Математика. 3 класс.
Тема : «Деление нуля на число»
Цели:
Обучающие: познакомить детей с приёмом деления нуля на число, закреплять табличные случаи умножения и деления; совершенствовать умение решать задачи и числовые выражения изученных видов; повторить порядок выполнения арифметических действий; закреплять геометрический материал;
Развивающие: развивать математическую речь, внимание, мышление;
Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, самоконтроль, самооценку, дружбу и взаимопомощь.
Оборудование: компьютер с программой POWER POINT, медиа-проектор, учебник «Математика»
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I.Оргмомент.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
II. Актуализация знаний
Устный счёт:
Игра «День-ночь» ( По команде «Ночь!»обучающиеся закрывают глаза. Учитель читает цепочку вычислений. По команде «День» открывают глаза и называют ответ).
6 х 6 : 9+28 : 8 Х 5 : 10 Х 1+ 46 : 6= … (6)
13 + 29 : 6 Х 7 +14 : 9 Х 3 +39 : 10 … (6)
90 :9 :2 Х 7 + 28 :7 Х6 – 26 : 4 = … (7)
Математический диктант
Увеличьте 5 в 8 раз (40)
Найдите частное чисел 42 и 6 (7)
Уменьшите 64 в 8 раз (8)
Какое число разделили на 8 и получили 4 ? (32)
На сколько нужно умножить 6 , чтобы получилось 24 ? (на 4)
Сколько раз по 9 содержится в числе 45? (5)
Какое число умножили на 1 и получили 21? (21)
Разделите 56 на 7 (8)
Ноль умножили на какое-то число и получили ноль.
На какое число умножили? (На любое)
При умножении какого числа само на себя получится 49? (7)
( Проверка по эталону )
3. Задачи:
1. Мышка зёрна собирала,
По три зёрнышка таскала,
Принесла уж 9 раз.
Каков мышкин стал запас? (27)
2. Напекла лиса ватрушек.
Пригласила шесть подружек.
Вот ватрушки. Надо их
Разделить на семерых.
Всех ватрушек сорок две
Сколько дать одной лисе?(6)
3. В поле бабочки летали,
Лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать,
Сколько будет лепестков.
Если шесть всего цветов?(30)
4. Сколько ушей у трёх мышей? (6)
5. Сколько хвостов у восьми котов? (16)
6. Две цапли весят 18 кг. Сколько весит одна цапля? 3 цапли? 6 цапель?
7. Петух на двух ногах весит 2 кг.
А сколько он будет весить на одной ноге? (2 кг)
III. Cамоопределение к деятельности
Слайд
- Дети решают примеры и обобщают все изученные правила с 0 и 1.
4 : 1 (а:1=а)
8· 1 (а · 1=а)
6 : 6 (а : а = 1)
5 · 0 (а · 0 = 0)
0 : 9 =?
- Сколько получится в последнем примере? Как узнали?
(Если дети ответили, то объясняют как решили. Если не ответили, то учитель объясняет.
- Деление связано с умножением. На какое число надо умножить 9, чтобы получить 0? (На 0)
- Скажите, такие примеры вы раньше решали? Что особенного в этом примере? (Ноль делят на число).
- Это и есть тема нашего урока «Деление ноля на число»
- Чему вы должны научиться на уроке? (Делить ноль на число)
0 : 7
0 : 32
- Мы ноль делили на разные числа, и всегда получали ноль. Вместо чисел запишем в выражение букву латинского алфавита и попробуем сделать вывод.
0 : а = 0
IV. Работа по теме урока
- Сравните свой вывод с тем , который есть в учебнике на стр. 85
( Слово «ноль» возникло от латинского nullum – ничто. Как ни странно, «ничто» - важная цифра. Казалось бы пустота, воздух, а какая сила! От нуля можно ожидать всяких фокусов. Ещё один фокус мы с вами открыли.
№1 с. 85, выполнить с комментированием «цепочкой»
№2 с.85, закончить вывод.
- Тайна открыта! Идём дальше.
V. Физкультминутка.
(На слайде примеры. Я показываю на пример, а дети выполняют движения столько раз, сколько единиц содержится в ответе)
- Мы открыли тайну, устали и надо отдохнуть.
8 : 2; 9 : 3; 10 : 5; 4 : 2; 6 : 2.
- Сколько раз ногами топнем? (4)
- Сколько раз руками хлопнем? (3)
- Мы присядем сколько раз? (2)
- Мы поклонимся сейчас. (2)
- Мы подпрыгнем ровно столько! (3)
Ай да счёт, игра, и только!
VI. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задачи
№ 5 с.85
-Как удобно записать задачу кратко?
| Масса 1 ящика | Количество ящиков | Общая масса ящиков |
Сливы | 8 кг | ? одинаковое | 48 кг |
Груши | 9 кг | ? |
- О чём говорится в задаче? (Об одинаковых ящиках со сливами и грушами)
- Что такое 8 кг? (Масса одного ящика)
- Число 48 кг? (Масса всех ящиков)
- Что ещё известно в задаче?(Масса ящика с грушами)
- Что сказано от количестве ящиков? (Их количество одинаковое)
- Что надо узнать в задаче? (Сколько килограммов груш привезли)
1)48 : 8 = 6 ( ящ.) – со сливами
2)9 · 6 = 54 (кг) – груш
Ответ: 54 кг груш.
2.Преобразуйте: 1 м = …дм 1дм2 = … см2
1дм= …см 1м2 =…дм2
1см = ...мм
- Чем отличаются записи в левой и правой части?
(В левой части линейные единицы, в правой – квадратные).
- Что измеряют линейными единицами? (Длины)
- Что измеряют квадратными единицами? (Площади)
3. Крышка сундука имеет прямоугольную форму. Длина 7 дм, ширина 6 дм. Найдите площадь.
(Результаты на слайде- ..)
S= 7*6= 42 дм2
VII.Рефлексия
(«Проверь себя» учебник с. 85. Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Оцените свою работу на уроке. (Выставление оценок)
VIII.Подведение итогов урока:
-Какую тайну открыли сегодня на уроке?
-Какие темы мы повторяли?
-Какие задания у вас ещё вызывают затруднения?
- За что вы бы могли себя похвалить?
- С каким настроением уходите с урока?
Д/з: с. 85 № 6,8