Особенности механических передач вращательного движения.
№ п/п | Название передачи | Ее достоинства | Ее недостатки | Материалы, используемые при изготовлении |
1 | Зубчатая передача | 1.Постоянство передаточного числа; 2.Компактность; 3.Высокий КПД; 4.Большая долговечность и надежность; 5.Возможность применения в широком диапазоне скоростей, мощностей. | 1.Шум при высоких скоростях; 2.Невозможность бесступенчатого изменения передаточного числа; 3.Необходимость высокой точности изготовления и монтажа; 4.Незащищенность от перегрузок; 5.Наличие вибраций, которые возникают в результате неточного изготовления и неточной сборки передач. | Сталь (углеродистая и легированная), а также чугун и пластмасса |
2 | Планетарная передача | 1.Нагрузка в планетарных передачах передается одновременно несколькими сателлитами, что позволяет использовать колеса меньших габаритных размеров и массы; 2.В планетарных передачах рационально используются колеса внутреннего зацепления, обладающие большой нагрузочной способностью; 3.Равномерное распределение сателлитов по окружности приводит к уравновешиванию радиальных сил, действующих на колеса; 4.Применение планетарного механизма позволяет легко осуществить компактную конструкцию соосного редуктора. | 1.Повышенные требования к точности изготовления и монтажа. 2. Резкое снижение КПД при больших передаточных числах | Углеродистые и легированные стали |
3 | Волновая передача | 1.Меньшая масса и габариты; 2.Кинематическая точность; 3.Высокая демпфирующая способность; 4.Обеспечение больших передаточных отношений в одной ступени; 5.Возможность передачи движения в герметизированное пространство без применения уплотнений. | 1.Сложность конструкции; 2.Ограничение скорости вращения ведущего вала генератора волн при больших диаметрах колес; 3.Повышенные потери мощности на трение и на деформацию гибкого колеса. | Гибкие колёса изготавливают из легированных высокопрочных сталей. Для остальных деталей используются те же материалы, что и для рядовых зубчатых передач. |
4 | Ременная передача | 1.Возможность передачи движения на значительное расстояние; 2.Плавность и бесшумность работы; 3.Способность выдерживать перегрузки; 4.Невысокая стоимость; 5.Простота обслуживания и ремонта. | 1.Непостоянство передаточного отношения из-за скольжения ремня на шкивах; 2.Значительные габаритные размеры при больших мощностях; 3.Большое давление на шкивы в результате натяжения ремня; 4.Низкая долговечность ремней. | Тканевые (резинотканевые и синтетические) и прорезиненные ремни (прочная кордовая провулканизованная крупноплетенная техническая хлопчатобумажная ткань (бельтинг) в 2-9 слоев связанных между собой вулканизированной резиной) |
5 | Цепная передача | 1.Отсутствие проскальзывания; 2.Достаточная быстроходность (20-30 м/с); 3.Сравнительно большое передаточное число; 4.Высокий КПД; 5.Возможность передачи движения от одной цепи нескольким звездочкам; 6.Небольшая нагрузка на валы | 1.Вытяжка цепей вследствие износа шарниров; 2.Более высокая стоимость передачи по сравнению с ременной; 3.Необходимость регулярной смазки; 4.Значительный шум. | Углеродистые и легированные стали с последующей термообработкой (улучшение, закалка) |
6 | Фрикционная передача | 1. Простота и бесшумность работы; 2. Равномерность вращения колес; 3. Возможность регулирования скорости (без остановки передачи); 4. Небольшая стоимость колес (катков). | 1. Значительные нагрузки на валы и подшипники; 2. Непостоянство передаточного числа; 3. Сравнительно низкий КПД; 4. Неравномерный износ рабочих поверхностей колес. | Сочетания износостойких материалов с высоким коэффициентом трения и модулем упругости: закаленная сталь по закаленной стали; чугун по стали или чугуну. |