчева" (6 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по творчеству Тютчева Ф.И. Данный урок предназначен для класса, в котором обучаются слабослышащие дети.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Лирика Тютчева" (6 класс)»

Урок литературы на тему:

«Родная природа в стихотворениях русского поэта 19 века Федора Ивановича Тютчева»

(6 класс слабослышащие)


Цели урока:


Образовательные:


- познакомить учащихся с личностью поэта Ф.И. Тютчева;

- показать разницу в образах весны и зимы;

- выяснить, с помощью чего удалось автору передать эту разницу;

- повторить определения понятий: «олицетворение», «сравнение».


Развивающие:


- формировать у детей навык осознанного чтения;

- формировать навык работы над поэтическим произведением;

- формировать умение частичного лингвистического анализа поэтического текста;

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся;

- развивать культуру речи учащихся;

- совершенствовать навык описания картины;

- совершенствовать навыки выразительного чтения, выборочного чтения и чтения наизусть поэтического текста;

- совершенствовать навык пересказа текста;

- совершенствовать навык словесного рисования.


Воспитательные:


- воспитывать культуру умственного труда;

- воспитывать эстетическое чутье;

- прививать любовь к литературе, к чтению поэтического текста;

- прививать чувство коллективного единства;

- прививать любовь к природе;

- расширять умственный кругозор учащихся.


Коррекционные:


- продолжать работу над развитием слуха и формированием произношения;

- совершенствовать ритмико-интонационную структуру речи учащихся, ее звуковой состав, темп, слитность, соблюдение основных правил орфоэпии;

- пополнять словарный запас учащихся;

- совершенствовать навык восприятия устной речи окружающих, музыки и неречевых звучаний.


Оформление и оборудование:

Запись на доске, тексты, сигнальные карточки - смайлики, экран; фразы на слух, план урока, фонетическая зарядка, девиз, новые слова, физминутка в печатном варианте на листочках; портрет поэта, «Тютчевский альбом», репордукция картины И. Левитана.


ТСО:

компьютер, проектор, планшет, диск с презентацией.


Ход урока


  1. Организационный момент.


- Здравствуйте, ребята.

Я хочу обратить ваше внимание на девиз, представленный на экране. Давайте прочтем его вместе.


  • Внимательно слушай - и всё услышишь.

  • Внимательно смотри - и всё увидишь.

  • Думай - и всё поймёшь.

(В презентации).

  1. Сообщение темы и целей урока.


- Сегодня, ребята, мы продолжим разговор о родной природе в стихотворениях русских поэтов XIX века, познакомимся с личностью и творчеством гениального поэта Ф.И. Тютчева.


( Эмоционально-психологический настрой. Рефлексия ).


- Но прежде всего мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас в начале урока. Ребята, покажите мне при помощи сигнальных карточек - смайликов, какое у вас настроение.

(На ученических столах заранее приготовлены сигнальные карточки - смайлики).


(Шестиклассники поднимают карточку в зависимости от того, какое настроение преобладает, учитель делает переход к уроку).


- Объясните свой выбор, пожалуйста.


- У кого-то сегодня веселое настроение, у кого-то грустное. Посмотрим, изменится ли оно к концу урока.


  1. Знакомство с планом урока.


- Наша русская природа полная поэзии и прелести трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Стихи, музыкальные произведения, картины художников, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.


Давайте познакомимся с планом урока. (В презентации и в печатном варианте перед глазами учащихся).


  1. Работа с портретом Ф.И. Тютчева и знакомство с материалом «Тютчевского альбома».


- Поэт Федор Иванович Тютчев очень рано научился любить природу и «дышать с природой одной жизнью». О красоте родного края Тютчев говорит в своих стихах простыми, точными и задушевными словами. Посмотрите на портрет поэта. Что вы можете сказать о Ф.И. Тютчеве, глядя на его портрет?


- Какой у него взгляд?


- Волосы?


- Черты лица?


- Одежда?


- А это, ребята, «Тютчевский альбом», в котором представлены интереснейшие факты биографии и творчества поэта.


(Учитель знакомит с некоторыми из них).


  1. Сообщение учащегося о Ф.И. Тютчеве.


  1. Прослушивание записи прочтения стихотворения Ф.И. Тютчева.

- Я хочу предложить вашему вниманию запись чтения стихотворения Ф.И. Тютчева в исполнении профессионального чтеца Маратова «Весенние воды».


(Учащиеся слушают стихотворение из сборника «Русская поэзия»).


- Понравилось вам чтение стихотворения?


- И вы старайтесь читать стихотворения так же выразительно и красиво.


7. Чтение учащимися отрывков из стихотворений Ф.И. Тютчева наизусть.


- Федор Иванович Тютчев, ребята, удивительный человек. Его биография настолько необычна, что говорить о ней можно на протяжении очень длительного времени. Тютчев прожил такой пласт жизни, который обычно не суждено прожить одному человеку. Федор Иванович Тютчев никогда не считал себя профессиональным поэтом. Тем не менее, именно он поддерживал в русской литературе огонек поэзии с 30 по 70 годы. Писал Тютчев странно. Иногда он писал очень много. В течение десяти лет ничего не писал. Федор Иванович писал, когда другие поэты этого не делали. Поэт оставил нам поэтическое наследие в 400 стихотворений.


Дома вы учили отрывки из стихотворений Ф.И. Тютчева наизусть. Кто из вас хочет рассказать? (2-3 учащихся).


Физминутка.


Проводит ученица.


Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки - в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


(В презентации).



8. Беседа по впечатлениям о прочитанном.


- Дома вы должны были прочитать стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды». Поделитесь собственными впечатлениями, полученными от прочтения данных стихотворений.

Какое стихотворение вам понравилось больше?

