СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики:"Вычитание по частям"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики.УМК "Школа200.."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики:"Вычитание по частям"»

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Вычитание однозначных чисел с переходом через разряд».

Основные цели:

Метапредметные:

1) Сформировать умение проявлять доброжелательность в учебной деятельности и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). (Ц)

2) Тренировать на основе применения эталонов умение анализировать, сравнивать, проводить аналогию, обобщать. (П)

Предметные:

1) Сформировать умение выполнять вычитание «по частям».

2) Тренировать умение складывать «по частям».

3) Тренировать автоматизированный навык счёта в пределах 20.

































Вариант проведения урока

  • Оборудование

1) Демонстрационные материалы:

Эталоны из курса «Мир деятельности».

Д−41.1 Плакат с высказыванием.

Д−41.2 Табличка 1 с выражениями.

Д−41.3 Табличка 2 с выражениями.

Д−41.4 Алгоритм вычитания по частям.

Д−41.5 Образец выполнения задания в парах.

Д−41.6 Образец выполнения самостоятельной работы.

2) Презентация: слайды 1−

  • Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности:

  • На доске квадратная таблица сложения.

  • Сегодня на уроке вы продолжите знакомство с сестричками-единичками. Путешествуя по стране Математике, сестрички-единички увидели на своем пути такой плакат.

  • Учитель открывает на доске плакат (Д−41.1, слайд 1):

Действие сложения

Достойно уважения.

Но требует внимания

К себе и вычитание.







  • Названия, каких математических действий указаны на плакате? (Сложение и вычитание.)

  • Какие способы сложения и вычитания вы знаете? (С помощью таблицы сложения, числового отрезка, алгоритма.)

  • Сегодня на уроке вы продолжите изучение способов сложения и вычитания чисел. Вы готовы составить компанию сестричкам-единичкам в их путешествии по стране Математике? (Готовы.)

  • А как будет построена работа на уроке? (Так как мы узнаем новое, то мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть способ.)

  • Теперь точно вы готовы, в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

  • Учитель открывает табличку 1 с выражениями (Д−41.2, слайд 2):

10 – 8 7 – 5 8 – 6 6 - 4




  • Что общего в этих выражениях? (Все выражения на действие вычитания, разность равна 2.)

  • Что вам помогло найти значение выражений? (Знание состава чисел.)

  • Учитель открывает табличку 2 выражениями (Д−41.3, слайд 2, анимация):

12 – 3 =

11 – 5 =




  • А теперь? (Все выражения с действием вычитания, уменьшаемое двузначное число, а вычитаемое – однозначное. Это вычитание с переходом через десяток.)

  • Что поможет найти значение этих выражений? (Квадратная таблица сложения или числовой отрезок.)

  • Найдите значение выражений.

  • Ученики по цепочке выходят к доске и с помощью таблицы сложения находят значения выражений.

  • Откройте рабочие тетради на стр. 49, найдите № 1 (а), что надо сделать? (Выполнить вычитание с помощью графических моделей.)

  • Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях с комментарием.

  • Что вы повторили? (Мы вспомнили состав чисел, вычитание с переходом через разряд с помощью таблицы сложения.)

  • Какое задание вы сейчас получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)

  • Сестрички-единички решили поиграть с вами в прятки. Выполните задание № 1 (б), что надо сделать? (Найдите результат вычитания чисел 12 и 5 по частям.)

  • Что нового в этом задании? (Мы должны быстро найти разность чисел по частям.)

  • Попробуйте выполнить это задание.

  • Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.

  • Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?

  • Сделайте вывод. (Мы не смогли найти разность 12 и 5 по частям.)

  • Кто получил ответ? Каким эталоном вы воспользовались?

  • В чем у вас затруднение? (Я не могу предъявить эталон, по которому выполнял задание.)

3. Выявление причины затруднения.

  • Теперь вам надо разобраться, почему у вас возникло затруднение.

  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были найти разность чисел 12 и 5 по частям.)

  • Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, как найти разность по частям.)

4. Проблемное изложение нового знания.

  • Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать, как вычитать по частям.)

  • Сформулируйте тему урока. (Вычитание по частям.)

  • Учитель открывает тему урока.

  • Вспомните, как вы открывали алгоритм сложения с переходом через разряд? (Нам помогали графические модели.)

  • Как вы будете действовать? (Мы запишем числа с помощью графических моделей, выполним действие, сделаем вывод.)

  • Учитель может план зафиксировать на доске.

  • Выполните план в группах.

  • Группы работают на индивидуальных планшетках.

  • По окончанию работы, представители от каждой группы вывешивают на доску свой результат (графическая модель равенства).

  • Итак, какой результат вы получили?

  • Представитель от одной из групп комментирует свой ход работы:

  • Мы записали каждое число в виде графической модели. Поняли, что удобно вычесть сначала 2 единицы, чтобы «дойти» до десятка, а потом вычесть оставшиеся единицы из вычитаемого. Получили ответ 7.

