Тип урока: сообщения и усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок - ролевая игра.
Обучающие цели:
- организовать деятельность учащихся по добыче знаний в рамках темы: «Проявления великого дарования Чехова в ранних юмористических рассказах»;
- создать условия для работы в группах: познакомиться с биографией и творчеством писателя, чтение и анализ рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», помочь разобраться в психологии «маленького человека»;
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
1. создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в произведении непонятные места, задумываться над их художественным значением;
2. создавать условия для развития умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
3. развитие творческих способностей.
Воспитательные цели:
- содействовать развитию умения общаться между собой;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- воспитание уважения к себе и другим людям; сочувствие и сострадание к ближнему.
Оборудование:
презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»; выставка книг с произведениями Чехова; иллюстрации к рассказам и оформление их в виде презентаций; музыкальное сопровождение к презентациям.
Ход урока.
- Организационный момент.
Объявление цели урока , деление на группы и распределение обязанностей между членами группы:
1. группа «Антоша Чехонте»: произведение «Смерть чиновника».Каверзина В. (лидер группы ; роль автора при чтении по ролям и роль художника, ответственна за составление вопросов к произведению и за под ведение итогов урока в форме диалога «Разговор по телефону»), Данилов Ф. (роль генерала исполняет при чтении по ролям и роль художника, роль поэта, помогает составлять вопросы к произведению), Гердт К. ( ответственная за ведение «Листа успеха», член пресс-центра (фиксирует лучшие ответы учащихся своей группы), исполняет роль художника), Абрамович В.( роль художника и помогает фиксировать лучшие ответы), Коротков В.( роль художника, помогает составлять вопросы к произведению), Горбань С. (исполняет роль чиновника при чтении по ролям, роль художника, помогает составлять вопросы к произведению, роль поэта).
2.Группа «Человек без селезенки»: произведение «Тоска». Лидер группы Коротенко М. ( исполняет роль автора при чтении по ролям, ответственная за составление вопросов и подведение итогов «Разговор по телефону»),Тахватулин Ж.(исполняет роль Ионы при чтении по ролям, помогает при составлении вопросов, роль художника и поэта), Полис К.( ответственная за ведение «Листа успеха», роль художника и поэта, помогает при составлении вопросов , исполняет роль извозчика при чтении по ролям),Полозов Я.(исполняет роль дворника при чтении по ролям, роль художника и поэта, помогает при составлении вопросов), Чемоданов М.( исполняет роль длинного при чтении по ролям, роль художника и поэта, помогает при составлении вопросов), Болотный Д.( исполняет роль горбатого при чтении по ролям , роль художника и поэта, помогает при составлении вопросов).
2. Объяснение нового материала.
1.Показ презентации «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
Ведут рассказ по ходу презентации лидеры групп ( первая часть –Каверзина В.; вторая часть- Коротенко М.).Презентации состоит из следующих слайдов:
1 слайд: «А.П.Чехов- художник мирового масштаба».
2слайд: «Таганрог- начало начал».
3 слайд: «Семья Чехова».
4 слайд: «Большую роль в жизни Чехова сыграли…».
5 слайд: «Образование».
6 слайд: «Талант Чехова».
7 слайд: «Работа в петербургском журнале «Осколки»».
8 слайд: «Тема « маленького человека»».
9слайд : «Путешествие на Сахалин».
10 слайд: «Путешествие по Европе».
11 слайд: «Общественная деятельность».
12 слайд: «Литературная деятельность в 80 – е годы».
13. слайд: «Драматургия Чехова».
2.Чтение по ролям рассказа «Смерть чиновника»- первая группа «Антоша Чехонте».
3. Чтение по ролям рассказа « Тоска» - вторая группа «Человек без селезенки».
3. Анализ произведений.
Первая группа составляет вопросы для второй группы по рассказу «Смерть чиновника».
Вопросы:
- Что послужило толчком к написанию рассказа «Смерть чиновника»?
- Что лежит в основе сюжета?
- Раньше писатели затрагивали тему « маленького человека»? Кто ? В каких произведениях?
- Толчком для Пушкина и Гоголя послужил анекдот. В процессе написания произведений анекдот уступил какому жанру?
- Чехов в рассказе «Смерть чиновника» на первый план выдвинул какой жанр?
- Из- за чего умер чиновник?
- Кого больше всего на свете боится чиновник?
- Какой чеховский чиновник?
- Какая у чиновника фамилия и что она означает?
- Можно представить себе, чтобы Вырин и Башмачкин сидели во втором кресле в театре и слушали , например, оперетту, смотря на сцену в бинокль?
- Кого видим в театре в чеховском рассказе?
С каких позиций Чехов показывает Червякова?
- Чем больше унижается Червяков , тем больше он становится каким?
- Что шокирует генерала в Червякове?
- Как вы понимаете выражение «психология маленького человека»?
- Пушкин , Гоголь , Достоевский показали каким
« маленького человека» в своих произведениях?
16.Трагична смерть Червякова?
17. Почему рассказ назван « Смерть чиновника»?
18. Тема «маленького человека» пройдет через творчество Чехова, но ей будет противопоставлена какая тема?
Вторая группа составляет вопросы для первой группы по произведению «Тоска».
Вопросы:
1.С чего начинается рассказ?
2. Какое создается настроение?
3. Кого везет Иона?
4.С кем встречается?
5.Этот окружающий мир как относится к Ионе?
6.Мир Иону отталкивает, а что он хочет от мира?
7.Что облегчит душу Ионы?
8. Над чем смеется Чехов?
9.Какой находит выход Иона, чтобы избавиться от тоски?
10.Кто отнесся к горю Ионы неравнодушно?
11.В начале и в конце рассказа лошадь и Иона вместе, но думы какие у них?
12.Как отнесется к этой сцене брат Чехова, Александр Павлович?
13.Эпиграф к рассказу взят откуда? Для чего? Зачем?
14.Почему люди в этом мире так одиноки и испытывают тоску?
15. «Печаль моя» не известна никому, кроме кого?
4.Показ презентаций по рассказам А.П. Чехова «Смерть чиновника» и «Тоска»(иллюстрации учащихся).
5.Поэтическая минутка: группы зачитывают сочиненные стихи на главных героев рассказа в юмористическом плане.
6.Рефлексия. Дается возможность оценки, само оценки, и взаимооценки деятельности каждого.
7.Подведение итогов: отчет о проделанной работе лидеров групп «Разговор по телефонов»
Листок успеха команды «Антоша Чехонте».
Фамилия
Имя
|
Тест
|
Чтение
по ролям
|
Ответы на вопросы
|
Иллю
страции
и их защита
|
Сочинение-
рассуждения
|
Смешные истории
|
Составление
вопросов
|
итог
|
Каверзина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Данилов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чемоданов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Горбань
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Болотный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полозов
|
|
|
|
|
|
|
|
|