КОНСПЕКТ УРОКА «Минеральные ресурсы России».

Категория: География

Цель  урока:

  • Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать представления о связях между  полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с  добычей полезных ископаемых.
  • Уметь работать с текстом  учебника, картами атласа.

Задачи:

- обучающие:

  • сформировать знания об экологических проблемах, связанных с добычей полезных ископаемых.
  • изучить особенности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых.
  • изучить состав полезных ископаемых и  сформировать представление о связях между полезными ископаемыми и тектоническими структурами.

-развивающие

  • Совершенствовать навыки работать самостоятельно.
  • Осуществлять разные виды контроля.
  • Учиться работать в парах.
  • Формировать навыки само-  и взаимооценки.

-воспитательные

  • Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.

Тип урокаУрок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, парная, фронтальная беседа.

Необходимое техническое оборудование физическая и тектоническая карты России, учебники, коллекция полезных ископаемых, атлас  8-9 класс, тетради.

 

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
  2. Проверка домашнего задания.

Письменный проверочный диктант

  1. Верхний слой платформы, состоящий из известняков, глины,

песчаников (Осадочный чехол)

  1. Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)
  2. Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа).
  3. Молодая платформам (Плита)
  4. Внедрение магмы в слои осадочных пород.( Интрузия).
  5. Карта, на которой показаны части земной коры.(Тектоническая)
  6. Карта с информацией о возрасте пород(геологическая)
  7. Горы расположены в (складчатых) областях.
  8. Им соответствуют равнины. (Платформы).
  9. Самые молодые горы образовались в (альпийскую) складчатость.
  10. Наука, изучающая строение и историю развития Земли (Геология)
  11. Молодые горы России (Кавказ)
  12. Возрожденные горы (Алтай, Урал).

 

  1. Постановка целей урока, мотивация деятельности. Актуализация опорныхЗУНов.
  2. Объяснение новой темы.

Объяснение с опорой на схему и тектоническую карту (учащиеся сами определяют и называют полезные ископаемые на тектонических структурах). Полезные ископаемые делятся на 2 группы-

По ходу объяснения демонстрация коллекции полезных ископаемых, а также показ на карте месторождений полезных ископаемых.

  1. Практическая работа(Приложение 1).
  2. Проверка ЗУНов по данной теме

Повторить

 

  • понятия; месторождения,бассейны,щахты.отвалы,пустоты.рекультивация,открытая добыча.
  • по карте основные месторождения и бассейны (работа в парах). 

 

  1. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. Подведение итогов урока, выставление оценок.
  2. Домашнее задание. Пар.7 стр.42-47, нанести месторождения    полезных ископаемых  на контурную карту.

 

 

Приложение 1.

Практическая работа: «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом  и размещением основных групп полезных ископаемых»                                                                             Цель:  Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.                                                                     Оборудование: тектоническая карта России, физическая карта России, минеральные ресурсы России.                                                                        Ход работы:                                                                                      Задание 1. Сравните  содержание карты тектонической и физической.

- Найдите и запишите на тектонической карте платформы, плиты.

- Наложите и запишите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.

- Найдите и запишите на тектонической карте щиты.

- Какие формы рельефа соответствуют щитам? Ответ запишите в тетрадь.

- Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям. Ответ запишите в тетрадь

- Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре. Ответ запишите в тетрадь                                 Задание 2. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим  строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.                                                Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы.  

                                                                                                                    

 

Таблица.

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа

 

 

Западно-Сибирская плита

 

 

Сибирская платформа

 

 

Области кайнозойской складчатости

 

 

Области герцинской складчатости

 

 

Балтийский щит

 

 

Алданский щит

 

 

Выводы об установленной зависимости.

  • Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья.
  • Какова закономерность в размещении полезных ископаемых.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей