СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы на тему: «Ступени духовного роста (по повести А. А. Лиханова «Деревянные кони»)»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлен урок литературы в 5 классе на тему «Ступени духовного роста  (по повести А. А Лиханова « Деревянные кони»)». Альберт Анатольевич Лиханов - замечательный человек, известный писатель, крупный общественный деятель.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему: «Ступени духовного роста (по повести А. А. Лиханова «Деревянные кони»)»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

пгт Свеча Свечинского района Кировской области











Конспект урока литературы

Тема: «Ступени духовного роста

(по повести А. А Лиханова « Деревянные кони»)»















Подготовила

Ковязина Галина Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

высшей категории










Цели урока:

Обучающие: научить выделять сюжетные линии произведения, истины в прочитанном. Формулировать проблемы, проблемы, открывать жизненные линии.

Воспитывающие: формулировать способность учащихся « мыслить истинное, чувствовать прекрасное, желать доброе», любить людей и Отечество; учиться сопереживанию и самовыражению.

Развивающие: развивать навык монологической речи; закреплять навыки выразительного чтения; учить комплексно анализировать художественный образ (в единстве портретной, речевой и поведенческой характеристик); развивать логическое мышление.

Метод: урок – исследование учащихся, аналитическое чтение, беседа с учащимися.

Оснащение урока: Портрет писателя А.А.Лиханова, рисунки учащихся к повести к повести А.А. Лиханова «Деревянные кони».

Ход урока:

Драматическая заставка к уроку (сцена « У памятника погибшим землякам»)

-Ну вот,- сказал Терентий Иванович, поставим мы памятник нашим солдатам…Васька, краску принес?

-Принес.

-Пиши.

-Иван Тихонович Васильев, 1901-1941.

-Семен Николаевич Васильев, 1923-1942.

-Семен Семенович Васильев, 1892-1941.

-Иван Петрович Васильев.

-Терентий Иванович, пусть Николка, у него хороший почерк!

-Коля! Иди сюда!

Я понял, что это зовут меня… Я нагнулся к пирамиде и аккуратно вывел буквы. Я волновался, и рука у меня дрогнула. Я обернулся. На меня, молча смотрели люди…

Вдруг кто-то дико закричал.

…На земле, у подножия лежала тетка с карими глазами, та, что жала на коленях. Она, прижимаясь к дереву, обнимала его и плакала. Плакала так отчаянно, что мне стало страшно. Я отыскал взглядом Ваську. Он сидел на холме, возле пыльных сапог председателя, обняв руками свои колени. Я отыскал тетю колени. Я отыскал тетю Нюру. Она не плакала, она глядела сухими, воспаленными глазами на пирамиду и казалось, ничего не видела. Я содрогнулся. Первый раз в жизни я видел такое горе. Горе не одного человека, не двоих, не одной семьи, а горе целой деревни.

Слово учителя. Тема войны в повести «Деревянные кони» продолжается: « Война кончилась, а отец не возвращался » - так начинается повествование.

Знакомый наш герой Колька, городской мальчишка, подружившись с Васей, затем приехав в деревню, видит войну другими глазами. Он не только понимает единение людей против беды, он первый раз в жизни видит « горе не одного человека, не одной семьи, а целой деревни». Здесь у памятника мальчик взрослеет буквально на глазах, он впервые начинает понимать, как велика цена победы в этой войне. И не только об этом думал Колька. К какой нравственной истине приходит он, здесь, у памятника? Зачитайте (стр.167)

- Я просто понял, что в час скорби других, которую я видел, твое счастье должно как бы отступить в тень, должно отодвинуться, стать в сторону.

Слово учителя. Мудрое решение? Конечно! Как пришел к этой мудрости Колька? Попробуем выстроить ступени духовного роста человека, представленные нам героями повести « Деревянные кони».



Вопросы классу.

1. Расскажите о главных героях произведения. Чем отличается детство Коли и Васи?

2. Какие детали в поступках, характерах героев говорят о порядочности, доброте каждого из них, приведите примеры из текста.

Колька

Вася

Ведь раз он курил при взрослых, не снимая галстук, значит, он имел такое право.

Но Василий Иванович иронию отверг, белозубо улыбнувшись и тряхнув светлыми волосами.

- Не-а!- отвечал он. - Васильев.

Василий Иванович добродушно улыбнулся, решительно протянул руку, желал мне всяческого добра, и сердце у меня зашлось от волнения.




