Урок литературы в 9 классе, составленный и проведённый Катаевой Н.П., учителем русского языка и литературы
МБОУ «Сергинская СОШ», Кунгурского района, Пермского края
Тема урока: Тема праведничества в рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор».
Цели и задачи урока:
изучение рассказа А.И. Солженицына как произведения, продолжающего традиции русской классической литературы; знакомство с темой «Герои праведники»,
развитие навыков сравнительного литературоведческого анализа; подготовка к сочинению.
Опережающее домашнее задание
Коллективные задания
1. Прочитать рассказ А,И. Солженицына «Матренин двор».
2. Прочитать комментарии к рассказу
3. Подумать над вопросом: «Как образ Матрены соотносится со сложившейся в русской литературе традицией изображения героя -праведника».
Индивидуальные задания
1. Подготовить сообщение на тему «Праведничество и праведники»,
2. Подготовить выразительное чтение отрывков (сцена Крещения).
Оборудование: презентация урока, записи на доске, учебник литературы, портрет А.И.Солженицына.
ЭТАПЫ УРОКА
1.Сообщение темы . Тема праведничества (по рассказу Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор»).
— Как вы понимаете слова «праведничество» и «праведник»?
2.Сообщение учащегося
В сознании русского православного человека образ праведника присутствует как выражение национально- религиозных представлений о человеке, устремленном к Богу.
Согласно церковно-религиозным представлениям «праведники — или праведные — название СВЯТЫХ, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни». Праведниками называются также лица местночтимые, как святые, но еще не канонизированные церковью»1. В повседневной жизни праведником называют человека, живущего по заповеди «люби ближнего твоего» (Матфей, 5:43) и добродеятельного («вера без дел мертва»)
Полный православный богословский энциклопедический словарь: Смысл своей жизни праведник видит в сострадании и помощи ближнему. В любви к ближнему он преображается, испытывая Благодать Божию. Праведник проживает изо дня в день праве дно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага 2. Он религиозен, ориентирован на национальный идеал жизни, консервативен. Праведник деятелен, но существо его деяний состоит не в преобразовании среды (мир создан Богом, абсолютен и вечен), а в добро- делании, в стремлении к любовному единению с людьми, к духовному совершенствованию.
2. Создание проблемной ситуации. Беседа с классом. -Почему рассказ Солженицына и образ его героини мы можем рассматривать в контексте темы праведничества? Что на это указывает?
На восприятие образа Матрены в контексте традиционного понимания праведничества как особого мирочувствования и образа жизни нацеливают читателя первоначальное название рассказа «Матренин двор — «Не стоит село без праведника» и его финальные фразы: « праведник, без которого, но пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Солженицын, создавая образ праведницы, имел в виду не только народно-религиозные представления о праведнике, но и литературно-художественную традицию изображения героя-праведника, наиболее ярко представленную творчеством Лескова(писателем 19 в.).
Вместе с тем образ праведницы Матрены в рассказе Солженицына не может абсолютно точно повторить то, что было уже создано в литературе. Почему?
(Героиня рассказа - человек иной эпохи. Новое время с его общественными и литературными ситуациями обусловило и особенности)
3 Формулировка цели и постановка задач урока
-Сформулируем цели и задачи урока, которая станет предметом нашего исследования, и обозначим пути ее осмысления.
(Раскрытие темы праведничества на примере героини рассказа «Матренин двор») .
Анализ рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицына .
Аналитическая беседа, включающая сообщения учащихся, заранее подготовленное ими выразительное чтение, анализ эпизода и групповую работу по анализу текстов произведений.
4.Аналитическая беседа
1.
-Почему герой повествователь оказался жильцом в доме Матрены? (Герой — человек, переживающий период духовных исканий, что заставляет его обратиться к нутряной, кондовой России: — если такая где-то была, жила Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кон- довую Россию.) -Какой он видит Матрену?
(Матрена воспринимается героем трудолюбивой, обделенной счастьем и достатком крестьянкой, но тем не менее терпеливой и доброй.)
-Можем ли мы, вспоминая описание жизни Матрены, понять, какие черты характера русского человека, по мнению автора, «помогают» ему стать праведником?
(Русский человек добр, терпелив, смирен, трудолюбив, деловит, естественен в поведении, непритязателен, неприхотлив, вынослив. Эти черты национального характера и психологии как бы изначально располагают его к тому, чтобы вести праведный образ жизни. ) -Но что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?
(Христианская вера.)
Праведник прежде всего человек верующий. Заповеди Иисуса Христа регулируют его поведение. Взаимоотношения с людьми отражают его миропонимание. Праведник живет в миру, сохраняя живой дух веры.» - писал Н.С.Лесков. Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет его поступками. Через сострадание и помощь ближнему праведник духовно совершенствуется, приближаясь к идеалу, явленному Иисусом Христом. В праведничестве сказывается неистребимая потребность русской души — активность в Боге.
-Как изображена в рассказе Солженицына религиозность главной героини?
2.Выразительное чтение учеником эпизода рассказа.
«Только на Крещенье, воротясь из школы, я застал в избе пляску и познакомлен был с тремя Матрениными родными сестрами ...» Одно только событие или предзнаменование омрачило Матрене этот праздник: ходила она за пять верст в церковь на водосвятие, поставила свой котелок меж других, а когда водосвятие кончилось и бросились бабы, толкаясь, разбирать, — Матрена не поспела средь первых, в конце — не оказалось ее котелка. Всегда у нее бывала святая вода, а на этот год не стало».
