1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | Психологический настрой. - Добрый день! Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок Активно включайся в работу, дружок! | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
4. | Открытие нового знания. Казнь Остапа. Анализ 11-12 глав. | Аналитическая беседа по содержанию. 1. Выборочное чтение и анализ 11 главы. -Кто спас Тараса? -Во сколько ляхи оценили голову Тараса? -Как Товкач лечил Тараса? -Как изменился Тарас? Почему?
-Какие изменения произошли в Сечи? -Какое решение принимает Тарас? -Опишите козаков, которых вели на казнь?
Выборочное чтение «Казнь Остапа». -Что чувствовал Тарас во время казни Тараса? -Кого Остап хотел увидеть перед смертью? Почему?
2.Анализ 12 главы
-Где нашёлся след Тарасов? -Чем отличался полк, которым предводил Тарас Бульба?
-Как Тарас мстил за смерть сына Остапа? -Кому было поручено поймать Тараса? - Как удалось Гетману Потоцкому схватить Тараса?
- Почему Тарас не оставил люльку?
-Как решили казнить Тараса? -Как вёл себя Тарас во время казни? - Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Почему?
- Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? Почему повесть названа «Тарас Бульба»?
| «Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжёлые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него». Невозможно развеселить теперь Тараса: «Сурово и равнодушно глядел он на всех, и на неподвижном лице его выступала невыносимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой» Остап мой!». Тарас страдает, но и гордится Остапом. «хотел бы он теперь увидеть твёрдого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине».
Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. Это был уже суровый и беспощадный к врагам воин. Даже товарищи поражались: «Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением». Словарная работа Гайдуки – легковооружённые пехотинцы. Дебелый – крепкий, большой, грузный. Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен. Он ведет себя очень достойно, не молит врагов о пощаде. Умирая на костре, старый Тарас радуется, что не только сумел подсказать своим хлопцам путь к спасению, но и к осуществлению своего плана, то есть остается верен главному - товариществу, вере, Украине. Автор рассказывает о Тарасе с большим сочувствием. Он ценит в нем любовь и преданность родине, ненависть к врагам, мужество и героизм, с которыми он переносит страшные муки и смерть. |
5. | Подведение итогов урока. | -Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу. - Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?
- Так о чём же рассказывается в повести? Какова её тема? Тема произведения: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение. - А какова основная идея произведения? Во имя чего боролись казаки? | Тарас Бульба - народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!» О героических подвигах запорожских казаков, об их мужестве и непреклонности в борьбе за родной край, рассказ о целом народе, о его могучих силах. Идея – любовь к родине, готовность отдать всё за благо и счастье отчизны. |