Слайд 3.
-Что изображено? угол – уголь
-Произнесите слова. Сравните.
-Что заметили?
-Чем похожи слова в каждой паре?
-Чем отличаются? (появляются слова уго[л]-уго[л'])
Хор-хорь.
-Что изображено?
-Произнесите слова. Сравните.
-Что заметили?
( появляется: «хо[р]-хо[р']»)
-Подумайте, как можно при записи показать мягкость согласного звука на конце слов?
-Где можем проверить наши предположения? (в учебнике с. 86)
-Прочитайте правило. Мы были правы?
-Сделаем вывод о работе буквы ь.
Слайд 4.
-Запишите пары слов в тетрадь и на доске. (1 ученик работает на доске).
-Подчеркните букву мягкого согласного звука зелёным карандашом.
-Какая буква помогла обозначить мягкость предшествующего согласного звука?
-Можно ли таблицу, которую мы вчера составили, считать полной?
-Дополним её. (таблица: Мягкость согласных звуков обозначают буквами: Е,Ё,Ю,И,Я + Ь)
-Посмотрите на «лесенку Знаний». На какой ступеньке мы сейчас находимся? Чему вы учились? (различать, когда пишется ь на конце слова, а когда не пишется, составили схему). Можем ли подняться выше?
-Исследуйте с.85-87. Все ли упр. соответствуют теме нашего урока?
-Начнём с упр.147 (фронтальная и индивидуальная работа). 2 человека записывают слова на доске (обязательное задание - выписать 4 слова, для тех, кто справится быстрее- все слова). Взаимопроверка.
-В чём тренировались?
Вывод (по таблице) Слайд 4.
Работа в паре: на листах предлагается задание: вписать в предложения подходящие по смыслу слова.
1.Корабль сел на ….
2.Ученица вышла к доске и взяла ….
3.На опушке растёт высокая ….
4.Кот … рыбу.
Проверка (пары зачитывают предложения, все оценивают +,-)
Игра: Если услышите слово, где на конце нужно писать ь, то сделайте хлопок над головой. Если ь ненужен, то присядьте.
Лось, лес, цель, стол, роль, пять, зонт, дверь, сон, соль, рысь.
-Какие слова с мягким согласным на конце запомнили? Составьте и запишите с любым из них предложение.
-Прочитайте.
–Какая буква вам помогла обозначить мягкость согласного на конце слова? Укажите сверху над этим словом количество букв и звуков.
-Что заметили? Почему звуков меньше, чем букв?
Вывод: Мягкий знак звука не обозначает. Эта буква нужна для того, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного.
|