  • Сестрички-единички удивляются тому, как вам удалось без помощи таблицы найти разность. Помогите им восстановить рассуждений. Что вы делали в самом начале? (Определяли, сколько единиц в уменьшаемом.)

  • Учитель помещает на доске первый шаг алгоритма (Д−41.4, слайд 3):

Найти число единиц уменьшаемого




  • Что делали потом? (Разбивали 5 на 2 и 3.)

  • Учитель размещает на доске второй шаг алгоритма (Д−41.4, слайд 3, анимация):

Разбить вычитаемое на 2 части, одна из которых равна найденному числу






  • А потом? (Из 12 вычли сначала 2, а потом 3.)

  • Учитель дополняет алгоритм (Д−41.4, слайд 3, анимация):

Выполнить вычитание по частям




  • Покажите порядок выполнения действий стрелочками.

  • Но неужели при выполнении вычитания такого вида вам всякий раз необходимо будет переводить числовое выражение в графическую модель? Вспомните, как это делали при сложении чисел такого вида. (С помощью «усиков».)

  • Учитель на доске для образца дополняет запись, остальные учащиеся делают запись на планшетках или в тетрадях:





  • Как узнать, верно ли решен пример? (Можно проверить по таблице сложения или числовому отрезку.)

  • Как еще? (Выполнить обратное действие – сложение.)

  • Выполните обратное действие.

  • Один из учеников выполняет действие на доске, остальные учащиеся на планшетках.





  • Проверьте открытие.

  • Учитель раздает учащимся эталоны.

  • Сделайте вывод. (Мы все правильно окрыли.)

  • Каким же помощником вы можете воспользоваться при вычитании чисел с переходом через разряд по частям? (Новым эталоном.)

  • Что он вам позволяет? (Решать быстро примеры на вычитание чисел с переходом через разряд.)

  • А теперь вам надо научиться применять новые способ.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

№ 3 (РТ), стр. 49.

Примеры второго столбика выполняются у доски с комментарием, а примеры первого столбика учащиеся выполняют в парах, с последующей проверкой по образцу (Д−41.5, слайд 4):





  • Кто допустил ошибку? В чем она? (Ответы детей.)

  • Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

  • Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы поняли, как вычитать числа с переходом через разряд по частям.)

  • Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

  • Откройте учебники на стр. 80, найдите № 4. Выберите любые 4 примера и выполните задание.

  • Учащиеся работают в тетрадях, на выполнение задания отводится 5 минут.

  • После выполнения задания учитель открывает на доске образец для самопроверки (Д−41.6, слайд 5−8). Учащиеся сопоставляют свои работы с образцом:









  • У кого задания вызвали затруднения?

  • Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях, …)

  • У кого задание не вызвало затруднения?

  • Сделайте вывод? (Мы умеем вычитать числа с переходом через разряд по частям.)

7. Включение в систему знаний и повторение.

  • Где вы сможете использовать открытый способ? (При решении задач, уравнений, …)

  • Найдите в рабочей тетради задание 4 на стр. 49. Что надо сделать? (Решить уравнения.)

  • Работу с данным номером можно организовать по-разному: можно решить уравнения у доски с комментарием, проговаривая решения уравнения по компонентам сложения и вычитания, можно предложить выполнить задание в парах, группах или самостоятельно, но при этом необходимо провести самопроверку по образцу (образцом может являться выполненное задание учащимися на закрытой части доски). Если в классе не используются рабочие тетради, то можно выполнить № 5(У) на стр. 81.

  • А теперь я предлагаю решить задачу. Откройте учебники на стр. 81, найдите № 6 (а). Вспомните, по какому плану вы решаете задачу: (Внимательно читаем задачу, определяем, что известно, что надо найти, строим схему, решаем, записываем ответ.)

  • З

    32 кг

    14 кг

    адачу целесообразно решить у доски с комментарием.


1

2

1) 32 + 14 = 46 (кг)

2) 32 + 46 = 78 (кг)

Ответ: 78 кг привезли в санаторий.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)

  • Учитель читает стихотворение:

Действие сложения

Достойно уважения.

Но требует внимания

К себе и вычитание.


  • Какому действию сегодня на уроке вы уделили большое внимание? (Вычитанию.)

  • Что вы использовали при открытии нового способа.

  • Оцените свою деятельность на лестнице успеха, для самооценки используйте результаты работы в парах, и результаты самостоятельной работы.

  • После самооценки учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

Для желающих можно предложить дома выполнить из учебника: № 7 (из каждого столбика по одному примеру), из РТ № 6*.
























































Конспект открытого урока по математике

Тема:

«Вычитание чисел с переходом через десяток»


Учитель

Митина Е.Е.

2015-2016

8