СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 7 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Урок в разделе «Человек и история» (7 класс)      Подготовка к сочинению-описанию внешности человека.

Общедидактическая задача: создать условия для формирования системного взгляда на место и значение человека в истории на примере Петра I.

Цели: 1. Создать условия для осмысления взаимосвязи в понятии «человек и история» в соответствии  с госстандартами; 2. способствовать развитию умений и навыков анализировать образ героя на основе художественного произведения и исторических фактов и активизировать лексический материал для творческих работ учащихся (для работы над сочинением); 3. создать условия для воспитания информационной культуры читателя.

Тип урока: урок совершенствования ЗУНов.

Вид урока: интегрированный урок (словесность, русский язык, история).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.     1. Мотивация учебной деятельности.     Работа с кластером: (см. Приложение № 1).     - Ребята, какие ассоциации возникают у вас с именем царя Петра I

 

 

 

 

    2. Формирование цели урока.     Слово учителя.     - Заканчивая изучение литературного произведения, где главной фигурой является образ человека, мы с вами всегда переходим к обобщению в виде сочинения. Легко ли вам даются сочинения, где необходимо анализировать образ? Сегодняшний урок, помещенный в раздел «Человек и история», мы проведем так, чтобы вам легче было справляться с трудностями при подборе лексического материала к сочинению. В этом вам помогут сегодня и русский язык, и литература, и даже история.

    3. Запись темы. Работа с таблицей (см. Приложение № 2).

II. Операционно-исполнительский этап.     1. Работа в группах по карточкам (см. Приложение № 3).

    1 группа: составление рассказа из источников истории о роли и месте в истории Российского государства Петра I.

    2 группа: составление цитатной портретной характеристики на основе текста поэмы «Полтава» (с включением выразительного чтения отрывков).

    3 группа: на основе словарей и учебника составляют сообщение на тему «Способы описания человека».

Примечание: за каждой группой закреплен куратор (учитель), к которому дети могут обратиться в случае затруднений. Также в работе каждой группы на протяжении всего урока должна прослеживаться связь с лексикой, на основе которой ребята повторяют изученный материал (причастие, например).

Цель работы в группах: На основе материала, отрабатываемого в группах, выйти на систематизацию (сбор) материала к сочинению-описанию образа Петра I.

    2. Выброс в класс.     - Сейчас, ребята, мы проверим работу каждой группы, а ваша цель внимательно прослушать и выбрать материал, имеющийся у каждой группы для своего сочинения, имеющееся у каждого.

III. Этап контроля.     1. Продолжение групповой работы над мини-сочинениями (5-6 предложений).

    1 группа: «Ну ж было время…» (эпоха правления Петра I).

    2 группа: «Выходит Пётр…» (Внешность Петра).

    3 группа: «Я думаю, что Петр I…» (Темы выброшены на доску).

    2 Выброс в класс.     - Ребята, ваша задача заключается в том, чтобы прослушав выступление своих одноклассников, составить рецензию на их ответ по алгоритму, лежащему на партах (см. Приложение № 4).

IV. Рефлексия (по таблице. Приложение № 2).     - Ребята, вернемся еще раз к теме урока и его началу. Вспомним о чем мы с вами говорили. Со всеми ли задачами мы справились? Для чего мы это делали?     На основе урока и материала, с которым мы работали, заполните в группе графу «Научились, умеем» и выставьте себе оценки, согласно карточке.     - Спасибо всем за работу.

 

Приложение № 1

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Знать    Научились, умеем    Оценка 1. Характеристика эпохи правления Петра I.         2. Сведения об исторической личности         3. Средства изображения литературного героя (портрет, речь, авторская характеристика)         4. Изобразительно-художественные средства (метафора, сравнение и т.д.)         5. Образ – персонаж и его исторический прототип         6. Способы описания человека        

Карточка № 2 «Читатель»

    1. На основе текста поэмы «Полтава» составьте портретную цитатную характеристику Петра I.     2. Используя свой материал, составьте тематические поля к словам: внешность, лик, глаза, манера, нос, одежда.     3. Прокомментируйте 2-3 изученные орфограммы в названных вами словах.

Карточка № 3 «Лингвист»

    1. На основе словарей и учебника составить связный рассказ на тему: «Способы описания человека» и укажите изобразительно-выразительные средства в поэме для описания фигуры Петра.     2. Прокомментируйте 2-3 изученные орфограммы.     

 

Приложение № 3

Карточка № 1 «Историки»

    1. Составьте рассказ об эпохе Петра I, о его роли и месте в истории российского государства (используй приложение № 5).     2. На основе изученного материала, составьте тематические поля к словам «эпоха», «личность».     3. Прокомментируйте 2-3 изученные орфограммы в названных вами словах.

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Алгоритм рецензии.

1. Связный ли это текст     ?        ? Да        Нет     ?         Раскрыта ли тема ?        ? Да        Нет ?         Использован ли материал урока ?        ? Да         ?         Использованы ли изобразительные средства ?        ? Да        Нет

Приложение № 5

    В это приложение учитель истории готовит материал об образе Петра I.

Критерий оценки: «5» - ответил, усвоил все вопросы в полном объеме «4» - в основном усвоил, ответил на 4 вопроса «3» - ответил на 3 вопроса «2» - не усвоил вопросы.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе»

Тема: Урок в разделе «Человек и история» (7 класс)

Подготовка к сочинению-описанию внешности человека.


