План урока литературы в 7 классе
Тема урока: «Новгородский цикл былин. Былина «Садко»
1. Приветствие. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: блиц-опрос по изученному материалу о преданиях и былинах.
3. Запись в тетрадь: число, классная работа, тема урока — СЛАЙД №1
4. Комментарий учителя к эпиграфу урока- СЛАЙД № 2
Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»
5. Работа со словарём литературоведческих терминов. Записать в тетрадь определение былины — СЛАЙД №3
БЫЛИНА — русская народная эпическая песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла как жанр в 9-13 вв.
6. Объяснить и записать композицию былины — СЛАЙД № 4
- Зачин (здесь указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине)
- Основная часть (даётся описание героя, показывается его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся)
- Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)
7. Познакомить учащихся с циклами былин, записать в тетрадь — СЛАЙД № 5
1) Киевский цикл (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; защита русских земель)
2) Новгородский (Садко, Василий Буслаев; быт купечества, торговля).
8. Слово учителя о былине «Садко» как произведении, повествующем о купеческом сословии. Рассказать о художниках и композиторах, создавших произведения по мотивам былин.
СЛАЙД № 6 — Васнецов Виктор Михайлович, Иван Яковлевич Билибин, Илья Репин
СЛАЙД № 7 — В 1897 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создаёт оперу «Садко» (прослушивание вступления «Океан-море синее» из оперы «Садко»).
9. Беседа с учащимися. Ответы на вопросы с элементами пересказа.
1) Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент?
2) Какую роль в былине играет природа (море-океан, Ильмень-озеро)?
3) Чем Садко отличается от остальных героев русских былин?
4) Как народ оценивает мастерство Садко?
5) Какими качествами обладает герой?
6) Какие предметы и с какой целью взял Садко, отправляясь на дно, к морскому царю?
7) Почему Садко пришлось сломать свои гусли?
8) Какую роль играет в событиях былины морская царица?
9) Какие характерные черты жанра вы заметили в былине?
10) Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров?
8. Слово учителя о том, что в 1952 году режиссёр Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных произведений, поставил фильм-сказку «Садко» (просмотр фрагмента фильма) — СЛАЙД №8
Беседа:
- Чем отличается фрагмент кинофильма от текста былины?
- Таким ли вы представляли себе Садко?
- Удачен ли созданный актёром образ?
- Какие черты характера воплощены в кинокартине?
10. Составление сопоставительной характеристики двух образов — Микулы Селяниновича и Садко (работа проводится на заранее подготовленных карточках, учащимся задаются наводящие вопросы; затем заполненные карточки вклеиваются в тетради) — СЛАЙД №9
КРИТЕРИИ | Микула Селянинович | Садко |
1. Род занятий | | |
2. Символические предметы, которыми обладает персонаж | | |
3. Личные качества | | |
4. Испытания | | |
5. Вывод | | |
1. Род занятий: богатырь (пахарь и воин, защитник), богатый гость (гусляр, купец).
2. Сомволические предметы: «кобылка соловая», «сошка кленовая», «гусельки яровчатые», «казна золотая».
3. Личные качества: сильный, храбрый, мудрый, справедливый, степенный, красивый, умелый, хитрый, азартный, богатый, щедрый, вольнолюбивый.
4. Испытания: назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы; выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа.
5. Вывод: воплощение народного идеала воина-защитника; воплощение народного идеала героя-созидателя.
11. Повторное обращение к картине И. Репина: в 1876 году русский художник И. Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском» - СЛАЙД №10
Беседа:
- Перескажите эпизод былины, по которому создана картина.
- Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета.
- В чём смысл выбора Садко?
- Как это отражено в картине?
12. Рефлексия. Выводы по былине.
13. Домашнее задание: написать сочинение-описание по картине И. Репина «Садко на дне морском».