СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Местоимение 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение и обобщение материала по теме местоимение в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Загадка местоимения»

Доброе утро, ребята!

Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём

урок с эмоциональной зарядки.

(встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной)

















Здравствуй, мир! Это я,

А вокруг страна моя!

Солнце в небесах горит,

И у ног земля лежит!

Там леса, и тут поля,

Здесь друзья, и здесь друзья!

Я легко к земле нагнусь,

К каждой травке прикоснусь,

Влево, вправо повернусь,

По округе пробегусь.

Стал я бодрый и весёлый,

Здравствуй же, родная школа!

Здравствуй, поселок самый лучший!

Здравствуй, край, родной, могучий!

Здравствуй же, страна моя!

Здравствуй, мир! Проснулся я!

Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и заряженные хорошим настроением, займите свои места.

Проверим, кто из вас был самым внимательным: словом какой части речи закончилась наша эмоциональная зарядка? (Местоимением Я).

Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. Почему? Это действительно загадка.

Наша задача сегодня на уроке:

1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.

2) Какова роль местоименияв русском языке.









У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками местоименных наук.

Перед вами таблица разрядов местоимений. Эти материалы помогут нам в исследовательской работе.

Положите перед собой таблицу и запишите число.

Тема нашего урока «В чём загадка местоимения как части речи?»

Поможет нам провести исследование один известный русский литератор 19 века, очень любимый детьми. Догадайтесь, кто это? Вот что он пишет о себе: «Я написал повести, комедии, комическую оперу, но прославил своё имя короткими нравоучительными стихами—баснями. В Петербурге, в Летнем саду, мне поставлен памятник». А я добавлю: В феврале 2004 года русская литература отметила 235 лет со дня рождения этого автора.



Кто же он? Иван Андреевич Крылов и герои его басен помогут нам в сегодняшней работе.

Чтобы приступить к исследованию на материале басен Крылова, проведём словарную работу. Выясним, каково лексическое значение слова «басня»?

Басня - это небольшой рассказ, чаще всего в стихотворной форме с поучительным смыслом.

(устно) Подберите однокоренные слова к слову «басня»

Давайте построим словосочетания по следующей схеме: прил.+ сущ.Теперь усложним задачу: мест.+сущ. (Басни Крылова. Чьи басни?)

Мы с вами составили словосочетания. Предложения состоят из словосочетаний. На доске 3 предложения. Прочитаем их, найдём словосочетания с местоимением и определим синтаксическую роль местоимений в данных предложениях.





1. Его басни переживут века.

2. Басни помогают нам разобраться в своих и чужих недостатках.

3. (В 3-ем предложении находим грамматическую основу)Каждый заучивает наизусть басни Крылова.

Какими членами предложения чаще всего бывают местоимения?

Вот это наше первое научное открытие.Чтобы продолжить исследовательскую работу, обратимся к тексту упражнения. Прочитаем его.

Все любят басни Крылова. Кто же герои его произведений? В них говорится о животных, но любой понимает: каждая басня—рассказ о людях.

Басни помогают в чьих-либо недостатках узнавать себя. Среди нас, например, тоже есть такие беспечные лентяи, как Стрекоза в басне «Стрекоза и Муравей». Или такие, которым хочется напомнить басню «Лебедь, Щука и Рак». Никто не отрицает: герои Крылова живут и среди нас.

О чём говорится в этом тексте?

Возьмите ручки, подчеркните все местоимения в этом тексте и укажите их разряд. Если вы затрудняетесь, обратитесь к таблице.

Перечислите, пожалуйста, какие разряды местоимений употреблены в данном тексте?

Сколько разрядов местоимений в русском языке? (9)

Это наше второе научное открытие.

По значению местоимения делятся на 9 разрядов.

В этом тексте, ребята, 62слова. Посчитайте, сколько в нём местоимений?(14)

Вывод: Это говорит о том, что местоимения очень часто употребляются в нашей речи. Они делают её разнообразной, богатой, правильной.

(разминка)

Руки подняли и покачали—

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули—

Ветер срывает росу.

В стороны руки, плавно помашем—

Это к нам птицы летят.

Как они сядут-

Мы тоже покажем, крылья сложили назад

И тихо-тихо сели.

Мы с вами немного устали, сделали разминку и отдохнули. В хоккее, например, когда устают игроки, тренер меняет их, т. е. вместо основных игроков на лёд выходят запасные.





Местоимения так же, как и запасные игроки, заменяют предложениях имена существительные, имена прилагательные, числительные.На доске текст из басни Ивана Андреевича Крылова «Чиж и голубь».

Прочитайте его. Что заметили? (В предложении повторяются существ-ные, и оно не совсем красиво звучит).

Замените повторяющиеся существительные запасными игроками-местоимениями.

Прочитаем, что получилось. (Ученик читает предложение).Видите, речь стала стройной и звучной. Это наша 3-я разгадка тайны местоимения.

Что дала нам такая замена?

Местоимения позволяют избежать повторов слов, делают речь краткой, но в то же время разнообразной.



Знаток русского языка Иван Андреевич Крылов умело использовал в баснях местоимения. Снова обратимся к басне «Чиж и голубь»

Чижа захлопнула злодейка-западня;

Бедняжка в ней и рвался, и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль,— говорит,— средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело».

Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело! Впредь чужой беде не смейся, Голубок.

В каких словах заключается мораль басни?

Чему учит эта басня? (В беде товарища не оставляйте. Русская пословица гласит: «Друзья познаются в беде».



Мы продолжаем исследовательскую деятельность. Учёные-языковеды сделали утверждение, что местоимения способны заменять самостоятельные части речи.

1 группа местоимений заменяет имена существительные;

2 группа заменяет имена прилагательные;

3 группа— числительные.

 Разгадаем ещё одну загадку местоимения. Выполним упражнение№3.

Я диктую местоимения. Вы должны распределить их по 3-ём столбикам.

В 1-ый запишите те, которые указывают на предметы

Во второй столбик –те, которые указывают на признаки предметов.В третий— которые указывают на количество.





она мой несколько

никто любой столько

мы наши сколько

Мы убедились в правильности вывода учёных. Какую особенность местоимений мы разгадали? (Местоимения могут указывать на предметы и заменять имена существительные, …)

Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

Местоимение—самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.(Далее отвечают ученики)











Теперь можно от научной работы перейти к творческой. Знания о местоимении нам обязательно пригодятся.

По заданной рифме сочините своё стихотворение о местоимении.

(1 строчка должна закончится словами «части речи», вторая –«на плечи» и т,д.)

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

Итог урока: Сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи». Урок подошёл к концу. Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне. Вы — настоящие исследователи и достойны звания «Знаток местоименных наук».Я оцениваю ваши знания на «отлично».







 

Домашнее задание. Работа учёного беспредельная—всегда есть что-то неисследованное, неразгаданное. Я предлагаю дома написать сочинение-миниатюру на тему «Местоимение—загадочная часть речи».

(обобщите в творческой работе результаты наших исследований).