СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы "Россия... Судьба... Трагедия..." Жизнь и творчество Марины Цветаевой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Россия… Судьба… Трагедия…»

             (Жизнь и творчество М. Цветаевой).

  Цели: 1) познакомить учащихся с жизнью и основными мотивами творчества М. И. Цветаевой; 2) совершенствование навыков выступления с сообщением, выразительного чтения наизусть, развитие речи (написание рецензии), навыков анализа лирического произведения, развитие творческих особенностей;

3) воспитание интереса к жизни и творчеству М. Цветаевой, чувства сопричастности к трагической судьбе поэтессы, воспитание нравственных качеств.

Методы: эвристический (слово учителя, свободная беседа), метод творческого чтения (выразительное чтение наизусть), дифференцированный (сообщения, рецензия), групповой (по рядам), творческий, музыкальный.

Оборудования: портрет Цветаевой, её фотография с

С. Эфроном // Лит. в школе.-03, №9, стихотворение Цветаевой

«Я с вызовом ношу его кольцо», раскладушка «М. Цветаева. Жизнь и творчество», ученические сборники стихотворений «Мой серебряный век», схемы анализа стихотворений, гитара.

 

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературы "Россия... Судьба... Трагедия..." Жизнь и творчество Марины Цветаевой»

15
















План-конспект

урока литературы

в 11 классе на тему:

«Россия… Судьба… Трагедия…»

(Жизнь и творчество М. Цветаевой).




Выполнила учительница

русского языка и

литературы Мари-

Турекской средней

школы Камилова Р. В.

(Урок проведён в 11 Г

классе 30. 11. 2006г.)








п. Мари – Турек.

2006г.




Тема: «Россия… Судьба… Трагедия…»

(Жизнь и творчество М. Цветаевой).

Цели: 1) познакомить учащихся с жизнью и основными мотивами творчества М. И. Цветаевой; 2) совершенствование навыков выступления с сообщением, выразительного чтения наизусть, развитие речи (написание рецензии), навыков анализа лирического произведения, развитие творческих особенностей;

3) воспитание интереса к жизни и творчеству М. Цветаевой, чувства сопричастности к трагической судьбе поэтессы, воспитание нравственных качеств.

Методы: эвристический (слово учителя, свободная беседа), метод творческого чтения (выразительное чтение наизусть), дифференцированный (сообщения, рецензия), групповой (по рядам), творческий, музыкальный.

Оборудования: портрет Цветаевой, её фотография с

С. Эфроном // Лит. в школе.-03, №9, стихотворение Цветаевой

«Я с вызовом ношу его кольцо», раскладушка «М. Цветаева. Жизнь и творчество», ученические сборники стихотворений «Мой серебряный век», схемы анализа стихотворений, гитара.


























«Россия… Судьба… Трагедия…»

(Жизнь и творчество Марины

Цветаевой).

Многогранное творчество

Марины Цветаевой мы только

начинаем постигать. Трагичес-

кая её судьба в полной мере

отразилась в нём, как в днев-

нике, который пишут для себя

и в котором не солгут ни звуком.

И. Г. Минералова.

Моим стихам,

Как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

М. Цветаева.


Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Психологическая подготовка к изучению нового материала.

1) Выступление чтецов.

1-й чтец:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.


Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

-Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Май 1913.






2-й чтец:

Что другим не нужно – несите мне!

Всё должно сгореть на моём огне!

Я и жизнь маню, я и смерть маню

В лёгкий дар моему огню.


Пламень любит – лёгкие вещества:

Прошлогодний хворост – венки-слова.

Пламень – пышет с подобной пищи!

Вы ж восстанете – пепла чище!


Птица-Феникс я, только в огне пою

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю – и горю дотла!

И да будет вам ночь – светла!


Ледяной костёр – огневой фонтан!

Высоко несу свой высокий стан,

Высоко несу свой высокий сан –

Собеседницы и Наследницы!

2 сентября 1918.


3. Изучение нового материала.

1) Слово учителя:

- Ребята, только что для вас прозвучали стихотворения Марины Ивановны Цветаевой, многогранного художника, навеки вписавшего своё имя в историю отечественной литературы. В наступающем 2007 году исполнится 115 лет со дня рождения этой замечательной русской поэтессы. И наш сегодняшний урок я хочу посвятить именно этому событию.


