СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по произведению "Маленький принц", 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Мир взрослых и детей в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель:

  1. Обучающая – познакомиться с автором и его произведением; Вспомнить черты жанра сказка; Охарактеризовать мир взрослых и детей; Сопоставить эти два мира;
  2. Развивающая – развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики, формирование навыка выразительного чтения, работы с иллюстрациями;
  3. Воспитательная – включение учащихся в ситуацию обсуждения нравственных проблем, затронутых на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по произведению "Маленький принц", 6 класс»

Конспект урока литературы.


Автор: Петрова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы.

Тема: «Мир взрослых и детей в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Класс: 6

Программа: под ред. Меркина Г.С.

Цель:

  1. Обучающая – познакомиться с автором и его произведением;
    Вспомнить черты жанра сказка;
    Охарактеризовать мир взрослых и детей;
    Сопоставить эти два мира;

  2. Развивающая – развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики, формирование навыка выразительного чтения, работы с иллюстрациями;

  3. Воспитательная – включение учащихся в ситуацию обсуждения нравственных проблем, затронутых на уроке.


Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись, фрагмент художественного фильма, на доске написано число, классная работа и тема урока.


Ход урока

Учебные ситуации

Виды деятельности учителя

Виды деятельности ученика

Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь! Отметить присутствующих, готовность к уроку.


Отвечают.


Слово учителя

Прослушайте музыкальный фрагмент и определите о каком литературной произведении идет речь?

Мчится мой парусник в сказочный путь

Речь идет о жанре сказка

Получается речь идет о путешествии. А как мы вместе не выходя из этого кабинета можем в путешествие (в воображении, читая книгу)

Литература дарит нам возможность путешествовать, и мы можем оказаться там, куда ведет нас за собой писатель.

Мы уже сказали, что наш сегодняшний жанр сказка…а для какого читателя эти произведения? (для детей) А взрослые вынести урок из сказки? НО и для взрослых. Одинаково ли дети и взрослые воспринимают сказку? У каждого свое восприятие сказки и вообще мира. Какая же тема нашего урока?

Оказывается, два этих мира постоянно находятся рядом. Все взрослые сначала были детьми, - писал наш автор. Можно продолжить, что все дети станут взрослыми. Тема нашего урока «Мир взрослых и детей в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»





Отвечают.

Постановка задач

Давайте все вместе подумаем, а какие задачи мы должны решить сегодня, чтобы раскрыть эту тему

1. Познакомиться с автором и его произведением
2. Повторить черты жанра сказка
3. Охарактеризовать мир взрослых и детей
4. Сопоставить эти два мира (Учитель фиксирует на доске)




Отвечают, предлагают варианты.




Место темы в программе

Мы неслучайно сегодня обращаемся к творчеству Экзюпери. Впереди большой праздник – День Победы. Я уверена, что вы уже знакомы с литературой военной поры. Антуан де Сент-Экзюпери (1900 — 1944) – французский писатель.
А во время второй мировой войны он был лётчиком. 31 июля 1944 года отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет — и не вернулся. Но он успел оставить нам удивительную книгу, которая наполнена невероятной добротой и нежностью. В перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика — когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612. Отсюда и родилась сказка «Маленький принц»



Актуализация знаний по теории литературы

Перед тем как начать работу, давайте вспомним, какие признаки отличают сказку от других жанров литературы? (на слайде выбрать)

Вымысел

Герой сталкивается с испытаниями, которые он преодолевает

Преподносит урок, добро побеждает зло

Чудесные средства и волшебные помощники

Сказки бывают народные и авторские.

Я знаю, что среди вас есть ребята, которые летом уже прочитали эту книгу полностью. Скажите, а почему можно назвать это произведение сказкой? (сказочный герой – Маленький принц, живет на астероид, путешествует, сказка нас учит многому, животные разговаривают)

Отвечают

Физкультминутка

Сейчас давайте все встанем и разомнемся. Я буду называть произведения, если я называю сказку вы хлопаете, а если какое другое вы топаете. Договорили? Попробуем.

Царевна-лягушка

Му-му

О мёртвой царевне и семи богатырях

Тарас Бульба

Парус

Дубровский

О молодильных яблоках и живой воде

Бородино


Исследовательская работа с текстом

Итак, обратимся к самому тексту. Начнем мы с посвящения. Внимательно прочитайте его. Кому посвятил автор книгу? (другу, когда он был маленький)

Почему освящает другу, когда он был маленьким? (Книга для детей и взрослых, конечно, тема двух миров открывается с самого начала, значит мы можем сделать вывод о том, что она одна из главных)

Те, кто полностью прочитал книжку, я вас попрошу сохранить секрет и дать нам проверить, тех кто еще не открывал текст. Рассказчик пишет о том, что в детстве нарисовал рисунок. Взгляните на слайд и скажите, что он изобразил? (удав)

Как вы считаете, какой вывод сделала наш герой о взрослых? (что они ничего не понимают)

Читает ученик вслух



Отвечают

Групповая работа

Работа в парах с текстом:
1 ряд. Глава 1. (Со слов «Взрослые посоветовали мне…» до конца)
2 ряд. Глава 4. (Со слов «У меня есть серьезные основания полагать» до «Какая красота!»)
3 ряд. Глава 22. (Полностью)

Взрослые

Дети

Глава 1. Что посоветовали взрослые, увидев рисунок рассказчика?

Глава 1. Какова реакция мальчика на слова взрослых? Какие чувства он испытывал?

Глава 4. Что больше всего ценят взрослые? Какие сведения о человеке они считают самыми важными?

Глава 4. Что ценят дети в людях, на какие детали обращают внимание?

Глава 22. Почему спешат взрослые? Куда они торопятся?

Глава 22. Спешат ли дети, что они замечают?

Взрослые

Дети

Не обладают воображением

Обладают богатой фантазией, стремятся к творчеству

Больше всего любят цифры, интересует стоимость

Любознательны, воспринимают мир чувствами

Торопятся, не замечают жизни и не стремятся узнать других людей, думают, что хорошо там, где нас нет

Интересуются миром, дорожат друзьями

Как на ваш взгляд соотносятся два эти два мира? (противопоставлены)

Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. 

Для чего автор использует принцип контраста? (чтобы сказать нам, что не нужно становиться такими взрослыми)

Работа в группах 5 минут










Записывают в тетрадь






















Отвечают

Проблемная ситуация

Как вы считаете, а все взрослые становятся такими, как мы описали?

Что нужно сделать, чтобы не стать таким взрослым? Какими качествами обладать?

(обсуждение в четверках)

Перед нами прекрасный пример такого человека – это Антуан де Сент-Экзюпери.

Вспомните, а в какое время была написана сказка?

(во время войны)

Как вы считаете, почему эта книга появилась именно тогда?

Хотелось мира и добра.


Каким добрым сердцем нужно было обладать, чтобы во время войны не ожесточиться, а жить с верой в самое лучшее.


Один из героев его произведения Лис произносит самые главные слова – Просмотр фрагмента мультфильма.


Отвечают

Итоги урока

Оценит свою деятельность на уроке:

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.


Желаю вам, ребята, следовать своему сердцу, ценить доброту и верить в настоящую дружбу.


Домашнее задание

Объяснить смысл высказывания (по выбору):

Мы в ответе за тех, кого приручили...

Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
Среди людей тоже одиноко.

Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Записывают в дневник





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!