СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Новгородский цикл былин. Былина "Садко" (+ презентация)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит презентацию и план урока литературы в 7 классе по теме "Новгородский цикл былин. Былина "Садко". Представленные материалы предназначены для урока, где учащиеся изучают, повторяют и систематизируют свои знания о былине как фольклорном жанре, знакомятся с былиной "Садко", рассматривая произведение как в литературе, так и в смежных видах искусств.

Просмотр содержимого документа
«Карточки - Сопоставительная характеристика Микулы и Садко»

Сопоставительная характеристика Микулы Селяниновича и Садко


Критерии

Микула Селянинович

Садко

1. Род занятий



2. Символические предметы, которыми обладает персонаж



3. Личные качества



4. Испытания



5. Вывод





Просмотр содержимого документа
«Садко-7 класс»

План урока литературы в 7 классе

Тема урока: «Новгородский цикл былин. Былина «Садко»


1. Приветствие. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: блиц-опрос по изученному материалу о преданиях и былинах.

3. Запись в тетрадь: число, классная работа, тема урока — СЛАЙД №1

4. Комментарий учителя к эпиграфу урока- СЛАЙД № 2


Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»


5. Работа со словарём литературоведческих терминов. Записать в тетрадь определение былины — СЛАЙД №3


БЫЛИНА — русская народная эпическая песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла как жанр в 9-13 вв.


6. Объяснить и записать композицию былины — СЛАЙД № 4


- Зачин (здесь указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине)

- Основная часть (даётся описание героя, показывается его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся)

- Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)


7. Познакомить учащихся с циклами былин, записать в тетрадь — СЛАЙД № 5


1) Киевский цикл (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; защита русских земель)

2) Новгородский (Садко, Василий Буслаев; быт купечества, торговля).


8. Слово учителя о былине «Садко» как произведении, повествующем о купеческом сословии. Рассказать о художниках и композиторах, создавших произведения по мотивам былин.


СЛАЙД № 6 — Васнецов Виктор Михайлович, Иван Яковлевич Билибин, Илья Репин

СЛАЙД № 7 — В 1897 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создаёт оперу «Садко» (прослушивание вступления «Океан-море синее» из оперы «Садко»).


9. Беседа с учащимися. Ответы на вопросы с элементами пересказа.

1) Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент?

2) Какую роль в былине играет природа (море-океан, Ильмень-озеро)?

3) Чем Садко отличается от остальных героев русских былин?

4) Как народ оценивает мастерство Садко?

5) Какими качествами обладает герой?

6) Какие предметы и с какой целью взял Садко, отправляясь на дно, к морскому царю?

7) Почему Садко пришлось сломать свои гусли?

8) Какую роль играет в событиях былины морская царица?

9) Какие характерные черты жанра вы заметили в былине?

10) Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров?


8. Слово учителя о том, что в 1952 году режиссёр Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных произведений, поставил фильм-сказку «Садко» (просмотр фрагмента фильма) — СЛАЙД №8


Беседа:

- Чем отличается фрагмент кинофильма от текста былины?

- Таким ли вы представляли себе Садко?

- Удачен ли созданный актёром образ?

- Какие черты характера воплощены в кинокартине?


10. Составление сопоставительной характеристики двух образов — Микулы Селяниновича и Садко (работа проводится на заранее подготовленных карточках, учащимся задаются наводящие вопросы; затем заполненные карточки вклеиваются в тетради) — СЛАЙД №9


КРИТЕРИИ

Микула Селянинович

Садко

1. Род занятий



2. Символические предметы, которыми обладает персонаж



3. Личные качества



4. Испытания



5. Вывод




1. Род занятий: богатырь (пахарь и воин, защитник), богатый гость (гусляр, купец).

2. Сомволические предметы: «кобылка соловая», «сошка кленовая», «гусельки яровчатые», «казна золотая».

3. Личные качества: сильный, храбрый, мудрый, справедливый, степенный, красивый, умелый, хитрый, азартный, богатый, щедрый, вольнолюбивый.

4. Испытания: назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы; выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа.

5. Вывод: воплощение народного идеала воина-защитника; воплощение народного идеала героя-созидателя.


11. Повторное обращение к картине И. Репина: в 1876 году русский художник И. Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском» - СЛАЙД №10


Беседа:

- Перескажите эпизод былины, по которому создана картина.

- Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета.

- В чём смысл выбора Садко?

- Как это отражено в картине?


12. Рефлексия. Выводы по былине.


13. Домашнее задание: написать сочинение-описание по картине И. Репина «Садко на дне морском».



Просмотр содержимого презентации
«Садко - 7 класс»

Классная работа Новгородский цикл былин Былина «Садко»

Классная работа

Новгородский цикл былин

Былина «Садко»

Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие  предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»

Русский фольклорист, собиратель и

исследователь былин Александр Федорович

Гильфердинг справедливо отмечал:

«Каждая былина вмещает в себя и наследие

предков, и личный вклад певца, но, сверх того,

она носит на себе отпечаток местности…»

БЫЛИНА — русская народная эпическая песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла в 9 — 13 вв.
  • БЫЛИНА — русская
  • народная эпическая
  • песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла в 9 — 13 вв.
Композиция былины: Зачин (указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине) Основная часть (описание героя, его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся) Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)
  • Композиция былины:
  • Зачин (указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине)
  • Основная часть (описание героя, его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся)
  • Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)
Основные циклы былин: 1. Киевский (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович): прославляется защита русских земель. 2. Новгородский (Садко, Василий Буслаев): прославляется быт купечества, торговля.

Основные циклы былин:

1. Киевский (Илья Муромец, Добрыня Никитич,

Алёша Попович): прославляется защита

русских земель.

2. Новгородский (Садко, Василий

Буслаев): прославляется быт

купечества, торговля.

Виктор Михайлович Васнецов «Три богатыря» Илья Ефимович Репин «Садко в подводном царстве» Иван Яковлевич Билибин Иллюстрация к былине «Садко»

Виктор Михайлович Васнецов

«Три богатыря»

Илья Ефимович Репин

«Садко в подводном царстве»

Иван Яковлевич Билибин

Иллюстрация к былине

«Садко»

1897 год

1897 год

1952 год

1952 год

Сопоставительная характеристика Микулы Селяниновича и Садко КРИТЕРИИ Микула Селянинович 1. Род занятий Садко 2.Символические предметы, которыми обладает персонаж 3. Личные качества 4. Испытания 5. Вывод

Сопоставительная характеристика

Микулы Селяниновича и Садко

КРИТЕРИИ

Микула Селянинович

1. Род занятий

Садко

2.Символические предметы, которыми обладает персонаж

3. Личные качества

4. Испытания

5. Вывод

«Садко в подводном Царстве» (1876 год) Илья Ефимович Репин

«Садко в подводном

Царстве» (1876 год)

Илья Ефимович

Репин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!