Конспект урока математики в 1 классе по теме: «Ломаная линия. Многоугольник».
Цели:1)Познакомить с понятиями - ломаная линия, многоугольник.
2)Закрепить знание состава числа 8, навыки счета в пределах 8,
взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел
с помощью составления пар, сложение и вычитание чисел.
3) Развивать память, внимание, логическое мышление,
творческое воображение.
Оборудование: музыкальный центр, таблицы, геометрические, фигуры, учебник математики для 1класса, счетные палочки, мягкая игрушка- Кузя, сигнальные карты в пределах 10.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Милые мои, ребята,
Видеть вас я очень рада
И надеюсь я на вас.
Замечательный мой класс,
Что меня не подведете,
Мыслью и умом блеснете,
Речью грамотной своей,
Чтоб порадовать гостей.
А девиз у нас такой:
То что знаешь, не скрывай, на вопросы- отвечай!
Как ты правильно ответишь
Свой жетончик забирай из корзины вынимай.
2.Сообщение целей урока.
Сегодня на уроке мы сделаем новое « открытие».
- Подготовительная работа.
( Звучит отрывок из мультфильма Кузя.)
- Вспомните ребята, кто это говорит? Так, вот, ребята, добрый и наивный Кузя опять попал в беду. Он помогал Наташе, и тут опять прилетела Баба Яга и похитила его. Она обещали освободить его, если вы ребята, выполните все её задания. Поможем ему, иначе мы не сможем сделать для себя открытия. А Кузя хотел нас пригласить в страну Геометрия. Итак. Давайте спешить. Отвечаем быстро, четко.
-
Заблудилось число.
На доске: 1, 2, 3, 8, 4, 5, 6, 7. 9, 10. Чистописание.
-Найдите это число и поставьте его на место. Обоснуйте свой ответ.
-Что вы можете сказать о числе 8?( стоит на 8-ом месте, последующее число – 9, предыдущее-7, соседи этого числа 7 и 9).
2) – На какие части можно разбить все фигуры на доске? (по цвету, по форме, по размеру.)
Какие это фигуры?
-Молодцы. Вы с честью справились со всеми заданиями и пираты сдержали свое обещание и отпустили Кузю (показываю игрушку - Кузи), а теперь нам пора спешить в страну Геометрия.
--Итак, мы продолжим вместе с Кузей наше путешествие по стране Геометрия. А перед дорогой нам надо отдохнуть.
Физкультминутка.
1, 2, 3, 4, 5
Будем прыгать и скакать,
Остановка - стоп, стоп,
А глазами – хлоп, хлоп.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Подтянулись, потянулись,
Сели тихо, улыбнулись.
4.Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации.
1) Введение в тему.
-Ребята, напомните Кузе, какую геометрическую фигуру изображает счетная палочка? ( отрезок ) Докажите(есть начало и конец).
-Долгий путь прошел Кузя показывая нам дорогу, и вдруг – неудача. Его путь преградила большая река. « Что мне делать? Неужели возвращаться?»- подумал Кузя. Помогите ему перебраться через нее. Из счетных палочек – отрезков, лежащих у вас на парте, постройте большой мост. Но чтобы он получился крепким мы будем строить его в парах. (дети строят).
-Замечательно. Посмотрел Кузя на этот мост и говорит: « Вот какая интересная линия получилась».
-Кто из вас знает, ребята, как называется в геометрии такая линия? Предположите (ломаная). (Открываю запись темы урока на доске).
-Да, линию, которую вы получили из палочек – отрезков, называют ломаной , а отрезки, которые ее составили – звеньями ломаной. Конец одного звена ломаной является началом другого звена. Из скольких звеньев состоит твой мостик – ломаная линия? ( спрашиваю 2, 3 учащихся).
(Открываю на доске рисунок)
-А вот, какой мостик для Кузи построила я. Это тоже ломаная линия.
В Г Е Ж
А Б Д З И
-Точки, ограничивающие звенья ломаной, называются вершинами. Вершины обозначаются заглавными буквами. Сколько вершин?(9) Назовите их.( вершина А, вершина Б…) И в соответствии с этим, эту ломаную можно назвать – ломаная АБВГДЖЗИ.
