Урок музыки в 5 классе по теме: Фольклор- народная ммудрость.
Цель: познакомить с народным творчеством, расширить кругозор обучающихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.
Задачи: развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух, воспитание интереса любви к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, учить исполнять народные песни в сопровождении музыкальных инструментов, с движениями.
Оборудование: мелодия без слов « Во поле берёза стояла», песня « На горе- то калина», костюм хора, песня- танец « Посиделки», русские народные инструменты, песня русская народная « Ах , вы сени»
Ход урока:
Звучит мелодия песни « Во поле берёза стояла» ( фрагмент)
У. М.- Ребята мы сейчас прослушали мелодию какой известной песни ? ( « Во поле берёза стояла). А кто сочинял народные песни ? ( народ). Сегодня мы познакомимся с народным творчеством, которое создаёт народ и называется фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка фолк- народ, лоре- учение . Вместе эти слова фольклор преводятся как народная мудрость. Так во всём мире принято называть музыкальное и литературное народное творчество.
Литературное народное творчество- это загадки, потешки, сказки, прибаутки. Музыкальный фольклор- это песни, былины, танцы, инструментальные наигрыши. Обратите внимание вокруг нас поделки, русская матрёшка, прялка, доски, деревянные хлебницы- всё это тоже создано руками человека. Фольклор богат самыми различными видами.
Сегодня наш урок мы посвятим музыкальному фольклору. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одной семьи к друной. Песни народные- произведения целого народа.
На Руси всегда водили хороводы, это тоже народное творчество, хоровод- древний вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод- это всегда движение , чаще всего по кругу. « Во поле берёза стояла» не только песня, но и хоровод. Это песня- символ русского народа, так же как и дерево берёзка, танцевальный ансамбль « Берёзка». Под эту песню очень легко и удобно распеваться.
Распевание
Исполнение песни « Во поле берёзка стояла»
Ребята, а какие русские народные песни вы ещё знаете? ( перечисляют и называют русскую народную песню « На горе- то калина»
Исполнение песни « На горе-то калина» группой девочек
У. М. Слушать музыку устали так давайте отдохнём, а потм опять начнём….
Исполнение музыкальной физминутки.
У. М. Давным- давно на Руси, когда ещё не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодёжь в одной какой-нибудь избе, при этом девушки приносили прялки, либо шитьё или пяльца с вышивкой, рассаживались по лавкам и за работой пели песни. Вот это назывлосьпосиделками. Сейчас м ы свами исполним современные посиделки.
Исполнение песн « Посиделки» с движениями
У. М. – Ребята, обратите внимание , у вас на партах на листках образцы северных костюмов разных районов области. ( Сравнение костюмов)Народное творчество у нас есть и в Савинске.Перед вами- костюм Савинского народного хора « Северные посиделки».
- К какому району отностися костюм?
Естьлюди, которые занимаются в нашем посёлке народным творчеством: пением, народными танцами, есть любители и играть на музыкальных инструмента.
- Ребята, а какие русские народные инструменты вы знаете? ( ответы детей)
Сегодня я принеслана урок народные музыкальные инструменты, которые вам всем знакомы. ( трещётка, колокольчики, деревянные ложки и т. д.)Послушаем , как они звучат отдельно. А теперь поробуем испонить музыкальными инструментами песню « Ах, вы сени»
( Исполнение мелодии « Ах вы ,сени» с музыкальными инструментами)
Итог урока: Ребята, вам понравилось на уроке? А что вам понравилось? Что нового узнали?
В заключении урока я хочу вам сказать. Есть замечательная пословица « Где песня льётся, там легче живётся. Любите русскую песню, любите народную музыку!