3.Анализ эпизода
-Какие слова требуют комментария? (Крещенье, водосвятие, святая вода) -Какие факты сообщает повествователь, рассказывая о Крещении?
( пляска, кража котелка.) -Показал автор героиню во время церковной службы или молитвы?
(Внутреннее состояние героини во время христианского праздника, церковной службы и молитвы не показаны). - Как вы думаете, почему?
(Внутренний мир героини, ее религиозное чувство, как будто закрыты для героя: он еще не мог его понять, ведь он человек другой эпохи, другого сознания и мировосприятия, поэтому он не мог и описать религиозное чувство героини) .
-Как автор указывает на то, что между повествователем и верующей героиней нет духовной близости?
(Герои живут, не мешая друг другу.) - Но, очевидно, что повествователь внимательно наблюдает за Матреной и это позволяет ему достаточно основательно описать ее поведение как христианки.
(Рассказ свидетельствует о том, что Матрена была старательным и усердным человеком: святой угол в чистой избе, иконка Николая Угодника в кухне — то есть в доме два киота или поставца).
4. Объяснение значения слов:
святой угол- это место молитвы, общения с Богом и святыми, место, где расположены священные предметы
киот- божница — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.
поставец- 1. Род невысокого шкафа с полками для посуды.
5. В чём религиозность героини?
-Найдите в тексте фрагмент, в котором повествователь характеризует религиозность героини.
Ученик выразительно читает отрывок: «Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия . Сколько я жил у нее — никогда не видал ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!» и мне всякий раз «с Богом!» говорила, когда я шел в школу. Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить. Был святой угол в чистой избе, и иконка Николая Угодника в кухоньке. Забудни стояли они темные, а во время всенощной и с утра по праздникам зажигала Матрена лампадку». -Как вы понимаете слово «истово»?
Слово истово герой -повествователь использует, вероятно, в значении ревностно, страстно. При этом семантика слова многообразна: истинный, истый, должный, надлежащий, настоящий (по словарю В.И. Даля); Именно такой, каким должен быть по сложившимся представлениям обычаям т. п.; настоящий, истинный. Твердо соблюдающий традиции, правила. Усердный, ревностный. Чинный, степенный».
Солженицын, описывает жизнь Матрены, осознавая, что миропонимание и психология русского человека определены христианской верой. Но он понимал и зафиксировал в рассказе то, как трудно постичь это человеку советской эпохи, совершенно иной, чем христианская культура.
-Можем ли мы на основании проведенного анализа рассказа сделать вывод о том, в чем своеобразие изображения героини-праведницы Солженицыным?
(Душевное расположение и религиозный опыт праведницы не стали в рассказе предметом непосредственного изображения. Герой -повествователь фиксирует преимущественно внешние проявления религиозного чувства героини. Это определяется тем, что наблюдает за героиней человек иного мировосприятия, для которого религиозность русского человека еще в некоторой степени загадка. Это явление герой понимает, но он еще не стал ему сопричастен душой. «Матренин двор» можно воспринимать как рассказ, в котором запечатлено постижение человеком советской эпохи христианского мирочувствования русского человека, обусловливающего его национальное сознание, самосознание, психологию, характер, поведение).
6.Самостоятельная работа учеников.
-Найти в рассказе Солженицына цитаты, характеризующие героиню-праведницу.
7.Ответы обучающихся.
1. Герой-праведник — одинокий чудак или дурачок.
Все видели в Матрене чудачку, почти дурочку: «Все отзывы ее (одной из золовок ) о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотна она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно» Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, она не имела имущества к смерти, Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...»‚
Одиночество героини рассказа подчеркивается постоянно. Во-первых, пространственно.
«Так мы дошли до высыхающей подпруженной речушки с мостиком. Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь ... Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону.»
Во-вторых, указанием на ее социальное (уже не работает в колхозе) и семейное положение («одинокая женшина лет шестидесяти», «Родные ей помогали мало».
2. Описание характера и внешности героя-праведника в литературном произведении ориентировано на христианскую эстетическую традицию .
Описывая поведение и внешность Матрены, повествователь в рассказе Солженицына постоянно указывает на ее доброту и приветливость: «И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки», «доброе расположение духа»; «как у бабушек в сказках»; « ... ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».
Героиня, не отличающаяся красотой внешней, покоряет героя своей просветленностью, озаряющей ее лицо: « ... обезоруживала она меня лучезарной улыбкой и, простодушно глядя блекло-голубыми глазами ...»; «улыбка ее кругловатого лица»; «возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой».
Герой интуитивно чувствует гармоничность ее духовного мира: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».
5. Подведение итогов. Слово учителя.
Использование знаковых приемов изображения героя-праведника подтверждает, что, создавая образ Матрены, Солженицын ориентировался на литературную традицию. Но подключался он к ней выборочно: писатель использовал систему знаков, выявляющих праведность героя через внешние признаки (описание внешности, поступков, восприятие и оценки окружающих, в том числе повествователя). Это объясняется в значительной степени тем, что не менее важным для писателя было изображение советского человека, пытающегося понять смысл жизни «нутряной России».
6. Домашнее задание. Написать сочинение «Нужны ли в наше время праведники?( по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)
6