-Какая у нас получилась линия? (незамкнутая)
-Почему? (у нее есть начало и конец)
- Молодцы
5. Первичное закрепление.
1) Работа с учебником.
№ 1( с.153)
- Что вы здесь видите? (незамкнутую ломаную линию АКМОТ )
- Сколько у нее звеньев? (5)
- Назовите вершины (А,К,М,О,Т ).
2) Постройте с помощью линейки незамкнутую ломаную у которой 7 вершин и дайте ей имя.
самостоятельно.
6.Создание проблемной ситуации. «Открытие» нового знания.
- А теперь давайте поиграем в игру путешествие точки. У вас на партах листочки с волшебным квадратиком, давайте посмотрим что же за слово в нем спряталось.
- Поставьте точку в верхней левой клеточке. И отправляем её в путешествие:
- Одна клеточка вниз вправо
-одна клеточка вверх вправо
- две клеточки вниз влево
- две клеточки вправо
- одна клеточка вверх
- две клеточки влево
- одна клеточка вниз вправо
- две клеточки вверх
Что получилось? Правильно замкнутая. Кто догадался почему она так называется (Потому что начало и конец соединились, замкнулись.)
Закончите предложение: Замкнутая – это ломаная линия…
- Давайте убедимся в этом. Постройте из палочек незамкнутую ломаную линию из 3(4, 5) звеньев (1 ученик работает у интерактивной доски)
- Сколько палочек использовали для построения? (3, 4, 5).
- А теперь замкните звенья каждой ломаной, соедините начало и конец. Какие линии получили? (замкнутые). Докажите (нет ни начала ни конца). Сколько звеньев у полученных ломаных? (3, 4, 5)
- Кто знает, как называются полученные геометрические фигуры? (Треугольник, четырехугольник, пятиугольник ). Почему? (сторон, вершин 3,4,5 ).
- Как одним словом называются эти фигуры ? ( многоугольники).
(Открывается запись темы урока на доске)
- Д а, значит. Как называют замкнутую ломаную линию?( многоугольник).
В зависимости от числа сторон и вершин различают треугольники, четырехугольники, шестиугольники и др.
- А как называется фигура, у которой 8 вершин и 8 сторон?(восьмиугольник)
8. Физкультминутка.
- Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы немного отдохнем. Сделаем вдох, задержите дыхание(2 раза). Нарисуйте в воздухе:
- Спасибо, присаживайтесь.
9. Закрепление пройденного.
Самостоятельная работа. № 154 с66. Работа в группах.
- Какое задание нужно выполнить?( посчитать, сколько вершин и гор записать соответствующее число в пустую клетку). У кораблика записать и поставить знак больше, меньше, равно.
Похлопайте у кого получилось..
- Поменяйтесь друг с другом своими учебниками – тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.
- Поднимите руку, кто справился с заданием?
- Итак, какие бывают ломаные линии? ( замкнутые и незамкнутые).
- Как называется замкнутая ломаная линия? ( многоугольник).
10. Повторение пройденного.
Открываю рисунок на доске:
- Что это? (ломаные линии).
- Найдите « лишнюю» фигуру. Как она называется ? ( замкнутая ломаная линия). Расскажите все, что вы о ней знаете. (Замкнутая ломаная линия, состоящая из 5 вершин и 5 сторон - звеньев).
Ой ребята посмотрите в замке Геометрии вдруг потемнело. Да конечно же это наше последнее задание нужно осветить замок. Найдите в своих корзиночках Фигуру которая получилась из ломаной линии. Конечно же это звезда. Нарисуйте ей то выражение лица котрое соответствует нашему настроению, и покажите его нашим гостям. Молодцы. А теперь скажите
11. Итог.
1) Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?( ответы детей)
2) С чем познакомились? ( с ломаными линиями).
3) Какие они бывают? ( замкнутые и незамкнутые).
4) Что вам понравилось? (ответы детей).
Очень хорошо а теперь поднимите руки те кто заработал сегодня больше 5 жетонов. Хорошо, а кто ни одного. Видите значит все сегодня поработали очень хорошо . Молодцы.