СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель урока: сформировать понимание постановки мягкого знака на конце слова для обозначения мягкости согласного звука.

Задачи:

1.Образовательная: создать условия для развития представлений учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме; создать условия для совершенствования умений обозначать мягкость согласных звуков на конце слова.

2. Развивающая: создать условия для формирования компонентов УД; развивать умения сотрудничества, мыслительные операции: анализ, сравнение, наблюдение, обобщение.

3.Воспитательная: развивать самостоятельность, аккуратность, культуру умственного труда.

Оборудование: презентация, карточки для планирования УД, карточки для работы в парах, Незнайка.

                                                 Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Орг. момент

 Слайд 1.

Проверьте готовность к уроку.

-Поздоровайтесь с нашими гостями.

2.Мотивация

-Какой урок начинается?

-Чему мы учимся на уроках русского языка?

(стремимся стать грамотными)

3.Минутка чистописания

Доскажите стихотворение:

    Мягкий голос, мягкий шаг

    Это буква ….

На доске написана буква: ь

-Что знаете об этой букве?

-Напишите красиво и аккуратно в свою тетрадь.

 

4.Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

-К нам в гости пришёл Незнайка. Он просит вашей помощи. Незнайка записал предложение, но никто не понял, что он хотел сообщить он.

Во дворе лежат дрова и  угол.

-Прочитайте предложение. Понятно ли оно вам?

-Что же хотел сообщить Незнайка?

-Почему не удалось? (не знает, для чего нужен ь, какова его работа, не умеет обозначать мягкость согласного звука).

-А вы знаете, как можно обозначить мягкость предшествующего согласного? (с помощью гласных букв е, ё, ю, и, я и буквой ь.)

-Давайте поможем.

-А у вас бывают подобные ошибки? Испытываете ли вы трудности в написании слов с ь? Попробуем помочь Незнайке и себе?

- Подумайте, какова будет тема урока. Посмотрим в учебнике (с. 85).

Слайд 2.

 

5.Постановка УЗ. Планирование УД.

 

 

-Что нам нужно выяснить? (какую работу выполняет ь, когда он пишется в словах)

-Для чего это нужно?

-Чему будете учиться на уроке? (различать, когда на конце слова нужен ь, а когда нет; писать слова с ь ).

-Основные задачи я вынесла на доску.

УЗ : Выяснить работу буквы ь,учиться писать слова с ь на конце.

-Составим план своей работы, используя слова-помощники. (На доске появляется «лесенка Знаний»):

-С чего начнём?

                                      «Работа» буквы Ь

 

                                   Оцениваю…

                         Проверяю…

 

 

             Тренируюсь…

             /

  Узнаю…

-Что или кто поможет вам в достижении поставленной задачи?

6.Освоение нового способа действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

Слайд 3.

-Что изображено? угол – уголь

-Произнесите слова. Сравните.

-Что заметили?

-Чем похожи слова в каждой паре?

-Чем отличаются? (появляются слова уго[л]-уго[л'])

 Хор-хорь.

-Что изображено?

-Произнесите слова. Сравните.

-Что заметили?

( появляется: «хо[р]-хо[р']»)

-Подумайте, как можно при записи показать мягкость согласного звука на конце слов?

-Где можем проверить наши предположения? (в учебнике с. 86)

-Прочитайте правило. Мы были правы?

-Сделаем вывод о работе буквы ь.

Слайд 4.

-Запишите пары слов в тетрадь и на доске. (1 ученик работает на доске).

-Подчеркните букву мягкого согласного звука зелёным карандашом.

-Какая буква помогла обозначить мягкость предшествующего согласного звука?

-Можно ли  таблицу, которую мы вчера составили, считать полной?

-Дополним её. (таблица: Мягкость согласных звуков обозначают буквами: Е,Ё,Ю,И,Я + Ь)

 

-Посмотрите на «лесенку Знаний». На какой ступеньке мы сейчас находимся? Чему вы учились? (различать, когда пишется ь на конце слова, а когда не пишется,  составили схему). Можем ли подняться выше?

-Исследуйте с.85-87. Все ли упр. соответствуют теме нашего урока?

-Начнём с упр.147 (фронтальная и индивидуальная работа). 2 человека записывают слова на доске (обязательное задание - выписать 4 слова, для тех, кто справится быстрее- все слова). Взаимопроверка.

-В  чём тренировались?

Вывод (по таблице) Слайд 4.

Работа в паре: на листах предлагается задание: вписать в предложения подходящие по смыслу слова.

1.Корабль сел на ….

2.Ученица вышла к доске и взяла ….

3.На опушке растёт высокая ….

4.Кот  … рыбу.

Проверка (пары зачитывают предложения, все оценивают +,-)

Игра: Если услышите слово, где на конце нужно писать ь, то сделайте хлопок над головой. Если ь ненужен, то присядьте.

Лось, лес, цель, стол, роль, пять, зонт, дверь, сон, соль, рысь.

-Какие слова с мягким согласным на конце запомнили? Составьте и запишите с любым из них предложение.

-Прочитайте.

–Какая буква вам помогла обозначить мягкость согласного на конце слова? Укажите сверху над этим словом количество букв и звуков.

-Что заметили? Почему звуков меньше, чем букв?

Вывод: Мягкий знак звука не обозначает. Эта буква нужна для того, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного.

7.Проверка, самооценка.

-Можем ли подняться по «лесенке Знаний» вверх?

-Для чего будем себя проверять и оценивать?

Слайд 5.

-Прочитайте пословицу: Где труд…, там и радост….

-Как вы её понимаете?

-Определите задание для проверки и оценивания.

- Я предлагаю задание на выбор:

1 уровень: списать, там, где нужно поставить ь.

2 уровень: списать, подчеркнуть в словах буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука.

Проверка.

Слайд 6.

 Оценивание правильности  (шкала оценок в тетради).

-Покажите на карандаше, как себя оценили.                            Пр.

8.Итог урока.

 

 

 

 

9.Д/з.

 

 

 

10.Рефлексия.

 

-Посмотрите на «лесенку Знаний».

-Чему учились? Что узнали?

Слайд 7.  «Работа» буквы ь.

-Помогут ли новые знания стать грамотными?

-Почему появились новые стрелки от ь?

-Да, у этой буквы не одна «работа», а несколько. О них мы узнаем  вдальнейшем на уроках русского языка.

- У нас ещё возникают затруднения  и нужно ещё потренироваться в написании ь  в словах. Я предлагаю вам д/з, а вы выберите по желанию (упр. 149 или 150).

-Мы записали замечательную пословицу.

-Кто от своего труда сегодня испытал радость?

-Почему, объясните.

-Ребята, вы хорошо работали на уроке, спасибо всем.

-Труд  некоторых уч-ся я могу оценить (объявление отметок).

 

 

 

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс.- М.: ВАКО, 2010.
  2. Учебник «Русский язык 2 класс».- М.: Дрофа, 2011.
  3. Пословицы и поговорки :http://riddle-middle.ru/pogovorki_i_poslovicy/trud/6
  4. Шаблоны для презентаций: http://pedsovet.su/