Общедидактическая задача: создать условия для формирования системного взгляда на место и значение человека в истории на примере Петра I.


Цели: 1. Создать условия для осмысления взаимосвязи в понятии «человек и история» в соответствии с госстандартами; 2. способствовать развитию умений и навыков анализировать образ героя на основе художественного произведения и исторических фактов и активизировать лексический материал для творческих работ учащихся (для работы над сочинением); 3. создать условия для воспитания информационной культуры читателя.


Тип урока: урок совершенствования ЗУНов.


Вид урока: интегрированный урок (словесность, русский язык, история).


Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая


Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.


I. Ориентировочно-мотивационный этап.

1. Мотивация учебной деятельности.

Работа с кластером: (см. Приложение № 1).

- Ребята, какие ассоциации возникают у вас с именем царя Петра I










2. Формирование цели урока.

Слово учителя.

- Заканчивая изучение литературного произведения, где главной фигурой является образ человека, мы с вами всегда переходим к обобщению в виде сочинения. Легко ли вам даются сочинения, где необходимо анализировать образ? Сегодняшний урок, помещенный в раздел «Человек и история», мы проведем так, чтобы вам легче было справляться с трудностями при подборе лексического материала к сочинению. В этом вам помогут сегодня и русский язык, и литература, и даже история.


3. Запись темы. Работа с таблицей (см. Приложение № 2).


II. Операционно-исполнительский этап.

1. Работа в группах по карточкам (см. Приложение № 3).


1 группа: составление рассказа из источников истории о роли и месте в истории Российского государства Петра I.


2 группа: составление цитатной портретной характеристики на основе текста поэмы «Полтава» (с включением выразительного чтения отрывков).


3 группа: на основе словарей и учебника составляют сообщение на тему «Способы описания человека».


Примечание: за каждой группой закреплен куратор (учитель), к которому дети могут обратиться в случае затруднений. Также в работе каждой группы на протяжении всего урока должна прослеживаться связь с лексикой, на основе которой ребята повторяют изученный материал (причастие, например).


Цель работы в группах: На основе материала, отрабатываемого в группах, выйти на систематизацию (сбор) материала к сочинению-описанию образа Петра I.


2. Выброс в класс.

- Сейчас, ребята, мы проверим работу каждой группы, а ваша цель внимательно прослушать и выбрать материал, имеющийся у каждой группы для своего сочинения, имеющееся у каждого.


III. Этап контроля.

1. Продолжение групповой работы над мини-сочинениями (5-6 предложений).


1 группа: «Ну ж было время…» (эпоха правления Петра I).


2 группа: «Выходит Пётр…» (Внешность Петра).


3 группа: «Я думаю, что Петр I…» (Темы выброшены на доску).


2 Выброс в класс.

- Ребята, ваша задача заключается в том, чтобы прослушав выступление своих одноклассников, составить рецензию на их ответ по алгоритму, лежащему на партах (см. Приложение № 4).


IV. Рефлексия (по таблице. Приложение № 2).

- Ребята, вернемся еще раз к теме урока и его началу. Вспомним о чем мы с вами говорили. Со всеми ли задачами мы справились? Для чего мы это делали?

На основе урока и материала, с которым мы работали, заполните в группе графу «Научились, умеем» и выставьте себе оценки, согласно карточке.

- Спасибо всем за работу.





Приложение № 1















Приложение № 2


Знать

Научились, умеем

Оценка

1. Характеристика эпохи правления Петра I.



2. Сведения об исторической личности



3. Средства изображения литературного героя (портрет, речь, авторская характеристика)



4. Изобразительно-художественные средства (метафора, сравнение и т.д.)



5. Образ – персонаж и его исторический прототип



6. Способы описания человека





Карточка № 2 «Читатель»


1. На основе текста поэмы «Полтава» составьте портретную цитатную характеристику Петра I.

2. Используя свой материал, составьте тематические поля к словам: внешность, лик, глаза, манера, нос, одежда.

3. Прокомментируйте 2-3 изученные орфограммы в названных вами словах.


Карточка № 3 «Лингвист»


1. На основе словарей и учебника составить связный рассказ на тему: «Способы описания человека» и укажите изобразительно-выразительные средства в поэме для описания фигуры Петра.

2. Прокомментируйте 2-3 изученные орфограммы.




Приложение № 3


Карточка № 1 «Историки»


1. Составьте рассказ об эпохе Петра I, о его роли и месте в истории российского государства (используй приложение № 5).

2. На основе изученного материала, составьте тематические поля к словам «эпоха», «личность».

3. Прокомментируйте 2-3 изученные орфограммы в названных вами словах.













Приложение № 4


Алгоритм рецензии.


1. Связный ли это текст

 

Да Нет

Раскрыта ли тема

 

Да Нет

Использован ли материал урока

 

Да

Использованы ли изобразительные средства

 

Да Нет



Приложение № 5


В это приложение учитель истории готовит материал об образе Петра I.



Критерий оценки:

«5» - ответил, усвоил все вопросы в полном объеме

«4» - в основном усвоил, ответил на 4 вопроса

«3» - ответил на 3 вопроса

«2» - не усвоил вопросы.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!