1. | Психологический настрой (включение в учебную деятельность) | - Добрый день! -Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки. | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
2. | Опрос домашнего задания. | - Что было задано на дом? -Жизнь К.Ф.Рылеева была короткой, но насыщенной. Дома вы познакомились с фактами биографии и творчества поэта. Сейчас вам предстоит ответить на ряд вопросов по содержанию статьи учебника. И выполнить цифровой диктант. Если представленное мной утверждение верно, вы ставите цифру «1», если утверждение ошибочно, то ставите «0». - А сейчас несколько вопросов к тем, кто готовился дома по дополнительным источникам. -Кем служил Рылеев? Связана ли его профессиональная деятельность с литературой? - Каково жизненное кредо К.Ф.Рылеева? В каком произведении оно сформулировано? Как вы его понимаете? - Чем обернулось для поэта участие в восстании на Сенатской площади? -Нам уже известно, что Кондратий Фёдорович интенсивно работал над думами и публиковал их. Каковы же особенности этого жанра? В чём своеобразие дум Рылеева? (индивидуальное сообщение) | Мы прочитали статью учебника о жизни и литературной деятельности Кондратия Фёдоровича Рылеева (стр.88-89) 1.Цифровой диктант 1.Рылеев родился 18 сентября 1793 года 2.Рылеев окончил кадетский корпус. 3.Поэт не служил в действующей армии. 4.Рылеев был членом Северного тайного общества. 5.Он мечтал о неограниченной монархии в России. 6.Поэт стал одним из организаторов восстания на Сенатской площади. 7.Ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813-1814 годам. 8.Рылеев никогда не писал оды. 9.Популярность поэту снискала сатира «К временщику». 10.Думы – любимый жанр поэта. 11.В 1822 году в печати появляется 15 дум. 12.Публикации дум в журналах привлекли к себе внимание литературной общественности. (Взаимопроверка работ). В 1821 — 1824 Рылеев служил заседателем уголовной палаты, в 1824 поступил в Российско-американскую компанию правителем канцелярии. "Я не поэт, а гражданин", поэма «Войнаровский». Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина. Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским . Своеобразие рылеевских дум: 1.При написании используется исторический материал; 2. Дума как жанр сочетает в себе признаки оды, элегии, поэмы, баллады и, может быть, исторической повести в стихах. 3.В творческой установке Рылеева при создании дум преобладало воспитательное, поучительное стремление. 4.Задача дум пробудить интерес и сочувствие к мужественным людям, совершавшим подвиги во имя Родины и народа. |
3. | Сообщение темы урока Определение темы и цели урока. | 1.Вступительное слово учителя. -Общенародной известностью пользовалась дума "Смерть Ермака". -Что такое дума? -Прочитайте тему урока. Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока. -Перед тем как перейти к теме урока, давайте познакомимся со статьёй учебника «Из истории присоединения Сибири в XVI веке». (или сообщения учащихся) | (Термин записываем в тетрадь.) & Словарная работа: Дума - это украинская народная песня об историческом событии и народных героях. Тематика дум по преимуществу историческая. Определение цели урока самими обучающимися. Мы познакомимся с … Мы научимся читать .. , правильно говорить, Мы узнаем, о чём говорится в .. |
4. | Работа над темой урока: Дума «Смерть Ермака». | 1. Выразительное чтение учителем думы «Смерть Ермака» стр.90-93 - Какова тема этого произведения? Какому событию она посвящена? Историческая справка о Ермаке (сообщения учащихся). 2.Чтение думы учащимися - Как вы понимаете слова и строки из произведения? 2.Анализ текста думы «Смерть Ермака» 1)Выразительное чтение по частям фрагмента думы «Смерть Ермака». 2) Беседа по вопросам. 1.Из предложенного списка выберите словосочетания, которые автор использует для создания картины природы в думе. В чём своеобразие этой картины? -Что общего между заглавием и первым предложением? - Не читая текста в полном его объёме, сможете ли вы сформировать о нём дальнейшее представление? - О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»? - Как погибла дружина Ермака Тимофеевича? В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это? 3) Составление цитатного плана думы. -Выделите в тексте думы микротемы и озаглавьте их словами из думы (работа в группах). 4) Работа с иллюстрациями к думе «Смерть Ермака» - Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода. - Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы. 5) Работа над выразительным чтением думы | Высказывания учащихся. Тема расширения русских земель. Тёмной ночью Кучум нападает на войско казаков. Не имея средства к спасению, кроме бегства, Ермак бросился в Иртыш, в намерении переплыть на другую сторону, и погиб в волнах. Работа с толковыми словарями. & Словарная работа: А) «тать презренный» - (вор, заслуживающий презрения); Б) «И ветры в дебрях бушевали» (Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами); В) «С вождём покой в объятьях сна Дружина храбрая вкушала» ( Вкушать – ощутить, испытать). (Термины записываем в тетрадь.) Сияло солнце, во мраке молнии летали, от ветра листья трепетали, гром гремел, чуть колыхалася волна, дождь шумел, ревела буря, звенели капли дождевые, ветры в дебрях бушевали. О чём-то трагичном, мрачном. Работа в группах Самостоятельная исследовательская работа. Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают. В ходе обсуждения возникла в тетрадях и на доске запись: 5 микротем: 1 – буйство стихии (Буря; мрак; страна суровая, угрюмая; берег дикий; «ко славе страстию дыша»…) 2 – мысли героя («товарищи его трудов»; «нам смерть не может быть страшна»; «и мы – не праздно в этом мире жили»…) 3 – подлость врага («роковой удел»; жертва; Кучум=буря; «как вор презренный»; «пала грозная дружина»…) 4 – гибель Ермака («душа отвагою полна»; «сила року уступила»; «тяжёлый панцирь – дар царя стал гибели его виною»…) 5 – затишье (Луна; «носились тучи»; «молнии ЕЩЁ сверкали»; «гром… ЕЩЁ гремел»…). Работа в группах Учащиеся готовят выразительное чтение думы |
5. | Физкультминутка (проводится в середине урока) | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | |
7. | Рефлексия. Подведение итогов урока. | -Так в чём же заключается жизненный подвиг К.Ф.Рылеева? -В чём заслуга автора перед народом и историей? Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы. Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» 1. Мне было трудно понять…». 2.Урок понравился, потому….». 3. «Я усвоил….» - Поставьте смайлики напротив утверждений: | Формулировка выводов, запись их в тетради. В дни перед восстанием декабристов К.Ф.Рылеев проявил исключительную энергию, став душой предстоящего переворота, настаивал на необходимости решительных действий. К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна! Заполняют бланк самооценки. - хорошо усвоил - отлично усвоил и могу применить на практике - усвоил хорошо, но есть вопросы - многое непонятно. |