Цель урока:
- Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.
- Уметь работать с текстом учебника, картами атласа.
Задачи:
- обучающие:
- сформировать знания об экологических проблемах, связанных с добычей полезных ископаемых.
- изучить особенности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых.
- изучить состав полезных ископаемых и сформировать представление о связях между полезными ископаемыми и тектоническими структурами.
-развивающие
- Совершенствовать навыки работать самостоятельно.
- Осуществлять разные виды контроля.
- Учиться работать в парах.
- Формировать навыки само- и взаимооценки.
-воспитательные
- Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.
Тип урокаУрок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, парная, фронтальная беседа.
Необходимое техническое оборудование физическая и тектоническая карты России, учебники, коллекция полезных ископаемых, атлас 8-9 класс, тетради.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Проверка домашнего задания.
Письменный проверочный диктант
- Верхний слой платформы, состоящий из известняков, глины,
песчаников (Осадочный чехол)
- Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)
- Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа).
- Молодая платформам (Плита)
- Внедрение магмы в слои осадочных пород.( Интрузия).
- Карта, на которой показаны части земной коры.(Тектоническая)
- Карта с информацией о возрасте пород(геологическая)
- Горы расположены в (складчатых) областях.
- Им соответствуют равнины. (Платформы).
- Самые молодые горы образовались в (альпийскую) складчатость.
- Наука, изучающая строение и историю развития Земли (Геология)
- Молодые горы России (Кавказ)
- Возрожденные горы (Алтай, Урал).
- Постановка целей урока, мотивация деятельности. Актуализация опорныхЗУНов.
- Объяснение новой темы.
Объяснение с опорой на схему и тектоническую карту (учащиеся сами определяют и называют полезные ископаемые на тектонических структурах). Полезные ископаемые делятся на 2 группы-
По ходу объяснения демонстрация коллекции полезных ископаемых, а также показ на карте месторождений полезных ископаемых.
- Практическая работа(Приложение 1).
- Проверка ЗУНов по данной теме
Повторить
- понятия; месторождения,бассейны,щахты.отвалы,пустоты.рекультивация,открытая добыча.
- по карте основные месторождения и бассейны (работа в парах).
- Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Домашнее задание. Пар.7 стр.42-47, нанести месторождения полезных ископаемых на контурную карту.
Приложение 1.
Практическая работа: «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» Цель: Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми. Оборудование: тектоническая карта России, физическая карта России, минеральные ресурсы России. Ход работы: Задание 1. Сравните содержание карты тектонической и физической.
- Найдите и запишите на тектонической карте платформы, плиты.
- Наложите и запишите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.
- Найдите и запишите на тектонической карте щиты.
- Какие формы рельефа соответствуют щитам? Ответ запишите в тетрадь.
- Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям. Ответ запишите в тетрадь
- Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре. Ответ запишите в тетрадь Задание 2. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны. Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы.
Таблица.
Крупная тектоническая структура
|
Соответствующая ей форма рельефа
|
Наиболее распространенные полезные ископаемые
|
Восточно-Европейская платформа
|
|
|
Западно-Сибирская плита
|
|
|
Сибирская платформа
|
|
|
Области кайнозойской складчатости
|
|
|
Области герцинской складчатости
|
|
|
Балтийский щит
|
|
|
Алданский щит
|
|
|
Выводы об установленной зависимости.
- Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья.
- Какова закономерность в размещении полезных ископаемых.