СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели:
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока литературы на тему: «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Казнь Остапа. Анализ 11 главы».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Цели:
Образовательные:
развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ;
повторить и расширить теоретические понятия – портрет, литературный герой, художественная деталь,
совершенствовать технику чтения;
добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;
Развивающие:
развивать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения
развивать умение учащихся работать с текстом;
развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
развивать умение давать характеристику действующим лицам;
развивать самостоятельность, мышление
Воспитательные
развивать патриотические чувства;
бережного отношения к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.
Оборудование: учебник: Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина); портрет Н.В.Гоголь; иллюстрации к повести; раздаточные карточки со справочным материалом, мультимедийная презентация
ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | Психологический настрой. - Добрый день! Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок Активно включайся в работу, дружок! | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
2. | Опрос домашнего задания.
| - Какое домашнее задание вы выполнили дома? | 1.Ответить на вопросы (приложение №1) 2.Дать ответ на вопрос, в чем истоки героического поступка Остапа и предательства Андрия, опираясь на текст (дополнить таблицу) Приложение №2 |
3. | Сообщение темы урока. | - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? | Мы будем анализировать … Мы будем работать над образом… Мы будем делать выводы |
4. | Открытие нового знания. Казнь Остапа. Анализ 11-12 глав. | Аналитическая беседа по содержанию. 1. Выборочное чтение и анализ 11 главы. -Кто спас Тараса? -Во сколько ляхи оценили голову Тараса? -Как Товкач лечил Тараса? -Как изменился Тарас? Почему? -Какие изменения произошли в Сечи? -Какое решение принимает Тарас? -Опишите козаков, которых вели на казнь? Выборочное чтение «Казнь Остапа». -Что чувствовал Тарас во время казни Тараса? -Кого Остап хотел увидеть перед смертью? Почему? 2.Анализ 12 главы -Где нашёлся след Тарасов? -Чем отличался полк, которым предводил Тарас Бульба? -Как Тарас мстил за смерть сына Остапа? -Кому было поручено поймать Тараса? - Как удалось Гетману Потоцкому схватить Тараса? - Почему Тарас не оставил люльку? -Как решили казнить Тараса? -Как вёл себя Тарас во время казни? - Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Почему? - Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? Почему повесть названа «Тарас Бульба»?
|
«Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжёлые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него». Невозможно развеселить теперь Тараса: «Сурово и равнодушно глядел он на всех, и на неподвижном лице его выступала невыносимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой» Остап мой!».
Тарас страдает, но и гордится Остапом.
«хотел бы он теперь увидеть твёрдого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине». Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. Это был уже суровый и беспощадный к врагам воин. Даже товарищи поражались: «Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением». Словарная работа Гайдуки – легковооружённые пехотинцы. Дебелый – крепкий, большой, грузный. Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.
Он ведет себя очень достойно, не молит врагов о пощаде. Умирая на костре, старый Тарас радуется, что не только сумел подсказать своим хлопцам путь к спасению, но и к осуществлению своего плана, то есть остается верен главному - товариществу, вере, Украине.
Автор рассказывает о Тарасе с большим сочувствием. Он ценит в нем любовь и преданность родине, ненависть к врагам, мужество и героизм, с которыми он переносит страшные муки и смерть. |
5. | Подведение итогов урока. | -Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу. - Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем? - Так о чём же рассказывается в повести? Какова её тема? Тема произведения: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение. - А какова основная идея произведения? Во имя чего боролись казаки? |
Тарас Бульба - народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!» О героических подвигах запорожских казаков, об их мужестве и непреклонности в борьбе за родной край, рассказ о целом народе, о его могучих силах.
Идея – любовь к родине, готовность отдать всё за благо и счастье отчизны.
|
6. | Рефлексия | - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» 1. Мне было трудно понять…». 2. Урок понравился, потому….». 3. «Я усвоил….» 4.«Я оцениваю свои знания…, потому что…» | Заполняют бланк самооценки. |
7. | Домашнее задание | Подготовить связный рассказ о Тарасе Бульбе. | Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
Приложение №1
1.Назовите имена героев Сечи. |
|
2.О чём говорилось в речи Тараса? |
|
3.О чём говорят эти слова: «Страшно глядела она широкою пастью, и тысячи смертей глядело оттуда». |
|
4.Какими словами Тарас поддерживал запорожцев? |
|
5.Почему оторопел Тарас, увидев гусарский полк? |
|
6.Кто убил Андрия? |
|
7.Чьё имя произносил Андрий перед смертью? |
|
8.Кто победил в бою под Дубно? |
|
9.Чем закончился бой для Остапа? |
|
10.Чем закончился бой для Тараса? |
|
Приложение №2
Истоки героизма Остапа | Истоки предательства Андрия |
Скрытая, трепетная любовь к матери. Осознанная храбрость, расчетливость в поступках, стойкость, мужество, преданность идеям казачества, вере, товариществу. Любовь к Родине. Вывод: Преданность казачеству, любовь к Родине. | Равнодушное отношение к матери. Неоправданная храбрость. Необдуманность поступков, сила страсти, безудержность натуры, жажда подвига любой ценой. Стремление и умение увертываться от наказания.
Вывод: Изменил отчизне, потому что полюбил. Любовь к женщине ценил выше, чем любовь к казачеству, Родине. |
Приложение №3
Тест по 11 главе