Ход урока.
1. Организационный момент. Настрой на работу.
Здравствуйте, дети. Садитесь.
Посмотрите – ка на нас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Не минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
Дневнички на партах, тут,
Дневнички «пятерок» ждут.
Я приветствую вас на уроке математики. Ваша задача: быть активными и внимательными. На столе у меня лежат монетки - залог успешности. За каждый правильный ответ вы берёте одну монетку. В конце урока оценим вашу успешную работу. Ну, а теперь улыбнитесь друг другу, пожмите руки и пожелайте удачи.
2. Устный счет. Устный счёт:
а). Загадки. Правильно сосчитав цепочку вы узнаете отгадку.
1). Сидит Алёнка
В красной рубашонке
Кто мимо идёт – всяк поклонится.
20 – 5 + 3 – 9 + 11 + 4+6 – 30 + 7 + 20 =?
15 - малина
27 - земляника
34 – смородина
У. Сколько получилось?
Д. 27 Это земляника.
2) Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
6 + 6 + 8 – 7 – 5 + 30 +2 – 10 – 21 – 9 + 5 =?
38 - груша
21 - апельсин
5 – яблоко
У. Сколько получилось?
Д. 5 Это яблоко.
3) Зелены кусточки,
Алые цветочки
Когти – коготочки
Стерегут цветочки.
42 – 2 – 20 + 0 + 7 – 6 + 10 =?
31 – шиповник
11 - калина
52 – слива
У. Сколько получилось?
Д. 31 Это шиповник.
У. Что вы знаете о шиповнике? ( ответы детей, 2,3 предложения).
Игра «Составь домик». Части домика изготовлены из цветной бумаги, на каждой части записан пример. Нужно из этих частей составить домик так, чтобы ответ в примерах на всех частях домика был одинаковым.
Дети поочереди выходят к доске, выбирают часть домика и обосновывают свой выбор.
Посмотрите на экран.
В) У меня зашифровано слово, правильно решив все числовые выражения, и поставив числа в порядке уменьшения, вы сможете отгадать его.
– Первое слагаемое 89, второе слагаемое 5, чему равна сумма?
– Уменьшаемое 89 вычитаемое 80, найти разность.
– Чему равна сумма чисел 89 и 1?
– Уменьшить 89 на 9.
– Найти разность чисел 89 и 31?
– Найти сумму чисел 31и 50.
– 60 увеличить на 2
– Уменьшаемое 31 вычитаемое 20, найти разность.
--- сумма равна 25, первое слагаемое 17, чему равно второе слагаемое.
62=В 9=И 81=К 94=Ч 11=К 80=О 58=С 90=У 8=Й
– А теперь проверим, какое слово получилось? (Чуковский)
-- Давайте вспомним, какие произведения написал К. И. Чуковский для детей?
-- Итак…. Муха, Муха—Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
3. Подготовка к восприятию новой темы. ( на доске)
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Но самовар не простой, а математический.
- Поставьте знаки + или -; прочитайте записи.
(4*3)*2=5 (2*8)*4=6
(10*7)*5=8 (9*3)*4=10
Физминутка.
Ветер тихо клён качает, вправо влево наклоняет:
Раз – наклон и два наклон зашумел листвою клён.
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает
1,2,3,4,5. Ох, считать не сосчитать!
За день, за два и за месяц 6,7,8,9,10.
Даже мудрая пчела сосчитать бы не смогла!
Работа над новой темой. Посмотрите, паутина у нашего Паука тоже не простая, а математическая. Если выполним его задание, то поможем Комару освободить Муху.
Что нужно сделать? (Нужно решить эти примеры, соединив их с ответами)
Как по-другому можно назвать эти записи? (суммы)
Оказывается, эти записи можно назвать ещё и третьим способом: это числовые выражения. Кто догадался, почему? (т.к. в их записи использовались разные числа)
Что можно назвать числовым выражением? (Числовым выражением называют математическую запись, в которой используются числа и знаки) Задание на индивидуальных карточках. Даны выражения и ответы. Соединить линией выражение с его значением.
8+9
27-6
30+4+3
52-2+6
43-(13-10)
56
37
17
40
21
Прочитайте все числовые выражения Паука.
Если в числовом выражении выполнить все действия, то получится значение выражения.
Прочитайте все значения числовых выражений.
Теперь откройте учебник на стр. 94 и выполните №1 и №3 , только в этом случае Муха будет свободна. Выполнение задания №1 устно,
№3 с комментированием выполняют в тетради.
У. Как же находили значение выражения?
Д. Выполняли действие.
5. Закрепление изученного материала.
Итак, Муха свободна, начинается праздник. Давайте посчитаем, сколько гостей было на празднике у Мухи.
На празднике у Мухи было 20 светлячков, а сороконожек на 10 больше. Сколько всего насекомых было на празднике?
Про кого задача?
Что мы знаем про светляков? Про сороконожек?
Что значит, на 10 больше?
Как это отразится в чертеже к задаче?
Что надо узнать в задаче?
Чертим чертёж, решаем задачу с объяснением у доски.
а) Показ чисел на карточках: 50и2, 17и3
У. Запишите сумму
Дети записывают пример в тетради, один ученик на доске.
У. 38и8, 97и90
- запишите разность
Дети записывают пример в тетради, один ученик на доске.
У. Прочитайте полученные суммы и разности.
Д.50+2, 17+3, 38-8, 97-90
У. Это числовые выражения.
Выполнив действие в выражении, мы найдём значение выражения.
Найдите значение выражения.
Д. 52,20,30,7
Несколько учеников записывают свои выражения на доске. ( Проверка)
1) Работа над задачей №5(1) с 95.
2) Составление и решение задачи по краткой записи:
Плавало – 12 белых лебедей и 10 чёрных.
Вышло на берег – 8 лебедей.
Осталось - ?
6. Итог урока. - С какими новыми понятиями познакомились сегодня на уроке?
- Что называют «Выражение»? - Что значит найти «Значение выражения»?
9.Рефлексия. - Интересно было на уроке? - Что больше всего понравилось?
- Посчитайте свои монетки успеха. Оцените свою работу на уроке.