Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». На доске написан эпиграф к уроку: “Я попытался в нем представить трагическое лицо”. И.С. Тургенев. Как вы думаете, о ком говорит автор? Правильно. На этом уроке мы познакомимся поближе с героем, дадим его характеристику и сравним его убеждения с взглядами Кирсановых. На прошлом уроке мы говорили об истории создании романа и познакомились с семьей Кирсановых. Повторим основные выводы прошлого урока: В каком году был написан роман «Отцы и дети»? Назовите журнал, в котором впервые было напечатано произведение? Когда происходит действие в романе? Как действие романа связано с историей России, политической ситуацией того времени? Молодцы! Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом». В статье «По поводу „Отцов и детей“» читаем: „…в основании главной фигуры, Базарова, легла одна, поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось — на мои глаза-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма“. Итак, герой романа – нигилист. Что такое нигилизм? Как объясняется данное понятие в романе? (гл.5. «Он нигилист…»). Определения нигилизма: Нигилизм - это… (от лат, nihil - “ничто”) отрицание общепринятых идеалов, моральных норм, культуры, форм жизни. (Большой энциклопедический словарь) безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать. (Толковый словарь В.Даля) “голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм”. (Толковый словарь русского языка). Запишем первое определение. Мы встречаемся первый раз с Базаровым во второй главе, когда он с Аркадием приезжает погостить в имение Кирсановых. Давайте посмотрим отрывок из художественного фильма. Какие впечатления у вас от фрагмента? Как встретили Базарова Николай Петрович и Павел Петрович? Вспомним, что такое словесный портрет и его значение в литературе. Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. Найдем в тексте портрет Базарова (2 глава). Что особенно автор выделил в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека? Базаров и братья Кирсановы – люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт. Выделим основные линии спора. - об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам; - о принципе деятельности нигилистов; - об отношении к народу; - о взглядах на искусство и природу. Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это бы спор об аристократии и ее принципах. Глава 9 – зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте. Каков итог этого спора? Вторая линия спора - о принципах нигилистов. Каковы принципы нигилистов, что они отвергают? Каково отношение Базарова к религии? (Гл. 9. «Я вас не понимаю после этого…»). Все идеи, выдвинутые Базаровым, составляют программу нигилистов. Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова? Всех ли выдвинутых тенденций он придерживается? Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова? Третья линия спора о русском народе. Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? (Гл.9. «Нет, нет! – воскликнул…»). Кого же крестьяне скорее признают? (гл.10). Ярким свидетельством связи героя с народом может служить его речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича? Четвертая линия спора. Четвертое направление в споре – расхождения во взглядах на искусство и природу. Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решил взять реванш. Как отзывается Павел Петрович о художниках – шестидесятниках и прав ли он? Как же смотрит Базаров на природу? Домашняя работа. Явление Одинцовой. Гл.14. Прошел ли Базаров испытание любовью? А теперь обобщим все сказанное о главном герое в таблице, которую вы должны были подготовить дома. (Приложение 1). Молодцы! Урок закончен. | Запись темы в тетрадь. О главном герое романа – Евгении Базарове. 1861 год. «Русский вестник», 1862 г. Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино 20 мая 1859 г. Тургенев хотел показать момент становления общественных сил, вышедших на политическую арену России уже после реформы, показать начало того спора, который уже через два года привел к расколу общественных сил страны на два лагеря: либералов-дворян и демократов-разночинцев. «Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который…который ничего не признает?...» «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Просмотр видеофрагмента.
Николай Петрович и Павел Петрович почти ничего не знают о Базарове, точно так же, как и Базаров о них. Значит, главным в восприятии является внешний вид, облик героя. Базаров спокоен, самоуверен, умен. Одежда его проста, что обличает в нем демократизм и простоту привычек. То, что это не дворянин, а человек другого круга, Кирсановы увидели сразу. Даже прическа им многое сказала. «Волосатый» - пренебрежительное отношение. Павел Петрович при встрече не подал руки.
«Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Базаров – не такой, как все, «новый человек», это портрет нигилиста, революционера, заостренность черт. Автор так же выделяет деталь – «обнаженную красную руку». Это говорит о Базарове, как о человеке, который не боится никакого труда, о его трудной судьбе (сравнить с «красивой рукой с длинными розовыми ногтями» Павла Петровича). Базаров – умный, индивидуальный, сильный духом человек, в его внешности содержится вызов привычному.
Из этого диалога следует, что Павел Петрович именно в аристократии видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она дала Англии свободу, что в в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. От аристократов нет никому пользы, их основное занятие – ничегонеделание. Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет. Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме, - тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Кирсанова в этом споре. Нигилисты отрицают общественный строй, т.е. самодержавие, религию, таков смысл слова «все». Базаров замечает, что «свобода», о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет впрок; Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм как революционность. Строить на разрушенном месте он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы. Нет, он многое преувеличивает в пылу спора. «Мой дед землю пахал» - Базаров был не из крестьянской среды, противоречит сам себе. В этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков.
По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества. Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа. Базаров вставал утром рано (не как баре), со слугами разговаривает без барского тона, хотя и подтрунивает над ними; Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился в ней на «Вы» и просил ее о здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым тоже свободно. Павел Петрович не умеет разговаривать с крестьянами, он сам признает это. Для него крестьяне – грязные мужики, без которых, правда, не обойтись.
Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз…; туда и дорога; от копеечной свечи Москва сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова, использует много иностранных слов.
И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники – передвижники отказываются от застывших традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав же Павел Петрович в том, что художники – передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости». Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль и гроша медного не стоит, да и они не лучше его». Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь.
Проверка таблицы.
|