СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Макроэволюция. Доказательства эволюции"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока предназначен для проведения урока в 11-9 классах с использованием тьюторских технологий.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Макроэволюция. Доказательства эволюции"»

«Макроэволюция. Доказательства эволюции органического мира»

Урок профильной подготовки старшеклассников по ИУП с использованием тьюторских технологий.

Цель занятия: создание образовательной среды, позволяющей старшеклассникам самостоятельно получать знания.

Задачи занятия: 1. Научить учащихся самостоятельно разрешать проблемные ситуации, развивать исследовательские и поисковые навыки.

2. Научить координировать поиск информации.

3. Развивать умение распределять и оценивать имеющиеся ресурсы для реализации поставленных целей.

4. Развивать тьюторские технологии на занятиях посредством общения со сверстниками, имеющими более высокий образовательный уровень, совершенствовать навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные умения.

Применяемые технологии: проблемное обучение, кейс-технологии, система консультирования и модерирования, интерактивные методы обучения.

Оборудование: набор вопросов для терминологического тренинга, таблицы: «Уровни организации жизни», «Растительная и животная клетка», «Конвергенция», ЭОР 1с «Эмбриологические доказательства» 9 класс, модель ДНК, оборудование к лабораторной работе (черепа предков человека, отпечатки древних растений и животных, окаменелости), коллекции с гомологичными и аналогичными органами, примеры рудиментов, атавизмов, переходных форм, филогенетических рядов, муляжи зародышей позвоночных, презентация, планы работы для учащихся тьюторов.













Этап урока, оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся –тьюторов (11 класс)

Деятельность учащихся

(9 класс)

Виды оценивания

1.Организационный этап

Сегодня мы проводим совместное занятие учащихся 9,11 классов, обучающихся по ИУП основными задачами которого является углублённое изучение материала для учащихся 9 кл. и обобщение и систематизация материала в рамках подготовки к ЕГЭ для учащихся 11 классов

Занятие проводится в форме учебного тьюторского семинара, что позволяет разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную активность учащихся, проявлять их творческие способности, возможность применить теоретические знания на практике.



2. Актуализация знаний.

Стадия «вызова»

Тренинговое тестирование.

Организует постановку целей и задач урока

- Какую тему вы закончили изучать на уроках?

- Эволюция организмов на планете Земля шла, идёт в настоящее время и будет идти, пока существует жизнь на планете. Человек появился в истории планеты не так давно и не был свидетелем эволюционных изменений.

Почему мы можем с уверенностью так утверждать?


Изучение этой темы требует знания особых терминов и понятий. Проводят терминологический тренинг, помогают ликвидировать пробелы в знаниях.


Проверяют себя на знание терминов.






Потому что постоянно меняются условия окружающей среды. Очевидно, есть факты, доказывающие процесс эволюции.

Формулировка темы занятия

«Доказательства эволюции»

Самооценка

(фиксируют количество правильных ответов. 1 ответ-1 балл)

3. Изучение нового материала. Стадия осмысления.

А)Доказательства эволюции на основе изученного материала:генетические, биохимические, цитологические

Модель ДНК, таблица «Клетки различных живых организмов», «Уровни организации жизни»

Многие из доказательств эволюционного родства организмов вам уже известны.

Вспомните основные уровни организации жизни (табл.)


На каких уровнях наиболее показательно эволюционное родство организмов?

(клетки различных царств живых организмов, модель ДНК)


Запишите первые группы доказательств эволюции:

  1. Биохимические.

  2. Генетические.

  3. Цитологические.

Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

1.На молекулярном уровне: а)сходство химического

состава клеток живых организмов, наличие у всех живых организмов белков и нуклеиновых кислот

б)Сходство способов генетического кодирования (основное свойство генетического кода ДНК-универсальность для всех живых организмов на планете).

В) единый принцип строения и функционирования клеток у организмов разных царств.

Фиксируют правильные ответы (1 ответ-1 балл)

Б) Прямые доказательства эволюции –палеонтологические:

Ископаемые останки

Переходные формы

Филогенетические ряды

Инструкция к лабораторной работе, коллекции ископаемых останков, черепа предков человека.

Рельефная модель «Археоптерикс»









Презентация, археоптерикс


























































Для того, чтобы убедиться в многообразии палеонтологических доказательств эволюции, предлагаю вам провести лабораторную работу.












Перечисленные нами доказательства понятны только при владении основами научных знаний. А можем ли мы привести примеры прямых доказательств, увидев которые эволюция жизни на планете не вызывает сомнения даже у неподготовленного человека?

Вспомните, чем занимается наука палеонтология?

Значит, следующая группа доказательств – ………...

Запишите……4 Палеонтологические…


Консультируют проведение лабор. работы


К палеонтологическим доказательствам относят так же доказательства, сделанные учёными при обработке огромного количества остатков и установления определённых закономерностей. К таким доказательствам относят:

Б) переходные формы организмов В) филогенетические ряды

Переходные формы организмов – формы, которые не дожили до наших дней и присутствуют в виде ископаемых остатков, обычно совмещают признаки двух эволюционно связанных групп организмов ( ихтиостеги совмещают признаки рыб и земноводных) см. презент.

Какие переходные формы вам известны из курса зоологии?

Признаки каких групп они совмещают?

Филогенетические ряды –эволюционные ряды ископаемых форм, связанных друг с другом. В настоящее время восстановлены филогенетические ряды слонов, бегемотов, лошадей. См. презент

В.О. Ковалевский-основоположник эволюционной палеонтологии. Он установил, что предками лошадей были пятипалые млекопитающие с равномерно развитыми зубами.

Посмотрите, в каком направлении и почему шла эволюция лошади?

Вывод: к палеонтологическим доказательствам относятся ……

1

2

3

Палеонтология – наука, исследующая ископаемые остатки живых организмов.









Палеонтологические

А) Ископаемые остатки живых организмов



Анализ лабораторной работы







Работа с презентацией










Археоптерикс (птицы-пресмыкающиеся), зверозубые ящеры (пресмыкающиеся-млекопитающие), стегоцефалы (земноводные-пресмыкающиеся).

Риниофиты (водоросли-мхи), семенные папоротники (папоротники-голосеменные0.





Эволюция лошади шла в направлении редукции боковых пальцев, развития среднего пальца (для увеличения скорости передвижения на открытых пространствах), увеличения жевательной поверхности коренных зубов, исчезновении клыков (для перетирания грубой растительной пищи)

Вывод: ……….. ископаемые остатки, переходные формы, филогенетические ряды.












Самооценка. Каждый определённый тип животных с доказательствами – 1 балл.

В) Морфологические (сравнительно-анатомические) доказательства эволюции:

Гомология органов

Аналогия органов

Рудименты

Атавизмы

Лабораторное оборудование, презентация, таблица «Конвергенция»


В основе морфологических доказательств лежат данные сравнительной анатомии.

Сравнительно-анатомические доказательства эволюции:

а) клеточное строение организмов. Сходство строения клеток организмов разных царств;

б) общий план строения позвоночных животных — двусторонняя симметрия тела, позвоночник, полость тела, нервная, кровеносная и другие системы органов;

в) гомологичные органы, единый план строения, общность происхождения, выполнение различных функций (слуховые косточки позвоночных животных,скелет передней конечности позвоночных животных) . Возникают путём дивергенции-расхождения признаков в разных средах обитания. Слайд 23-25.

г) аналогичные органы, сходство выполняемых функций, различие общего плана строения и происхождения (жабры рыбы и речного рака, крыло бабочки и птицы)).Между организмами с аналогичными органами отсутствует родство. Возникают путём конвергенции-схождением признаков, вызванных одинаковыми приспособлениями к одной среде. Таблица.

д) рудименты — исчезающие органы, которые в процессе эволюции утратили значение для сохранения вида (первый и третий пальцы у птиц в крыле, второй и четвертый пальцы у лошади, кости таза у кита) ;

Попробуйте найти у себя рудиментарные органы? Сл .28

е) атавизмы — появление у современных организмов признаков предков (сильно развитый волосяной покров, многососковость у человека). Сл.29 Заложены в геноме человека, но в процессе эволюции утрачивают своё значение, контролирующие их гены не проявляются в фенотипе. У некоторых особей проявляются, когда эти гены начинают функционировать.

Попробуйте на практике посмотреть, как вы различаете основные группы морфологических доказательств.

Вывод: Какие группы доказательств вы отнесёте к сравнительно-анатомическим?




Запись основных групп доказательств.












Презентация, слайд 23-25







Работа с лабораторным оборудованием.

Находят данные доказательства в коллекциях и раздаточном материале.

Гомологичными органами являются кости скелета передних конечностей позвоночных животных так как ……………

Аналогичными органами являются колючки барбариса, иглы боярышника, шипы розы, так как ………..


Рудиментами являются тазовые кости китов, так как….


Атавизмами являются третье веко человека, многососковость, обильный волосяной покров, так как……….

























Самооценка, 1 ответ -1 балл
























Г) Эмбриологические доказательства:

Закон зародышевого сходства(К.Бэр,1828г.)

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера

Видеофрагмент, презентация, рельефная модель эмбрионов


Следующая группа доказательств касается индивидуального развития организмов. Эта тема разбиралась 9-классниками в начале года.Расширив самостоятельно свои познания в изучении онтогенеза организмов они расскажут самостоятельно, что же такое эмбриологические доказательства эволюции.



Слайд 33-37, видеофрагмент


  1. Подведение итогов.

Стадия рефлексии.














Насколько хорошо вы усвоили тему, покажет итоговое тестирование. 11-классники сделали подборку заданий из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ

Итак, факт эволюционных процессов на планете не вызывает теперь никаких сомнений. Какие группы доказательств вы выделили в течение занятия?









- Тьюторское сопровождение решения тестов

- Анализ и оценка работ учащихся





  1. Генетические.

  2. Биохимические.

  3. Цитологические.

  4. Палеонтологические (ископаемые остатки, переходные формы, филогенетические ряды).

  5. Морфологичесие (гомология, аналогия, рудименты, атавизмы)

  6. Эмбриологические.
















Макс. 12 баллов

Домашнее задание

Найти материал по биогеографическим доказательствам эволюции.

Какие преимущества, в отличие от урока, дают занятия, проводимые с тьторами?