СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 6 классе (по учебнику В.П. Полухиной, под ред. В.Я. Коровиной 16-е изд. в 2ч. – 2009г.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • знакомство учеников с   фрагментами биографии Тургенева;
  • рассмотрение  идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».

          Задачи:

  •  показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;
  • помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;
  • продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения;
  • помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев;
  • воспитывать  трепетное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе (по учебнику В.П. Полухиной, под ред. В.Я. Коровиной 16-е изд. в 2ч. – 2009г.)»

Урок литературы в 6 классе Тема: Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева  «Бежин луг» .     5klass.net

Урок литературы

в 6 классе

Тема: Пейзаж в рассказе

И.С. Тургенева

«Бежин луг»

.

5klass.net

 Цели и задачи урока:  - показать взаимосвязь человека и природы; - выявить роль пейзажа в произведении; - развитие навыков выразительного чтения,  анализа текста; - развитие литературоведческих понятий «пейзаж», «экспозиция»; - воспитание  трепетного отношения к природе.

Цели и задачи урока:

- показать взаимосвязь человека и природы;

- выявить роль пейзажа в произведении;

- развитие навыков выразительного чтения,

анализа текста;

- развитие литературоведческих понятий

«пейзаж», «экспозиция»;

- воспитание  трепетного отношения к природе.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. …»

Был прекрасный июльский день, один из тех дней,

которые случаются только тогда,

когда погода установилась надолго. …»

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось , вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вершины лилась темнота.…»

«Ночь приближалась и росла,

как грозовая туча; казалось , вместе с вечерними парами

отовсюду поднималась и

даже с вершины лилась темнота.…»

« Сладко стеснялась грудь , вдыхая тот особенный ,  томительный и свежий запах – запах русской летней ночи.»

« Сладко стеснялась грудь , вдыхая тот особенный ,

томительный и свежий запах – запах русской летней ночи.»

«Торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать  мягким пологом на заснувших полях…»

«Торжественно и царственно

стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила

полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать

мягким пологом на заснувших полях…»

«Недолги летние ночи!..»

«Недолги летние ночи!..»

«Утро зачиналось…»

«Утро зачиналось…»

« Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …» « Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …» « Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …» « Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …» « Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …»

« Все зашевелилось, проснулось, запело,

зашумело, заговорило. …»

  • « Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …»
  • « Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …»
  • « Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …»
  • « Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …»

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.  Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.  Литературоведческий  словарь

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.

Литературоведческий

словарь

 Вопрос – задание: Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке  «Был прекрасный июльский день…»?  При описании неба, солнца, ветра, облаков найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

Вопрос – задание:

Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании

картин природы в отрывке

«Был прекрасный июльский день…»?

При описании неба, солнца, ветра, облаков найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

« Прекрасный июльский день…»

« Прекрасный июльский день…»

Художественные изобразительные средства:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и   лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно   разлившееся  река», «могучее светило»…  Эпитеты: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»… Сравнения: «она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….  Метафоры: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….  Олицетворения

Художественные изобразительные средства:

«Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и

лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно

разлившееся река», «могучее светило»…

Эпитеты:

«блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Сравнения:

«она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Метафоры:

«ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

Олицетворения

Проблемный вопрос: Как на протяжении рассказа писатель показывает связь  между человеком  и окружающей его природой?

Проблемный вопрос:

Как на протяжении рассказа

писатель показывает связь

между человеком

и окружающей его природой?

« Прекрасный июльский день…»

« Прекрасный июльский день…»

Литературоведческий словарь Экспозиция – это изображение положения действующих лиц,  обстоятельств и обстановки,  в которых они находятся до начала действия.

Литературоведческий

словарь

Экспозиция – это изображение

положения действующих лиц,

обстоятельств и обстановки,

в которых они находятся

до начала действия.

«У костра: запах русской летней ночи…»

«У костра: запах русской летней ночи…»

«…промчался отдохнувший табун».

«…промчался отдохнувший

табун».

И. С. Тургенев «Бежин луг»  «Я поглядел кругом: …Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

И. С. Тургенев «Бежин луг»

«Я поглядел кругом: …Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Выводы урока: Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное.  Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.  Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.  Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.  Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.  Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа .

Выводы урока:

  • Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное.
  • Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.
  • Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.
  • Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.
  • Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями,

словно природа понимает людей.

  • Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа .
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок - описание природы (по выбору) 

Домашнее задание:

выучить наизусть

отрывок - описание

природы (по выбору) 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!