УРОК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«ГЛАЗА СЛЕПЫ, НАДО ИСКАТЬ СЕРДЦЕМ»
(НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СКАЗОЧНОЙ ПОВЕСТИ
АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
«МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»)
Цели урока:
познакомить учащихся с содержанием сказки «Маленький принц»; раскрыть грани таланта Антуана де Сент-Экзюпери; прививать детям вкус к самостоятельному чтению;
развивать речь учащихся, логическое и образное мышление;
воспитывать «чувства добрые», отвращение к лицемерию, тщеславию, равнодушию.
Оборудование:
магнитофон,
фонограммы песен «Нежность» (муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова), «Маленький принц» (муз. М.Таривердиева, сл. Н.Добронравова)
Оформление:
выставка книг писателя(«Южный почтовый», «Планета людей», «Военный летчик», «Маленький принц»);
иллюстрации школьников к произведению «Маленький принц»;
портрет Антуана де Сент-Экзюпери.
Предварительная работа:
Прочитать сказку «Маленький принц».
Нарисовать иллюстрации к наиболее понравившимся эпизодам произведения.
Подготовиться к конкурсу на самого внимательного читателя.
Написать письмо Маленькому Принцу.
Эпиграф на доске:
Ищите меня в том, что я пишу… Чтоб писать, надо прежде всего жить.
…приручение состоит в создании уз: человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы нуждаемся в ней, - мы ведь в ответе за всех, кого приручили. ( Антуан де Сент-Экзюпери.)
ХОД УРОКА.
Сообщение цели урока.
Сегодня, ребята, у нас урок самостоятельного чтения. Мы будем говорить о произведении замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», которое считается его философским завещанием. Мы должны подумать, какие нравственные идеалы сумел воплотить автор в своей сказочной повести.
Организация деятельности учащихся.
Изучение нового материала.
Биографическая справка (слово учителя).
Антуан де Сент-Экзюпери родился в семье обедневшего графа. Был непоседой и озорником, очень впечатлительным, одинаково склонным к самым буйным играм и долгим часам тихой созерцательности. Рос Антуан в защищенной от житейских невзгод обстановке, в окружении любящих сестер, брата, матери, теток…
Выразительное чтение учеником отрывка из автобиографической повести «Родом из детства».
Продолжение рассказа учителя.
В технике Антуан разбирался не хуже взрослых. Шестилетним малышом, на следующий день после поездки на паровозе, он по памяти нарисовал схему устройства локомотива. А в 12 лет впервые поднялся на самолете в воздух, и это определит его дальнейший жизненный путь.
Жизнь его была полна драматических событий: он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбе испанских республиканцев, перенес не одно ранение…
Как вспоминали друзья Антуана, его появление всегда казалось невероятным: ведь он только что тонул в Сан-Рафаэле, терпел аварию на реке Меконг в Индокитае, погибал от жажды в пустыне, слал репортажи из Москвы… Одни называли его Сент-Экс, другие вспоминали: «Пожатие его руки всегда превращалось в событие. Заметишь его, подойдешь, наберешься новых идей – и ты счастлив!» Сент-Экзюпери «приручал» своих друзей улыбкой, обаянием мужественного и нежного сердца.
Он всегда рвался на фронт, сражался в армии Сопротивления. 31 июля 1944 года, менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание…
Звучит песня А.Пахмутовой на стихи Н.Добронравова «Нежность»
В тяжелые годы войны Экзюпери пишет удивительную сказку о Маленьком принце…
Первичная проверка понимания учащихся нового материала.
Конкурс на самого внимательного читателя.
? Кому посвящена эта книга?
? Кто такой Леон Верт?
? Почему писатель посвятил книгу взрослому человеку?
?Как автор познакомился с Маленьким принцем?
? Зачем малышу понадобился барашек? Почему именно барашек?
? Каков закон жизни Маленького принца?
Связный рассказ ученика «Развлечения и счастливые моменты жизни Маленького принца.
Углубление знаний учащихся.
Беседа по содержанию и идейному замыслу произведения. Выборочное выразительное чтение текста.
? Какой земной образ угадывается в Розе?
? Как надо любить, по мнению Маленького принца?
? Почему герой сказки отправляется в путешествие?
? Как Роза отнеслась к его решению?
? Какие планеты посетил Маленький принц?
Связный выборочный рассказ учащихся о планетах и их жителях.
Продолжение беседы.
? Почему Маленький принц не остался ни на одной из этих планет?
? Зачем он отправился на Землю?
Работа с текстом.
Задание: найдите и зачитайте слова, где автор говорит об одиночестве.
Вопрос – классу:
? Какой закон жизни открыла Маленькому принцу Змея?
? Что теперь думает герой о своей Розе?
Чтение по ролям сцены встречи Маленького принца с Лисом.
Вопрос – классу:
? Какую истину открыл Лис?
?Почему маленький принц не остался на Земле?
?Умер ли Маленький принц – ведь его ужалила Змея?
Обобщение и систематизация знаний.
Вопрос – классу:
?Какие законы оставил Маленький принц нам, живущим на Земле?
?Какие слова , на ваш взгляд, являются самыми главными в сказке? Зачитайте их
Звучит песня М.Таривердиева на слова Н.Добронравова «Маленький принц».
Чтение творческих работ– писем Маленькому принцу.
Заключительная работа с эпиграфом.
Итог по содержанию.
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.
СОЧИНЕНИЕ
«ПИСЬМО МАЛЕНЬКОМУ ПРИНЦУ»
Выполнил
ученик 7 класса В
Сергеев Максим
Здравствуй, дорогой Маленький принц!
Совсем недавно прочитал удивительную сказку, повествующую о тебе и твоих странствиях. Знаешь, Маленький принц, как бы я хотел оказаться рядом, чтобы тебе не было так одиноко.
С большим интересом я путешествовал вместе с тобой по планетам, на которых живут взрослые, которые посвятили свою жизнь неразумным целям.
Ты и твои друзья меня многому научили. Я понял: чтобы иметь друзей, нужно дарить им всю свою душу, отдавать самое ценное. «Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни», - говорил Лис и был абсолютно прав. Необходимо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, невозможно бесстрастно относиться ко злу.
Я рад, что ты вернулся на свою планету к прекрасной и капризной Розе, теперь ты знаешь, ради чего стоит жить. Но и мне, и моими одноклассникам ты тоже на многие вещи помог посмотреть иначе.
Прилетай, Маленький принц, к нам в гости, я уверен, что мы обязательно подружимся!
До свидания. Максим.