«Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости»
МБОУ СОШ №33 ст. Архангельской
Тема | «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости» |
Цель темы | Продолжение знакомства с биографией И.А.Крылова, выявление особенностей языка басен, значения крылатых выражений; Формирование навыка работы с иллюстрациями, выразительного чтения Учить правильному, выразительному, осознанному чтению; пополнять словарный запас учащихся; развивать устную речь и умение работать с текстом; учить конструировать алгоритм выполнения учебного задания; Задачи: Воспитательные: воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе; Развивающие: развитие речи учащихся, познавательного интереса, творческих способностей; формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, умения работать в группе по правилам. Образовательные: обучение правильному, выразительному, беглому, осознанному чтению, анализу текста. |
Планируемый результат | Планируемые результаты: Личностные УУД: формируем умение определять и высказывать общие для всех людей правила. Регулятивные УУД: формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке; определять успешность своего задания в диалоге с учителем; учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД:1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; пользоваться словарями и справочными источниками; 2) формируем правильное, выразительное, беглое, осознанное чтение, умение применять анализ, сравнение, сопоставление; 3) формируем умение выявлять сущность и устанавливать аналогии; на основе Коммуникативные УУД:1) формируем умение слушать и понимать других; совместно договариваться о правилах общения и поведения; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. |
Основные понятия | Басня, мораль басни, аллегория |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, биология, русский язык |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Учебник В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Литература.5 класс», часть 1. Тема: «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. Материально – техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, книги из круга детского чтения, портрет писателя, учебник, различные виды словарей. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Этапы проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Планируемые результаты УУД |
I этап. Мотивация к учебной деятельности. Цель – организовать самоопределение мотивации учащихся к учебной деятельности. | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | - Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке? - Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? | Личностные: внимание, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. Регулятивные: саморегуляция. |
II этап. Актуализация знаний. Цель - подготовить мышление детей к последовательным шагам УУД, организовать фиксированное затруднение. | Работать с информацией, представленной в форме крылатых выражений. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. | Слайд 1 -Что общего у всех этих крылатых выражений? «Да только воз и ныне там», «От радости в зобу дыханье сперло», «Ах Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!» -Кто автор басен? - Сформулируйте тему нашего урока? (Организовать фронтальную работу) | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические алгоритмы на основе простейших математических моделей. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
III этап. Постановка учебной задачи Цель – Организовать анализ детьми проблемной ситуации и подвести их к выявлению места и причины затруднения. | Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. (Значение слова находят в словарях) Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл. | Попробуйте дать определение термину басня. Слайд 2 - Сегодня мы совершим с вами экскурсию по страницам книги И. Крылова, узнаем много нового. Обеспечить контроль за выполнением задания. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
ІV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель - построить проект алгоритма выхода из затруднения. Мини-исследование в группе. Физминутка | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах). (чтение статьи учебника) Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. (предполагаемые ответы: Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни.) Предполагаемый ответ: Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.(из словаря) Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон? Учащиеся должны прийти к выводу: на аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных | -Так кто же такой И.А.Крылов? -Почему же мы так любим басни Крылова? Сегодня мы еще раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне как литературном жанре и, надеюсь, порадуем друг друга талантливыми инсценировками талантливых произведений! Работать будем, как вы уже догадались, в группах. -Вспомните героев и названия басен И. Крылова? - Дайте определение термину аллегория? Слайд 2 - Проанализируем следующие примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек -А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Организует составление совместного плана действий Организует определение средств. | Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану Личностные: работа в команде одноклассников под руководством учителя. Коммуникативные: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. |
V этап. Реализация построенного проекта. Цель – реализовать построенный проект в соответствии с планом. Словарная работа Выразительное чтение учащимися. Словесное рисование. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Групповая работа. В группе выпишите 10 непонятных слов. Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов. Коллективная проверка. Подготовка к чтению. Чтение по ролям басни Самостоятельное создание | Беседа: - Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Ворона и лисица». -Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ лисе? А вороне? -Давайте проверим, действительно ли лиса отображает хитрость, а ворона – глупость или любящую лесть. ( Прослушивание аудиозаписи выразительного чтения басни) Понравилось ли вам чтение учеником басни Крылова? - Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев? - Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басни? — Какое явление жизни аллегорически описывает басня? — В каких ситуациях эта басня может служить уроком? -Выпишите 10 непонятных слов. Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. -Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали? | Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану. Личностные: работа в команде одноклассников под руководством учителя. |
VІ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: вовлечь учащихся в систему знаний и повторений. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Предполагаемые ответы. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной). | - Объясните мораль басни. Организовать фронтальную работу Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Слайд 2 | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной; слушать и понимать речь других. |
VІІ этап. Включение в систему знаний и повторений. Цель - повторить. | Самостоятельное написание сиквейна на басню «Ворона и лисица»: Лисица. Ворона. Афиширование результатов. Работа в группах и выступление перед аудиторией. Инсценирование отрывков из басен И.Крылова. | Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. Слайд 3 | Личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач. |
VІІІ.Домашнее задание Цель – зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; обсудить домашнее задание. | Записывают задания в дневнике. | Дифференцированное домашнее задание. 1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Ворона и лисица» (по желанию) 2. Выучить басню наизусть. | |
ІΧ . Рефлексия учебной деятельности. Цель – зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить свою работу и работу класса на уроке; наметить направления будущей учебной деятельности. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) используя фразы помощники. | Что такое басня? -Назовите основные черты басни - Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? - Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите? - Кому удалось сделать только один шаг? Как вы думаете почему? Оцените свою работу, используя фразы- помощники. Слайды 4,5 | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке Личностные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |