Тема: Урок в разделе «Человек и история» (7 класс)
Подготовка к сочинению-описанию внешности человека.
Общедидактическая задача: создать условия для формирования системного взгляда на место и значение человека в истории на примере Петра I.
Цели: 1. Создать условия для осмысления взаимосвязи в понятии «человек и история» в соответствии с госстандартами; 2. способствовать развитию умений и навыков анализировать образ героя на основе художественного произведения и исторических фактов и активизировать лексический материал для творческих работ учащихся (для работы над сочинением); 3. создать условия для воспитания информационной культуры читателя.
Тип урока: урок совершенствования ЗУНов.
Вид урока: интегрированный урок (словесность, русский язык, история).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Мотивация учебной деятельности.
Работа с кластером: (см. Приложение № 1).
- Ребята, какие ассоциации возникают у вас с именем царя Петра I
2. Формирование цели урока.
Слово учителя.
- Заканчивая изучение литературного произведения, где главной фигурой является образ человека, мы с вами всегда переходим к обобщению в виде сочинения. Легко ли вам даются сочинения, где необходимо анализировать образ? Сегодняшний урок, помещенный в раздел «Человек и история», мы проведем так, чтобы вам легче было справляться с трудностями при подборе лексического материала к сочинению. В этом вам помогут сегодня и русский язык, и литература, и даже история.
3. Запись темы. Работа с таблицей (см. Приложение № 2).
II. Операционно-исполнительский этап.
1. Работа в группах по карточкам (см. Приложение № 3).
1 группа: составление рассказа из источников истории о роли и месте в истории Российского государства Петра I.
2 группа: составление цитатной портретной характеристики на основе текста поэмы «Полтава» (с включением выразительного чтения отрывков).
3 группа: на основе словарей и учебника составляют сообщение на тему «Способы описания человека».
Примечание: за каждой группой закреплен куратор (учитель), к которому дети могут обратиться в случае затруднений. Также в работе каждой группы на протяжении всего урока должна прослеживаться связь с лексикой, на основе которой ребята повторяют изученный материал (причастие, например).
Цель работы в группах: На основе материала, отрабатываемого в группах, выйти на систематизацию (сбор) материала к сочинению-описанию образа Петра I.
2. Выброс в класс.
- Сейчас, ребята, мы проверим работу каждой группы, а ваша цель внимательно прослушать и выбрать материал, имеющийся у каждой группы для своего сочинения, имеющееся у каждого.
III. Этап контроля.
1. Продолжение групповой работы над мини-сочинениями (5-6 предложений).
1 группа: «Ну ж было время…» (эпоха правления Петра I).
2 группа: «Выходит Пётр…» (Внешность Петра).
3 группа: «Я думаю, что Петр I…» (Темы выброшены на доску).
2 Выброс в класс.
- Ребята, ваша задача заключается в том, чтобы прослушав выступление своих одноклассников, составить рецензию на их ответ по алгоритму, лежащему на партах (см. Приложение № 4).
IV. Рефлексия (по таблице. Приложение № 2).
- Ребята, вернемся еще раз к теме урока и его началу. Вспомним о чем мы с вами говорили. Со всеми ли задачами мы справились? Для чего мы это делали?
На основе урока и материала, с которым мы работали, заполните в группе графу «Научились, умеем» и выставьте себе оценки, согласно карточке.
- Спасибо всем за работу.
Приложение № 1
Приложение № 2
Знать Научились, умеем Оценка
1. Характеристика эпохи правления Петра I.
2. Сведения об исторической личности
3. Средства изображения литературного героя (портрет, речь, авторская характеристика)
4. Изобразительно-художественные средства (метафора, сравнение и т.д.)
5. Образ – персонаж и его исторический прототип
6. Способы описания человека
Карточка № 2 «Читатель»
1. На основе текста поэмы «Полтава» составьте портретную цитатную характеристику Петра I.
2. Используя свой материал, составьте тематические поля к словам: внешность, лик, глаза, манера, нос, одежда.
3. Прокомментируйте 2-3 изученные орфограммы в названных вами словах.
Карточка № 3 «Лингвист»
1. На основе словарей и учебника составить связный рассказ на тему: «Способы описания человека» и укажите изобразительно-выразительные средства в поэме для описания фигуры Петра.
2. Прокомментируйте 2-3 изученные орфограммы.
Приложение № 3
Карточка № 1 «Историки»
1. Составьте рассказ об эпохе Петра I, о его роли и месте в истории российского государства (используй приложение № 5).
2. На основе изученного материала, составьте тематические поля к словам «эпоха», «личность».
3. Прокомментируйте 2-3 изученные орфограммы в названных вами словах.
Приложение № 4
Алгоритм рецензии.
1. Связный ли это текст
? ?
Да Нет
?
Раскрыта ли тема
? ?
Да Нет
?
Использован ли материал урока
? ?
Да
?
Использованы ли изобразительные средства
? ?
Да Нет
Приложение № 5
В это приложение учитель истории готовит материал об образе Петра I.
Критерий оценки:
«5» - ответил, усвоил все вопросы в полном объеме
«4» - в основном усвоил, ответил на 4 вопроса
«3» - ответил на 3 вопроса
«2» - не усвоил вопросы.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе»
Тема: Урок в разделе «Человек и история» (7 класс)
Подготовка к сочинению-описанию внешности человека.
Общедидактическая задача: создать условия для формирования системного взгляда на место и значение человека в истории на примере Петра I.
Цели: 1. Создать условия для осмысления взаимосвязи в понятии «человек и история» в соответствии с госстандартами; 2. способствовать развитию умений и навыков анализировать образ героя на основе художественного произведения и исторических фактов и активизировать лексический материал для творческих работ учащихся (для работы над сочинением); 3. создать условия для воспитания информационной культуры читателя.
Тип урока: урок совершенствования ЗУНов.
Вид урока: интегрированный урок (словесность, русский язык, история).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Мотивация учебной деятельности.
Работа с кластером: (см. Приложение № 1).
- Ребята, какие ассоциации возникают у вас с именем царя Петра I
2. Формирование цели урока.
Слово учителя.
- Заканчивая изучение литературного произведения, где главной фигурой является образ человека, мы с вами всегда переходим к обобщению в виде сочинения. Легко ли вам даются сочинения, где необходимо анализировать образ? Сегодняшний урок, помещенный в раздел «Человек и история», мы проведем так, чтобы вам легче было справляться с трудностями при подборе лексического материала к сочинению. В этом вам помогут сегодня и русский язык, и литература, и даже история.
3. Запись темы. Работа с таблицей (см. Приложение № 2).
II. Операционно-исполнительский этап.
1. Работа в группах по карточкам (см. Приложение № 3).
1 группа: составление рассказа из источников истории о роли и месте в истории Российского государства Петра I.
2 группа: составление цитатной портретной характеристики на основе текста поэмы «Полтава» (с включением выразительного чтения отрывков).
3 группа: на основе словарей и учебника составляют сообщение на тему «Способы описания человека».
Примечание: за каждой группой закреплен куратор (учитель), к которому дети могут обратиться в случае затруднений. Также в работе каждой группы на протяжении всего урока должна прослеживаться связь с лексикой, на основе которой ребята повторяют изученный материал (причастие, например).
Цель работы в группах: На основе материала, отрабатываемого в группах, выйти на систематизацию (сбор) материала к сочинению-описанию образа Петра I.
2. Выброс в класс.
- Сейчас, ребята, мы проверим работу каждой группы, а ваша цель внимательно прослушать и выбрать материал, имеющийся у каждой группы для своего сочинения, имеющееся у каждого.
III. Этап контроля.
1. Продолжение групповой работы над мини-сочинениями (5-6 предложений).
1 группа: «Ну ж было время…» (эпоха правления Петра I).
2 группа: «Выходит Пётр…» (Внешность Петра).
3 группа: «Я думаю, что Петр I…» (Темы выброшены на доску).
2 Выброс в класс.
- Ребята, ваша задача заключается в том, чтобы прослушав выступление своих одноклассников, составить рецензию на их ответ по алгоритму, лежащему на партах (см. Приложение № 4).
IV. Рефлексия (по таблице. Приложение № 2).
- Ребята, вернемся еще раз к теме урока и его началу. Вспомним о чем мы с вами говорили. Со всеми ли задачами мы справились? Для чего мы это делали?
На основе урока и материала, с которым мы работали, заполните в группе графу «Научились, умеем» и выставьте себе оценки, согласно карточке.
- Спасибо всем за работу.
Приложение № 1
Приложение № 2
Знать | Научились, умеем | Оценка |
1. Характеристика эпохи правления Петра I. | | |
2. Сведения об исторической личности | | |
3. Средства изображения литературного героя (портрет, речь, авторская характеристика) | | |
4. Изобразительно-художественные средства (метафора, сравнение и т.д.) | | |
5. Образ – персонаж и его исторический прототип | | |
6. Способы описания человека | | |
Карточка № 2 «Читатель»
1. На основе текста поэмы «Полтава» составьте портретную цитатную характеристику Петра I.
2. Используя свой материал, составьте тематические поля к словам: внешность, лик, глаза, манера, нос, одежда.
3. Прокомментируйте 2-3 изученные орфограммы в названных вами словах.
Карточка № 3 «Лингвист»
1. На основе словарей и учебника составить связный рассказ на тему: «Способы описания человека» и укажите изобразительно-выразительные средства в поэме для описания фигуры Петра.
2. Прокомментируйте 2-3 изученные орфограммы.
Приложение № 3
Карточка № 1 «Историки»
1. Составьте рассказ об эпохе Петра I, о его роли и месте в истории российского государства (используй приложение № 5).
2. На основе изученного материала, составьте тематические поля к словам «эпоха», «личность».
3. Прокомментируйте 2-3 изученные орфограммы в названных вами словах.
Приложение № 4
Алгоритм рецензии.
1. Связный ли это текст
Да Нет
Раскрыта ли тема
Да Нет
Использован ли материал урока
Да
Использованы ли изобразительные средства
Да Нет
Приложение № 5
В это приложение учитель истории готовит материал об образе Петра I.
Критерий оценки:
«5» - ответил, усвоил все вопросы в полном объеме
«4» - в основном усвоил, ответил на 4 вопроса
«3» - ответил на 3 вопроса
«2» - не усвоил вопросы.