2) Запись темы урока и эпиграфов в тетрадь.


3) Слово учителя:

- Многие годы и даже десятилетия широкая читательская аудитория была лишена возможности обращаться к её многогранному творчеству – книги Цветаевой почти не издавались. Теперь положение изменилось, но всё-таки мы снова и снова листаем эти страницы, которые излучают свет размышлений, чувств, воспоминаний.

Где же истоки её таланта? Сначала обратимся к судьбе поэтессы.


4) Литературная композиция.

1-й чтец.

26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

2-й чтец.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

3-й чтец.

«Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а не ре, до-ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.

4-й чтец.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – и в полёте

Своём – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская!

5-й чтец.

Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У

неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь уже любовь к поэтическому творчеству захватила её целиком.

6-й чтец.

Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминала: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

1-й чтец.

Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушке»:

Продолговатый и твёрдый овал,

Чёрного платья раструбы…

Юная бабушка! – Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица –

Локоны, в виде спирали.

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей – сколько?-

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж,

Тёмные звёзды погасли.

- Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моём - не от вас ли?..

2-й чтец.

Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева – ручищи по швам –

Жандармские груди и рожи.

Не дивно ли – и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почёт сей, почётно – да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх по поэте печётся!

Почётно – почётно – почётно – архи –

Почётно – почётно – до чёрту!

Кого ж это так – точно воры вора

Пристреленного – выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».

3-й чтец.

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по

себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми к. 19 – н. 20 века.

Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру – А. Блоку:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щёлканье ночных копыт

Громкое имя твоё гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щёлкающий курок.

Имя твоё, - ах, нельзя!

Имя твоё – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твоё – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.

4-й чтец.

В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.

5-й чтец.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности – жена, не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей-

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

-Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

6-й чтец.

1913 год. Коктебель. Рядом с М. Цветаевой – её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким

взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её – во внутреннем…

1-й чтец.

Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды и стихи:

В огромном липовом саду-

Невинном и старинном-

Я с магдалиною иду

В наряде очень длинном.

Вдыхая тёплый запах нив

И зреющей малины,

Едва придерживая гриф

Старинной магдалины.

Пробором кудри разделив…

Тугого шёлка шорох,

Глубоко вырезанный лиф

И юбка в пышных сборах.

Мой шаг изнежен и устал,

И стан, как гибкий стержень,

Склоняется на пьедестал,

Где кто-то ниц повержен.

Упавшие колчан и лук

На зелени так белы!

И топчет узкий мой каблук

Невидимые стрелы.

2-й чтец.

Стихи М. Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

(Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной» из кинофильма

Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром» в исполнении Дины Ишановой, гитара – Данилов Константин).

3-й чтец.

Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:

Я эту книгу поручаю ветру

И встречным журавлям.

Давным-давно – перекричать разлуку –

Я голос сорвала.

Я эту книгу, как бутылку в волны,

Кидаю в вихрь волн,

Пусть странствует она – свечой под праздник –

Вот так: из длани в длань.

О ветер, ветер, верный мой свидетель,

До милых донеси,

Что еженощно я во сне свершаю

Путь с Севера на Юг.

4-й чтец.

И снова разлука: с 1922 по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М. Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты, в погудке дождей и бед –

То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку – на весь тот свет!

Здесь – мои обе заняты.

5-й чтец.

Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени уже на родине).

Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.

6-й чтец.

«Я раскрыла листок. В нём две строки от друзей: «Марина погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».


5) Слово учителя:

-Это произошло 31 августа 1941 года. Что послужило причиной? Многое. Во-первых, собираясь в Москву, Цветаева не знала, что её родная сестра, Анастасия, вот уже 2 года находилась в тюрьме… В заключении оказался и её муж – Сергей Яковлевич Эфрон, ранее вернувшийся на родину. Её же здесь встретили – в том числе и собратья по перу – более чем прохладно, или, сказать по-другому, осторожно. Не приняли ни в Союз писателей, ни в Литературный фонд, что в какой-то степени могло бы поддержать материально. Да, ей поручали делать переводы, посоветовали подготовить сборник стихотворений. Но

когда рукопись была представлена в издательство, рецензент – им был литературовед Корнелий Зелинский –

как говорится, «зарубил» её как формалистическую. После начала войны, в эвакуации, ни работы, ни средств к

существованию вовсе не стало. Она писала заявления с просьбой принять её на работу в писательскую столовую посудомойкой.