- Почему?


9. Словарная работа.


- Посмотрите на экран. Вы видите выражения, которые встречаются в стихотворении «Зима недаром злится».


Это слова: недаром, нудит, всё засуетилось, трезвон, ворчит, пуще, наперекор. Давайте объясним их лексическое значение.


- Какие еще слова в стихотворении вам показались непонятными?



10. Чтение и анализ стихотворения.


- Обратимся к чтению и анализу стихотворения. Откройте учебники на странице 290. Прочитайте стихотворение «Зима недаром злится».


- Понравилось вам стихотворение?


- Какую картину вы себе представляете?


- Какое настроение у вас возникло, когда читали о весне?


- Почему?


- О зиме?


- Почему?


- Наблюдали ли вы когда-нибудь, как наступает весна?


- Сразу ли зимняя погода с её морозами, метелями сменяется тёплой, солнечной весенней погодой? (Нет).


- А как же это происходит? (Погода становится непостоянной: ясную и тёплую погоду неожиданно сменяет холодная, даже морозная. Иногда в один день можно наблюдать и признаки весны, и признаки зимы).


- Какие признаки весны можно наблюдать в такое время? (Прилетают птицы, начинает таять снег, становится теплее и т.д.)


- А зимы? (Выпадает снег, морозно).


- Кому вы желали победы в «схватке» весны и зимы?


- Почему?


- Подумайте, почему Весне удалось победить зиму?


- Поговорим подробнее о Зиме. Прочитайте в первой строчке, как автор описывает настроение Зимы? (Злится).

- Подберите близкие слова к слову «злится». (Обижается, сердится, ругается, бранится, возмущается).


- Почему автор из всех этих слов выбрал именно слово «злится»? Что это за слово по сравнению с другими словами? (Это слово самое сердитое из всех).

- Почему же Зима злится? Что её рассердило? Прочитайте об этом в тексте. (Прошла её пора).


- Что значит «прошла пора»? (Пришло время).


- Какое слово употребил автор, описывая действие Зимы? (Хлопочет).


- Как вы понимаете значение этого слова? (Чем-нибудь усердно заниматься, суетиться).


- Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну? (Напускает на неё метели, морозы, вьюги, насыпает снега).


- С кем сравнивает Автор Зиму? (С ведьмой злой).


- Найдите об этом слова в тексте.


- Что значит «взбесилась»? ( Пришла в бешенство, разъярилась).


- А что делает Зима напоследок? Прочитайте об этом в стихотворении.


- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы? (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны).


- И так, мы с вами поговорили о Зиме. А теперь побеседуем об молодой и прекрасной «сопернице» - Весне.


- Найдите в стихотворении первые строки, в которых говорится о Весне? (3 и 4 строчки).


- Прочитайте их.


- В какое «окно» стучится Весна? (В природу).


- Что делает Весна первым делом? (Гонит со двора Зиму).


- Как она это может делать? (Растопляет снег солнышком, согревает землю).


- Найдите в стихотворении следующее место, где говорится о Весне (Второе четверостишье).


- «И всё засуетилось». Кто это «всё»? (Животные, растения, люди).


- А что значит «засуетилось»? (Задвигалось).


- Кто помогает Весне прийти? (Птицы, солнышко, ручейки).


- Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»? (Всё вынуждает Зиму уйти вон, выгоняет).


- Кто первыми приветствуют Весну? (Жаворонки).


- Кто это? (Птицы).


- Что такое «трезвон»? (Шум, переполох).


- Как ведёт себя Весна в ответ на все попытки Зимы прогнать её? Прочитайте.


- Почему она так себя ведёт? (Не боится Зимы. Она знает, что победит её).


- Почему автор употребил именно слово «хохочет», а не «улыбается», «смеётся»?


- Что означает слово «пуще»? (Ещё сильнее).


- Как, чем может Весна шуметь? (Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях).


- С кем сравнивает автор Весну? (С прекрасным «дитя»).


- Прочитайте последнее четверостишье. Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы? («Схватка» закончилась победой Весны).


- Как вы понимаете слова «и лишь румяней стала»?


- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Весны?

- Посмотрите, как изобразил Весну в учебнике художник Левитан.


- Вам нравится эта картина? Почему?


- А как бы весну нарисовали вы?


- Почему же Весне удалось победить Зиму? (Потому что Весну все любят, её ждут, помогают. А Зима уже всем надоела. Всем хочется, чтобы она поскорее ушла).


- Тютчев, ребята, применяет в своем стихотворении прием контраста.


На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:

Зима:

• злится;

• хлопочет;

• ворчит;

• ведьма;

• злая;

• взбесилась;

• пустила

Весна:

• хохочет;

• гонит;

• шумит;

• дитя;

• прекрасное;

• горя мало;

• умылася;

румяней стала.


(Читают вместе).



- Что делает Зиму и весну «живыми»?


- Как называется этот литературный приём? (Олицетворение).


- Давайте вместе вспомним определение этого понятия. (В презентации и на листочках в печатном варианте).


- Вспомните, что такое сравнение? Посмотрите для этого на экран.


  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия. Комментирование оценок.


- Итак, ребята, что вы узнали сегодня нового?


- С творчеством какого замечательного поэта познакомились?


- Какие новые слова вы сегодня узнали?


Учитель комментирует и выставляет оценки.


- А теперь давайте проверим, какое же у вас настроение в конце урока? Поднимите смайлик.


12. Объяснение домашнего задания.


- Итак, вы хорошо потрудились. Молодцы!


Послушайте задание на дом:


  1. Подготовить выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной…»


  1. Подготовить устный рассказ на тему: «Настроение поэта, переданное через картины осени, весны, зимы, лета» (на выбор).

9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!