Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики:"Вычитание по частям"»
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Вычитание однозначных чисел с переходом через разряд».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Сформировать умение проявлять доброжелательность в учебной деятельности и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). (Ц)
2) Тренировать на основе применения эталонов умение анализировать, сравнивать, проводить аналогию, обобщать. (П)
Предметные:
1) Сформировать умение выполнять вычитание «по частям».
2) Тренировать умение складывать «по частям».
3) Тренировать автоматизированный навык счёта в пределах 20.


Вариант проведения урока
1) Демонстрационные материалы:
Эталоны из курса «Мир деятельности».
Д−41.1 Плакат с высказыванием.
Д−41.2 Табличка 1 с выражениями.
Д−41.3 Табличка 2 с выражениями.
Д−41.4 Алгоритм вычитания по частям.
Д−41.5 Образец выполнения задания в парах.
Д−41.6 Образец выполнения самостоятельной работы.
2) Презентация: слайды 1−
1. Мотивация к учебной деятельности:
Действие сложения
Достойно уважения.
Но требует внимания
К себе и вычитание.
Названия, каких математических действий указаны на плакате? (Сложение и вычитание.)
Какие способы сложения и вычитания вы знаете? (С помощью таблицы сложения, числового отрезка, алгоритма.)
Сегодня на уроке вы продолжите изучение способов сложения и вычитания чисел. Вы готовы составить компанию сестричкам-единичкам в их путешествии по стране Математике? (Готовы.)
А как будет построена работа на уроке? (Так как мы узнаем новое, то мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть способ.)
Теперь точно вы готовы, в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
10 – 8 7 – 5 8 – 6 6 - 4
Что общего в этих выражениях? (Все выражения на действие вычитания, разность равна 2.)
Что вам помогло найти значение выражений? (Знание состава чисел.)
12 – 3 =
11 – 5 =
А теперь? (Все выражения с действием вычитания, уменьшаемое двузначное число, а вычитаемое – однозначное. Это вычитание с переходом через десяток.)
Что поможет найти значение этих выражений? (Квадратная таблица сложения или числовой отрезок.)
Найдите значение выражений.
Что вы повторили? (Мы вспомнили состав чисел, вычитание с переходом через разряд с помощью таблицы сложения.)
Какое задание вы сейчас получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)
Сестрички-единички решили поиграть с вами в прятки. Выполните задание № 1 (б), что надо сделать? (Найдите результат вычитания чисел 12 и 5 по частям.)
Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?
Сделайте вывод. (Мы не смогли найти разность 12 и 5 по частям.)
Кто получил ответ? Каким эталоном вы воспользовались?
В чем у вас затруднение? (Я не могу предъявить эталон, по которому выполнял задание.)
3. Выявление причины затруднения.
Теперь вам надо разобраться, почему у вас возникло затруднение.
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были найти разность чисел 12 и 5 по частям.)
Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, как найти разность по частям.)
4. Проблемное изложение нового знания.
Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать, как вычитать по частям.)
Сформулируйте тему урока. (Вычитание по частям.)
Вспомните, как вы открывали алгоритм сложения с переходом через разряд? (Нам помогали графические модели.)
Как вы будете действовать? (Мы запишем числа с помощью графических моделей, выполним действие, сделаем вывод.)
Группы работают на индивидуальных планшетках.
По окончанию работы, представители от каждой группы вывешивают на доску свой результат (графическая модель равенства).
Мы записали каждое число в виде графической модели. Поняли, что удобно вычесть сначала 2 единицы, чтобы «дойти» до десятка, а потом вычесть оставшиеся единицы из вычитаемого. Получили ответ 7.
Сестрички-единички удивляются тому, как вам удалось без помощи таблицы найти разность. Помогите им восстановить рассуждений. Что вы делали в самом начале? (Определяли, сколько единиц в уменьшаемом.)
Найти число единиц уменьшаемого
Разбить вычитаемое на 2 части, одна из которых равна найденному числу
Выполнить вычитание по частям
Покажите порядок выполнения действий стрелочками.
Но неужели при выполнении вычитания такого вида вам всякий раз необходимо будет переводить числовое выражение в графическую модель? Вспомните, как это делали при сложении чисел такого вида. (С помощью «усиков».)

Как узнать, верно ли решен пример? (Можно проверить по таблице сложения или числовому отрезку.)
Как еще? (Выполнить обратное действие – сложение.)
Выполните обратное действие.

Сделайте вывод. (Мы все правильно окрыли.)
Каким же помощником вы можете воспользоваться при вычитании чисел с переходом через разряд по частям? (Новым эталоном.)
Что он вам позволяет? (Решать быстро примеры на вычитание чисел с переходом через разряд.)
А теперь вам надо научиться применять новые способ.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
№ 3 (РТ), стр. 49.
Примеры второго столбика выполняются у доски с комментарием, а примеры первого столбика учащиеся выполняют в парах, с последующей проверкой по образцу (Д−41.5, слайд 4):

Кто допустил ошибку? В чем она? (Ответы детей.)
Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.
Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы поняли, как вычитать числа с переходом через разряд по частям.)
Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Учащиеся работают в тетрадях, на выполнение задания отводится 5 минут.
После выполнения задания учитель открывает на доске образец для самопроверки (Д−41.6, слайд 5−8). Учащиеся сопоставляют свои работы с образцом:

У кого задания вызвали затруднения?
Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях, …)
У кого задание не вызвало затруднения?
Сделайте вывод? (Мы умеем вычитать числа с переходом через разряд по частям.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Работу с данным номером можно организовать по-разному: можно решить уравнения у доски с комментарием, проговаривая решения уравнения по компонентам сложения и вычитания, можно предложить выполнить задание в парах, группах или самостоятельно, но при этом необходимо провести самопроверку по образцу (образцом может являться выполненное задание учащимися на закрытой части доски). Если в классе не используются рабочие тетради, то можно выполнить № 5(У) на стр. 81.
А теперь я предлагаю решить задачу. Откройте учебники на стр. 81, найдите № 6 (а). Вспомните, по какому плану вы решаете задачу: (Внимательно читаем задачу, определяем, что известно, что надо найти, строим схему, решаем, записываем ответ.)
З
32 кг
14 кг
адачу целесообразно решить у доски с комментарием.
1
2
1) 32 + 14 = 46 (кг)
2) 32 + 46 = 78 (кг)
Ответ: 78 кг привезли в санаторий.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Действие сложения
Достойно уважения.
Но требует внимания
К себе и вычитание.
Для желающих можно предложить дома выполнить из учебника: № 7 (из каждого столбика по одному примеру), из РТ № 6*.

Конспект открытого урока по математике
Тема:
«Вычитание чисел с переходом через десяток»
Учитель
Митина Е.Е.
2015-2016
8