Вопрос классу:

- Какие темы творчества Марины Цветаевой вы можете назвать?

(Темы любви, дружбы, родины, стихотворения, посвящённые Пушкину, Блоку, Эфрону, Пастернаку…)

- Голос Цветаевой, он и о любви, и о жизни, и о смерти, и об Отечестве. Но, пожалуй, самое яркое отличительное впечатление производят стихи о любви, так называемая любовная лирика.

- К кому обращена любовная лирика поэтессы?

(Мужу Сергею Эфрону).

6) Сообщение подготовленного ученика (демонстрирует портрет С. Эфрона)

Сергей Эфрон (1893-1941).

Сергей Яковлевич Эфрон – сын известных народовольцев Елизаветы Дурново и Якова Эфрона. Его мать происходила из старинного дворянского рода, отец – из бедной еврейской семьи.

Познакомились Эфрон и Цветаева как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или всерьёз?): если молодой человек найдёт и подарит ей любимый генуэзский сердолик, она выйдет за него замуж.

Через полгода Марина и Сергей поженились.

Цветаева обещает себе никогда не расставаться с мужем, чтобы ни случилось. «Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный, глубокий юноша!» - восклицала Марина в одном из писем.

На чёрно-белой фотографии 1911 года Сергей и Марина стоят рядом – юные и прекрасные, вид – парадный: он в костюме, в белой рубашке с бабочкой-галстуком, она – в длинном платье с высоким воротником. В Серёжиных распахнутых глазах – удивление, мягкость, нежность, мечтательность. В Маринином всегда прищуренном взгляде, в лёгком повороте головы, в полуулыбке – уверенность, гордость, торжество.

В первые годы брака Цветаева адресует Сергею Эфрону восхищённые и восхитительные стихотворения-портреты. Она изображает мужа рукой живописца-импрессиониста: «серо-зелёные», «серо-синие» глаза Сергея подобны морю, его взгляд способен двигать горы. Сергей – возлюбленный, рыцарь, воин.

В далёкие 1912-1916 годы Сергею и Марине хотелось «Любови вечной на земле», верилось в это чудо, потому что всё было «как будто на века». Именно тогда с гениальной лёгкостью писались, лились рекой цветаевские стихотворения: «Ты, чьи сны непробудны…», «Моим стихам…», «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Под лаской плюшевого пледа…», «Мне нравится, что вы больны не мной…» - всех не перечислить.

Грянула 1 мировая война. В России царили разруха, голод, нищета, смерть. Свершились революции, началась война гражданская, сын пошёл на отца, брат на брата – мир раскололся пополам.

Разбились пополам – на «до» и «после» - жизнь Марины и Сергея.

Эфрон выбирает путь воина-белогвардейца. Цветаева не думает об опасности быть в «красной» России женой и матерью детей белогвардейца (их уже двое). Ведь она «с первого часа знала»: иначе Сергей поступить не мог.

В январе 1918 года последний раз перед долгой разлукой Марина видела Сергея. До отъезда в Ростов, где формировалась Добровольческая армия. Самая большая трагедия – смерть от голода младшей дочери Ирины.

Движимая любовью, Марина Ивановна с дочерью Алей 13 мая 1922 года отправится в Берлин к Сергею Яковлевичу. Семья воссоединится и 17 эмигрантских лет проживёт в Германии, в Чехии, во Франции. У Марины родится долгожданный сын Георгий…

После четырёхлетней разлуки Марина приняла Эфрона и «этого», и «того» - со всеми его талантами, достоинствами, слабостями, недостатками, противоречиями. Цветаева не отреклась от мужа ни в «красной» России, когда он был с «белыми», ни в белоэмигрантской Франции, когда он изменил прежние убеждения, сделался оплаченным сотрудником «Союза возвращения на родину».

Эфрон остро ощущал трагедию изгнанничества. В 1931 году он станет хлопотать о советском паспорте.

Марина Цветаева вряд ли предполагала, какую цену придётся заплатить Сергею за его желания: стать агентом советской разведки, вербовщиком добровольцев для отправки в Интербригаду в Испанию, организатором убийства чекиста-невозвращенца Игнатия Рейсса.

