Разработка урока по математике в 5 классе
Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).
Цель: обеспечить процессы восприятия, осмысления и закрепления новых знаний и способов деятельности учащихся по данной теме.
Задачи:
- формирование познавательных УУД : навыки использования правил «сложения и вычитания смешанных чисел»
- формирование коммуникативных УУД: навыки общения , ведение диалога , участие в коллективном обсуждении проблем.
- формирование регулятивных УУД: навыки нахождения и обработки информации ; выбор рационального способа решения задач; рефлексия способов и условий действия, оценка и контроль результатов и процесса деятельности.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Виды деятельности учащихся:
- постановка проблемы и способы её решения (совместно с учителем);
- определение темы и цели урока;
-повторение и закрепление правил сложения и вычитания смешанных чисел;
-выполнение упражнений из текста учебника;
- самостоятельное решение задач;
-оценивание себя и друг друга.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point
План урока Организационный момент. (1мин) (Слайд 3)
2. Целеполагание. (3мин)
Продолжаем работать со смешанными числами. Чтобы ответить на вопрос о теме урока, попробуйте разгадать ребус. (Слайд 4)
Сложение и вычитание смешанных чисел.
А зная тему можно сформулировать цель урока.
Мы будем учиться складывать и вычитать смешанные числа.
3. Повторение определений и правил выполнения действий по теме.( 5 мин) (Слайд 5)
Вспомним и повторим:
- что называют смешенным числом;
- как смешанное число представить в виде неправильной дроби ;
- как представить неправильную дробь в виде смешанного числа;
- как сложить смешанные числа;
- как вычесть смешанные числа;
3. Выполнение устных упражнений (устный счёт). (7мин). (Слайды 6)
1. Представьте неправильную дробь в виде смешанного числа:
;
; ![](https://fhd.multiurok.ru/b/3/d/b3dc90b3ec84985593777dbb096dcda2e3a4058e/konspiekt-uroka-matiematika-v-5-klassie-fgos-po-tiemie-slozhieniie-i-vychitaniie-smieshannykh-chisiel_3.png)
2. Представьте смешанное число в виде неправильной дроби: 1
; 5
; 20
.
3. Найдите значение выражения: 5
+ 5
; 12
- 10
5 - ![](https://fhd.multiurok.ru/b/3/d/b3dc90b3ec84985593777dbb096dcda2e3a4058e/konspiekt-uroka-matiematika-v-5-klassie-fgos-po-tiemie-slozhieniie-i-vychitaniie-smieshannykh-chisiel_11.png)
4. Изучение нового материала. (9 мин)
Решение задачи №1. (Слайд 7).
Малыш принес для Карлсона две банки с вареньем. Масса одной банки 2
кг и она легче второй банки на 1
кг. Сколько варенья скушал «самый больной в мире» Карлсон из двух банок?
Предоставляется возможность детям решить эту задачу. Выясняются возникающие при поиске решения проблемы и находятся способы её разрешения. Подробно рассматривается решение задачи. (Слайд 8)
1) 5
+ 1
= 6
= 7
(кг) – было варенья во второй банке.
2) 5
+ 7
= 12
(кг) – варенья скушал Карлсон из двух банок.
Ответ: 12
кг.
5. Физкультминутка. Отдохнём и поиграем. ( Слайд 9)
Вы наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились повертелись и за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем.
Открываем поморгаем и работать начинаем.
Решение задачи №2. (Слайд10)
Волк, догоняя Зайца, проехал на автомобиле 8 км, что оказалось на 3
км больше, чем он проехал на велосипеде. Какое расстояние проехал Волк на автомобиле и велосипеде вместе?
Предлагается ученикам решить самостоятельно. Затем рассматривается на доске. (Слайд11)
8 –3
=(8 – 3) -
=5 -
=4
( м) – расстояние проехал Волк на велосипеде .
8 + 4
= 12
(м) – расстояние проехал Волк на автомобиле и велосипеде вместе.
Ответ: 12
м.
С какими действиями при решении данных задач мы встречались.
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Давайте посмотрим на решение этих задач и сформулируем правило сложения и вычитания смешанных чисел.
Учащиеся пытаются сформулировать правило.
Теперь откроем учебник на с.48 и прочитаем правило.
5. Первоначальное закрепление. (10мин) (Слайд 12)
Работа по учебнику.
№1115 (прочитать, проанализировать, записать решение на доске)
– количество конфет в двух коробках.
Ответ: .
№1116 (прочитать, проанализировать, записать решение на доске)
- длина белой ленты.
Ответ:
№1117(б,в,д,е,л,н,п) (у доски)
б)
в)
д)
е)
л)
н)
п) 5.
Резерв. №1119
-
6. Самостоятельная работа. (8 мин)
У вас на партах у каждого лежат листочки с заданием самостоятельной работы. В тетрадях запишите каждый свой вариант и приступайте к выполнению заданий.
Вариант 1
№1Вычислите.
а) ; б) в)
г) ; д); е)
№2 Решите задачу.
На автозаправку привезли бензин в двух бензовозах. В первом было т, а во втором – на т меньше. Сколько тонн бензина было в двух бензовозах?
Вариант 2
№1Вычислите.
а) ; б) в)
г) ; д); е)
№2 Решите задачу.
В одной вазе было кг яблок, в другой – на кг меньше. Сколько кг яблок было в двух вазах вместе?
А теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом. Возьмите цветную ручку и проверьте!
На доске вывешиваются правильные ответы.
Оцените работу своего соседа. Поменяйтесь обратно тетрадями.
7. Итог урока, рефлексия.(3 мин)
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы научились складывать и вычитать смешанные числа.
(Слайд 13)
У вас на парте у каждого есть «светофорик». В зависимости от того как вы сегодня усвоили тему выберите соответствующий цвет.
8. Домашнее задание.(3мин) (Слайд 14)
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
п.29, №1136(а,в,е,ж)
№1137, №1143(а).
Для желающих: №1125, №1133.