Урок литературы
в 6 классе
Тема: Пейзаж в рассказе
И.С. Тургенева
«Бежин луг»
.
5klass.net
Цели и задачи урока:
- показать взаимосвязь человека и природы;
- выявить роль пейзажа в произведении;
- развитие навыков выразительного чтения,
анализа текста;
- развитие литературоведческих понятий
«пейзаж», «экспозиция»;
- воспитание трепетного отношения к природе.
Был прекрасный июльский день, один из тех дней,
которые случаются только тогда,
когда погода установилась надолго. …»
«Ночь приближалась и росла,
как грозовая туча; казалось , вместе с вечерними парами
отовсюду поднималась и
даже с вершины лилась темнота.…»
« Сладко стеснялась грудь , вдыхая тот особенный ,
томительный и свежий запах – запах русской летней ночи.»
«Торжественно и царственно
стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила
полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать
мягким пологом на заснувших полях…»
«Недолги летние ночи!..»
«Утро зачиналось…»
« Все зашевелилось, проснулось, запело,
зашумело, заговорило. …»
- « Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …»
- « Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …»
- « Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …»
- « Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …»
Пейзаж – картина природы в художественном произведении.
Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.
Литературоведческий
словарь
Вопрос – задание:
Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании
картин природы в отрывке
«Был прекрасный июльский день…»?
При описании неба, солнца, ветра, облаков найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
« Прекрасный июльский день…»
Художественные изобразительные средства:
«Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и
лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно
разлившееся река», «могучее светило»…
Эпитеты:
«блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Сравнения:
«она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
Метафоры:
«ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
Олицетворения
Проблемный вопрос:
Как на протяжении рассказа
писатель показывает связь
между человеком
и окружающей его природой?
« Прекрасный июльский день…»
Литературоведческий
словарь
Экспозиция – это изображение
положения действующих лиц,
обстоятельств и обстановки,
в которых они находятся
до начала действия.
«У костра: запах русской летней ночи…»
«…промчался отдохнувший
табун».
И. С. Тургенев «Бежин луг»
«Я поглядел кругом: …Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»
Выводы урока:
- Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное.
- Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.
- Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.
- Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.
- Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями,
словно природа понимает людей.
- Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа .
Домашнее задание:
выучить наизусть
отрывок - описание
природы (по выбору)