В 1939 году Марина Ивановна отправится в Москву. Поедет за погибелью – своей и своих родных

10 октября того же года на даче в подмосковном Болшеве Сергея Яковлевича арестуют. Говорят, когда мужа уводили, Марина осенила его крестным знамением. Эфрона расстреляют в октябре 1941 года – сбудется грустное пророчество цветаевского четверостишия, написанного как эпиграф к судьбе Сергея:

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть победила…


4. Закрепление изученного.

1) Анализ стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо»

3 июня 1914 г. Коктебель.



- Цветаева адресовала Эфрону более 20 стихотворений. Одно из них – «Я с вызовом ношу его кольцо!» Определите тему и идею стихотворения.

(Тема любви, идея – женская верность).

- Какова разновидность лирики?

(Интимная).

- Какова интонация стихотворения?

(Взволнованная, эмоциональная).

- Что вы можете сказать о рифме и способе рифмовки данного стихотворения?

(Рифма мужская и женская, способ рифмовки – перекрёстный).

- Охарактеризуйте лексику стихотворения.

(Лексика патетическая, возвышенная).

- Назовите стихотворный размер, которым написано данное стихотворение.

(Ямб).

- Какие художественные тропы и синтаксические фигуры использованы Цветаевой в данном стихотворении?

(Эпитет: «роковые времена»; сравнение: «лицо подобно шпаге»; гипербола: «чрезмерно узкое лицо»;

оксюморон: «мучительно-великолепны брови», «его глаза прекрасно-бесполезны»; риторические восклицания: «Я с вызовом ношу его кольцо!», «Его глаза прекрасно-бесполезны!», «Всем вам, кто жил и умирал без страху!»).

- Охарактеризуйте образ лирической героини.

(Черты характера лирической героини: прямота, честь, достоинство, терпение, умение принимать удары судьбы с высоко поднятой головой. Она сильная женщина, гордая, решительная. У неё горячее сердце, жаждущее любви и дружбы).

- Какой портрет возлюбленного обрисован в данном стихотворении?

(«Чрезмерно-узкое лицо // подобно шпаге»;

«Безмолвен рот его, углами вниз,// Мучительно-великолепны брови…»; «Он тонок первой тонкостью ветвей. // Его глаза – прекрасно-бесполезны!..»).

- Что вы можете сказать о композиции произведения?

(Состоит из 3 частей:

1 – две первые строчки, в которых лирическая

героиня выражает своё отношение, свою позицию,

2 – десять следующих строк – описание

возлюбленного,

3 – последнее четверостишие: лирическая героиня говорит о верности и долге.

-Какие строки стихотворения без знакомства с биографией С. Эфрона нам бы были не понятны?

(«В его лице трагически слились // две древних крови».

Цветаева имеет в виду русскую и еврейскую кровь, т. к. мать Эфрона – русская, а отец – еврей.)

- Какие мысли и чувства вызвало в вас это стихотворение? Что особенно поразило? Ваши впечатления о прочитанном.

2) Слово учителя:

- Ребята, 17 октября этого года нам с вами посчастливилось в стенах нашей школы посмотреть моноспектакль о жизни и творчестве Марины Цветаевой в исполнении нашей землячки, выпускницы ГИТИСа Красновой Тамары. Поделитесь впечатлениями от увиденного.


3) Прослушивание рецензии на спектакль. (Полатова

Анна).


5. Итог урока.

1) Слово учителя:

- Прослеживая сегодня жизненный путь Марины Ивановны Цветаевой, переживая вместе с ней, читая стихи и прозу, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой русской интеллигентки. Она оказалась права, уверенно заявляя в 1913 году:

Моим стихам,

Как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Сегодня сильной, сложной, настоящей поэзии Цветаевой «настал черёд», потому что настоящее в искусстве не умирает.


2) Оценивание работы учащихся на уроке.


6. Задание на дом: 1) выучить наизусть стихотворение

М. Цветаевой «Я с вызовом ношу его

кольцо»,

2) письменно проанализировать

стихотворение М. Цветаевой:

1-й ряд – на тему родины,

2-й ряд – стихотворение, посвящённое А. Блоку,

3-й ряд – стихотворение, посвящённое А. С. Пушкину.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!