Слово учителя.

Итак, тот и другой герой принимают друг друга такими, какие они есть. Это очень важное качество - способность воспринимать мир, то есть восприятие

( в нижней части доски, слева, помещается слово «восприятие».)

Колька

Васька

Все-таки колхозник не шутка- и пахать, и сеять умеет...


Мне снова стало стыдно перед Васькой. Я был счастливее его вот и отец у меня.

Я сидел на диване, и чувствовал, как краснею. Как заливаюсь жаром. Мне было противно, гадко. Вот уже сколько дружу с Васькой, сколько исходили мы кварталов по нашему городу, а я ни разу - вот стыд-то! Ни разу не спросил Ваську про его отца

-Васька, сказал, потрясенный его словами, Васька, а где?

- Под Москвой, ответил он и тяжело вздохнул.

К Васькиной чести, надо сказать, что он своим талантом совсем не гордился и даже, напротив, жаловался мне.

Васька пришел какой-то понурый тихий, грустный.

Но я не заметил этого. Я вертел в руках лакированную открытку с гномиками и вслух читал отцовское письмо. Васька кивал, криво улыбался, потом взял открытку и сказал неожиданно зло:

-У, фашисты!

- Кто? Не понял я

- Вот эти, карлики

-Ну сказанул!- возмутился я...

- Вась!- окликнул я его. – Ты чего?

-Да ничего, - поморщился он, просто я все фашистское ненавижу.- Он помолчал и прибавил: Они у меня отца убили.




Итак, Коля понимает чужую беду, и следующая ступень в нравственном развитии – понимание.

( На доске - следующая ступень - «понимание»)

В каких эпизодах герои проявляют это нравственное качество?

(Ребята вспоминают эпизод, когда Васька убегает помогать пахать на Касной Гриве, когда Колька берет вину на себя за сорванный горох».

Слово учителя. Зачитывается отрывок (стр.167)

« В трепещущих бликах костра, стоя у памятника, я не был, не мог быть счастливым от мысли, что мой отец жив, хотя мог погибнуть, как погибли эти Васильевы.

Я горевал вместе со всеми. Я выводил буквы дрожащей рукой, еле сдерживая слезы, и не думал, не мог думать про отца.

Коля ощущает в своей душе боль от чужого страдания. Как назовем мы это нравственное качество?

Ученики – «сострадание».

(На доске следующая ступень – «сострадание»)

Учитель обращается к схеме на доске.

Сострадание



Понимание





Восприятие







- перед нами этапы развития человеческой душим, этапы духовного становления личности.



  1. Как вы считаете, от чего зависит духовный рост человека? Укажите письменный ответ. (Ученики пишут ответ на вопрос)

II. Переходим к следующему этапу урока. Обратим внимание на других героев повести, которые запомнились вам. О ком бы вы хотели рассказать?

-О тете Нюре (Ребята поражены, что молоко, которое продавала тетя Нюра, не меряно, что все деньги до копеечки она увезла в колхоз и никто не сомневался в ее честности. Отмечают ее сострадание по отношению к Семену Николаевичу.

- Запомнился председатель колхоза.

Учитель: Докажите примерами из текста, что образ председателя колхоза Терентия Ивановича заслуживает внимания и уважения.

( Зачитывается эпизод « На колхозном собрании», « Случай с горохом»)

-Запомнилась картина жатвы, как женщины трудились.

(Зачитывается)

Учитель: Какие нравственные ценности несут эти герои?

-Честность.

-Добро.

-Сочувствие к другим. Желание помочь.

- Память о погибших.

-Трудолюбие.

- Упорство и.т.д.

Учитель: Я рада, что вы все понимаете правильно. Вот на этих нравственных ценностях и стоит жизнь.

Сегодня мы говорили о ступенях духовного роста человека. Но повесть называется деревянные кони». Почему?

Учащиеся зачитывают окончание повести: « Только ты не думай, что я все позабыл. Нет! Сто первый километр под Москвой я все равно найду! Понял? И коня на крышу поставлю».

- Колька продолжит дело отца, а это самое главное.

-Память о близких - самое главное в человеке.

- Деревянный конь как символ памяти о павших.

- Деревянный конь эстафета поколений. Мы должны быть такими же нравственными людьми.

Учитель: Коля и Вася расстаются. Может быть, они и не встретятся во взрослой жизни. Напишите, как вы думаете, какими они будут во взрослой жизни.