2. | Опрос домашнего задания. | - Что было задано на дом? - Итак, что вам известно о древнерусской литературе? Беседа по вопросам по статье «Из древнерусской литературы». – Как начиналась русская литература? - Остались ли в вашей памяти творения древнерусской словесности? | Мы прочитали статью учебника «Из древнерусской литературы» стр.18-19 С ΧІ до 17 века – древнерусская литература; период составляет 700 лет «Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о Белгородском киселе», «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Притча о блудном сыне». Запись на доске: Определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир: – неторопливость, обстоятельность; – степенность, торжественность; – исповедальность, монологичность; – взволнованность, эмоциональность, лиризм; – человечность, сострадание, кротость, смирение, благоговение, религиозность. |
4. | Работа над темой урока: «Повесть о житии и храбрости благородного великого князя Александра Невского». | 1. Выразительное чтение учителем «Повесть о житии и храбрости благородного великого князя Александра Невского» стр.19-26 Понравилась вам «Повесть о житие…»? Когда была написана «Повесть о житии …Ал – ра Невского»? Какова цель данного жития? -Кем была написана повесть? - Найдите, как убеждает нас автор жития в том, что он был современником Александра? -Где было погребено тело князя А. Невского? -По каким источникам автор жития создаёт «Повесть…»? -Что знаем об авторе «Повести…»? -О каких подвигах А. Невского он рассказал? -А каково значение слова «благоверный»? - А почему Александр назван Невским? 2.Анализ текста «Повесть о житии… Ал – ра Невского» 1)Выразительное чтение по ролям фрагментов «Повести о житии ... Александра Невского». -Познакомив нас в начале повести с главным героем, автор рассказывает о его битве. - С кем? Где? Когда? - -Как поступает Александр Невский, узнав об опасности? - Зачем? - Укрепив свой дух, помогает укрепиться духом своей дружине. -Какие слова помогают князю и его дружине? - Как звали шестерых воинов Александра, которые, как говорит автор, “крепко сражались”? - Каков последний подвиг Александра Невского? -Зачем он пошел к царю Восточному? - Прочитайте, как об этом пишет автор? - Удалось ему это? - Что хан сказал? - Из заключительной части жития мы узнаем, что, вернувшись из Орды, князь разболелся и вскоре умер. Источники утверждают, что он был отравлен в Орде, выпил питье с ядом. Так в расцвете лет закончилась жизнь славного князя. - Прочитаем, какими словами автор описывает боль от утраты. - Как называет автор Александра? 4. Составление словарей из слов, характерных для данного текста, которые «ушли в прошлое» и их объяснений. 5. Работа над характеристикой А.Невского. - Найдите в тексте портрет князя, выразительно прочитайте описание внешности нашего героя. Демонстрация портрета Александра Невского. - Каким изобразил художник Александра Невского? -Во что одет князь? -Можно ли увидеть в работе художника, что он изобразил мудрого правителя? -Какие признаки говорят нам о том, что это опытный воин? -Как изображены глаза Александра? - Таким образом, восхищаясь своим героем, автор показывает, что Александр даже выше библейских героев. Он причислен к лику Святых. Очень редко бывает, что человек, стоящий у власти, обладает этими качествами. Перед нами князь – всем князьям князь. Выделение личных качеств Александра Невского. -А теперь поработаем над личными качествами Александра Невского. Заполните таблицу словами из жития качества Ал-ра Невского | цитаты из текста | храбрый | | опытный полководец | | решитель- ный | | смелый | | праведный правитель | | Милосердный, справедливый правитель | | -Найдите в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой – праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем. - Найдите в тексте ещё эпизоды, характеризующие князя Александра. - В каком эпизоде можно увидеть милосердие князя? Вывод: Личность князя: Бесстрашный, храбрый, милостивый, справедливый правитель, полководец; живущий по христианским заповедям (Верный христианству ( религии), тихий, приветливый, смиренный( готовность подчиниться чужой воле), мудрый праведник( живущий праведной жизнью, не имеющий грехов), человек высокой духовности (преобладание нравственных интересов над материальными) Таким образом, князь Александр является подлинным защитником земли Русской). | Высказывания учащихся. в 80-х гг. ΧІІІ в. Прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-защитника Русской земли.
Книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире. (“был самовидец деяний…”, “слышал от господина своего…”) Здесь же Он современник, «самовидец», по рассказам соратников Александра. Автор был человеком широко начитанным, писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы. О 3-х подвигах: - битве на Неве со шведами (1240 г.), - о Ледовом побоище (с немцами на Чудском озере (1242 г.), - о поездке в Орду. Благоверный – верный благу, верный чему-то хорошему, защите Родины Он одержал победу в битве со шведами на реке Неве в1240 году. Со шведами на р. Неве в 1240 году Идет в церковь, получает благословение. Укрепить свой дух Не в силе Бог, а в правде. Гаврила Алексич, Збыслав Якунович, Яков, Миша, Савва, Ратмир - Поездка князя в Орду к хану Батыю Русские должны были платить дань Орде. Но Александр Невский берег свой народ. Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу. Да. Истину мне сказали: нет подобного этому князю. зачитывают Солнце земли Суздальской Работа с толковыми словарями. & Словарная работа: Деяния – (высок.) – действия, поступок. Сеча (стар.) – сражение. Распря (устар.) – ссоры, раздоры. «Рост его был выше других людей, голос его – как труба в народе, лицо его – как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя Римского Веспасиана…» Перед нами князь-воин и князь - правитель. Мы видим князя, одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия. На иконе изображён Александр Невский как мудрый правитель: лицо сосредоточено, во весь лоб пролегла глубокая морщина. Это бесстрашный и опытный воин – переносицу пересекают волевые складки, волосы побелила седина. Глаза князя Александра отражают покой, смирение, доброту. Это глаза праведного человека. Работа в группах Самостоятельная исследовательская работа. Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают. 1.Умелый, храбрый полководец. В грозные годы жил князь Александр. Приходилось ему оборонять русские пределы от иноземцев. Несмотря на юность, как написано в «Житии…», князь Александр « везде побеждал, был непобедим». 2. Опытный полководец. Он решителен, сметлив, ловок. С малой дружиной князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю. «И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьём». 3.Александр – милосердный и справедливый человек На второй год войны, когда наш герой снова был вынужден сражаться с врагами, после очередной победы «других (врагов) к себе привёл, а иных помиловал и отпустил, ибо был он милостив без меры». В ходе обсуждения возникла в тетрадях и на доске запись: Вывод: -Личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя Александр в переводе с греческого языка означает «защитник». |