СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 9- классе по теме: «Тема «маленького человека» в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Тоска».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: сообщения и усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок - ролевая игра.

Обучающие цели:

  1. организовать деятельность учащихся по добыче знаний в рамках темы: «Проявления великого дарования Чехова в ранних юмористических рассказах»;
  2. создать условия для работы в группах: познакомиться с биографией и творчеством  писателя, чтение и  анализ рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», помочь разобраться в психологии «маленького человека»;

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

1. создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в произведении непонятные места, задумываться над их художественным значением;

2. создавать условия для развития умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

3. развитие творческих способностей.

Воспитательные цели:

  1. содействовать развитию умения общаться между собой;
  2. помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  3. воспитание уважения к себе и другим людям; сочувствие и сострадание к ближнему.

Оборудование:

презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»; выставка книг с произведениями Чехова; иллюстрации к рассказам и оформление их в виде презентаций; музыкальное сопровождение к презентациям.

                        Ход урока.

  1. Организационный момент.

Объявление цели урока , деление на группы и распределение обязанностей между членами группы:

1. группа «Антоша Чехонте»: произведение «Смерть чиновника».Каверзина В. (лидер группы ; роль автора при чтении по ролям и роль художника, ответственна за составление вопросов к произведению и за под ведение итогов  урока в форме диалога «Разговор по телефону»), Данилов Ф. (роль генерала исполняет при чтении по ролям и роль художника, роль поэта, помогает составлять вопросы к произведению), Гердт К. ( ответственная за ведение «Листа успеха», член пресс-центра (фиксирует лучшие ответы учащихся своей группы), исполняет роль художника), Абрамович В.( роль художника и  помогает фиксировать лучшие ответы), Коротков В.( роль художника, помогает составлять вопросы к произведению), Горбань С. (исполняет роль чиновника при чтении по ролям, роль художника, помогает составлять вопросы к произведению, роль поэта).

2.Группа «Человек без селезенки»: произведение «Тоска». Лидер группы Коротенко М. ( исполняет  роль автора при чтении по ролям, ответственная за составление вопросов и подведение итогов «Разговор по телефону»),Тахватулин Ж.(исполняет роль Ионы при чтении по ролям, помогает при составлении вопросов, роль художника и поэта), Полис К.( ответственная за ведение «Листа успеха», роль художника и поэта, помогает при составлении вопросов , исполняет роль извозчика при чтении по ролям),Полозов Я.(исполняет роль дворника при чтении по ролям, роль  художника и поэта, помогает при составлении  вопросов), Чемоданов М.( исполняет роль длинного при чтении по ролям, роль художника и поэта, помогает при составлении вопросов), Болотный Д.( исполняет роль горбатого при чтении по ролям , роль художника и поэта, помогает при составлении вопросов).

2. Объяснение нового материала.

1.Показ презентации «Жизнь и творчество А.П.Чехова»

Ведут рассказ по ходу презентации лидеры групп ( первая часть –Каверзина В.; вторая часть- Коротенко М.).Презентации состоит из следующих слайдов:

1 слайд: «А.П.Чехов- художник мирового масштаба».

 

2слайд: «Таганрог- начало начал».

3 слайд: «Семья Чехова».

4 слайд: «Большую роль в жизни Чехова сыграли…».

5 слайд: «Образование».

6 слайд: «Талант Чехова».

7 слайд: «Работа в петербургском  журнале «Осколки»».

8 слайд: «Тема « маленького человека»».

9слайд : «Путешествие на Сахалин».

10 слайд: «Путешествие по Европе».

11 слайд: «Общественная деятельность».

12 слайд: «Литературная деятельность в 80 – е годы».

13. слайд: «Драматургия Чехова».

2.Чтение по ролям рассказа «Смерть чиновника»- первая группа «Антоша Чехонте».

3. Чтение по ролям рассказа « Тоска» - вторая группа «Человек без селезенки».

3. Анализ произведений.

Первая группа составляет вопросы для второй группы по рассказу «Смерть чиновника».

Вопросы:

  1. Что послужило толчком к написанию рассказа  «Смерть  чиновника»?
  2. Что лежит в основе сюжета?
  3. Раньше писатели затрагивали тему « маленького человека»? Кто ? В каких произведениях?
  4. Толчком для Пушкина и Гоголя послужил анекдот. В процессе написания  произведений анекдот  уступил какому жанру?
  5. Чехов в рассказе «Смерть чиновника» на первый план выдвинул какой жанр?
  6. Из- за чего умер чиновник?
  7. Кого больше всего на свете боится чиновник?
  8. Какой чеховский чиновник?
  9. Какая у чиновника фамилия и что она означает?
  10. Можно представить себе, чтобы Вырин и Башмачкин сидели во втором кресле в театре и слушали , например, оперетту, смотря на сцену в бинокль?
  11. Кого видим в театре в чеховском рассказе?

С каких позиций Чехов показывает Червякова?

  1. Чем больше унижается Червяков , тем больше он  становится каким?
  2. Что шокирует генерала в Червякове?
  3. Как вы понимаете выражение «психология маленького человека»?
  4. Пушкин , Гоголь , Достоевский показали  каким

« маленького человека» в своих произведениях?

16.Трагична смерть Червякова?

17. Почему рассказ назван « Смерть чиновника»?

18. Тема «маленького человека» пройдет через творчество Чехова, но ей будет противопоставлена какая тема?

Вторая группа составляет вопросы для первой группы по произведению «Тоска».

Вопросы:

1.С чего начинается рассказ?

2. Какое создается настроение?

3. Кого везет Иона?

4.С кем встречается?

5.Этот окружающий мир  как относится к Ионе?

6.Мир Иону отталкивает, а что он хочет от мира?

7.Что облегчит душу Ионы?

8. Над чем смеется Чехов?

9.Какой находит выход Иона, чтобы избавиться от тоски?

10.Кто отнесся к горю Ионы неравнодушно?

11.В начале и в конце рассказа лошадь и Иона вместе, но думы какие у них?

12.Как отнесется к этой сцене брат Чехова, Александр  Павлович?

13.Эпиграф к рассказу взят откуда?  Для чего? Зачем?

14.Почему люди в этом мире так одиноки и испытывают тоску?

15. «Печаль моя» не известна никому, кроме кого?

4.Показ презентаций по рассказам А.П. Чехова «Смерть чиновника» и «Тоска»(иллюстрации учащихся).

5.Поэтическая минутка: группы зачитывают сочиненные стихи на главных героев рассказа в юмористическом плане.

6.Рефлексия. Дается возможность оценки, само оценки, и взаимооценки деятельности каждого.

7.Подведение итогов: отчет о проделанной работе лидеров групп «Разговор по телефонов»

 Листок успеха команды «Антоша Чехонте».

Фамилия

Имя

Тест

Чтение

по ролям

Ответы на вопросы

Иллю

страции

и их защита

 

Сочинение-

рассуждения

Смешные истории

Составление

вопросов

итог

Каверзина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данилов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чемоданов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горбань

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Болотный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полозов