Тема урока: «Поющее сердце» Исаака Дунаевского
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством И.О.Дунаевского
Предметные результаты:
Основные особенности музыки композитора–маршевый и лирический характер песен Дунаевского. Чувство стиля композитора,
Особенности его музыкального языка.
Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям музыкальной культуры;
Мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения - принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Владение певческими навыками
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
Личностные УУД:
интерес к музыке и музыкальной деятельности;
привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными стилями, жанрами, произведениями;
воспитание патриотизма;
Регулятивные УУД:
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки;
формирование эмоционально-осознанного отношения к песне, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной музыкальной деятельности.
Коммуникативные УУД:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации;
формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий);
поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, её исполнения, решения проектных задач.
Познавательные УУД:
поиск и использование в практической деятельности информации о композиторе;
владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке и словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия и музицирования;
осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений.
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии;
Информационно-коммуникативные технологии;
Игровые технологии;
Развивающее обучение;
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, презентация, тексты песен для вокально-хоровой работы, , сигнальные карточки для метода рефлексии на финальном этапе урока.
1Организационный момент
Муз приветствие
Я очень рада вас видеть, надеюсь, сегодня мы вместе с вами пройдем интересный путь длиной в урок
2.Мотивационный этап.
Посмотрите на экран.
На экране отрывок клипа на песню «Песенка о капитане».
Вам знакома эта песня? Кто ее автор? (Это песня … из к\ф… композитора И.Д.)
Эта песня была написана в первой половине 20 века, более 70 лет назад. А мы до сих пор с удовольствием слушаем и исполняем ее. У Д. есть множество замечательных песен, которые живут до сих пор. В одной из его песен есть слова «Сердце, тебе не хочется покоя,… спасибо, сердце, что ты умеешь так любить». О каком сердце поется в этой песне? ( о беспокойном , о любящем).
А как вы думаете, какое сердце у композитора-песенника, композитора, сочиняющего песни? (поющее).
3. Самоопределение к деятельности
Давайте попробуем сформулировать тему урока. ( Поющее сердце И.Д.)на ватман
Композитор жил давно, а песни его поются до сих пор. Как такое может быть? Давайте разберемся!
Итак, цель нашего урока..( выяснить, что же так привлекало людей в творчестве И.Д.? Почему его песни помнят и любят до сих пор? )
Что мы будем делать для того, чтобы ответить на этот вопрос? ( Изучать творчество И.Д., слушать его песни, говорить о его музыкевыяснять характерные особенности его песенного творчества.).
4. Этап актуализации
Я предлагаю вам снять фильм о композиторе. Кто нам нужен для съемок? (Режиссер, биограф, историк, чтобы осветить время, в котором жил и творил композитор). А еще нам нужен сценарий.
Сценарии лежат у вас на столах. По ходу урока их надо заполнять, выполняя в них задания. 1-й ряд-историки, 2-й ряд- биографы, 3-й ряд- режиссеры.
У каждого из вас на столе лежат листы с информацией. У историков об историческая информация, у биографов –информация о биографии, у режиссеров –информация о творческой деятельности композитора.
В течение урока мы будем заполнять этот лист (на доске)и в конце урока получим афишу к нашему фильму.
5. Этап комплексного применения знаний в новой учебной ситуации
Итак, мотор! Начали! Сцена 1 «Волшебный мир кино »
Биографы, что вы можете сказать об этой дате? ( 1900)
( В этом году родился И.О. Дунаевский . На Украине, в небольшом городке Лохвице. С детства увлекался музыкой, учился играть на скрипке, затем окончил Харьковскую консерваторию с отличием.)
Отметьте в своих сценариях год рождения композитора.
В 30-х годах Дунаевский обращается к киномузыке.
А я обращаюсь к нашим историкам. Что произошло в истории кино в это время?(1932)
( Выход на экраны кинофильма «Веселые ребята»).
Режиссеры, что вы можете сказать о работе Дунаевского в этом фильме? (Кинорежиссер Г. Александров предложил Дунаевскому написать песню к кинокомедии «Веселые ребята». После премьеры фильма Дунаевский, что называется, проснулся знаменитым. Именно тогда его песни запела вся страна).
Запишите дату выхода фильма.
Главной музыкальной темой в фильме стал знаменитый марш – «Марш Весёлых ребят» Послушаем его и определим его характер. (Слушание отрывка)
Кому показалась музыка знакомой? Что можем сказать о музыке, какая она по характеру? Прошло много времени, а эту песню до сих пор любят во всём мире. Музыка этого фильма стала собенно популярной в Венеции . “Марш веселых ребят”, переведенный на итальянский язык, распевался повсюду. Маленькие оркестрики и неаполитанские ансамбли с увлечением играли в своем музыкальном изложении “Марш веселых ребят”.
(Музыка весёлая, задорная, жизнерадостная. Хочется подпевать и маршировать под неё.)
В 1935 году выходит фильм «Дети капитана Гранта», в котором звучат знакомые всем песни: «Песенка о капитане», «Песня о веселом ветре». Отметьте в сценариях.
(Слушание фрагмента)
Что можем сказать о музыке, какая она? (Музыка задорная, смелая)
Скажите пожалуйста, какие интонации вы слышите в этих песнях? Песенные, танцевальные или маршевые?( Музыке И.О.Дунаевского присущи в основном маршевые интонации.)
Музыка этих маршей какая по характеру? В своих сценариях зачеркните лишние определения.
( Яркая, жизнерадостная, оптимистичная) ( Проверяем по экрану)
Дунаевский стал всенародно известен и любим благодаря кино. Именно он является одним из создателей нового жанра в советском кино - музыкальной кинокомедии. Другого же композитора, работавшего тогда в области музыкальной кинокомедии, назвать трудно. Начиная с 1934 года, и вплоть до первых дней войны на экране безраздельно царил Исаак Осипович Дунаевский.
Физминутка (Капитан, капитан…)
Сцена 3 дубль1 «Вставай, страна огромная..»
Советская молодежь очень любила эти песни, но в жизни страны наступило тяжелое и мрачное время. О каком времени я говорю?( Вов 1942-1945. Фашисты напали на нашу страну. Эта война унесла миллионы жизней)
Вся страна сплотилась на борьбу с врагом . Каждый человек вносил свой посильный вклад в дело победы. А что может сделать для победы композитор ?Какой вклад может внести он? (Писать музыку, песни, воодушевляющие на борьбу с врагом)
Биографы, расскажите нам об этом периоде в жизни композитора.
(В годы Великой Отечественной войны Дунаевский объездил всю страну, давая концерты в воинских частях, на фабриках и заводах. Он написал немало песен на военную тему. Но лучшей среди них стала песня «Моя Москва». Созданная в 1942 году, она долгое время считалась неофициальным гимном нашей столицы.)
(Слушание) Какой характер носит эта песня? Такой же жизнерадостный, как и другие марши? (Нет. Музыка решительная, твердая, волевая, призывающая к защите своей Родины, своей столицы.)
Многие композиторы в своем творчестве отразили это тяжелое время. На свет появились песни, которые поднимали боевой дух солдат, укрепляли веру в победу.
Совсем скоро мы будем с вами отмечать годовщину победы в Вов. Какого числа?
- А как вы откликнетесь на это событие? Что мы можем сделать на уроке музыки, чтобы поучаствовать в празднике? (Разучить и спеть песню о войне). Часто песни военных лет имеют очень необычную историю. Мне кажется, что многим было бы интересно узнать историю создания песен военных лет. Мы можем рассказать об этом другим? (Да). В какой форме мы это сделаем? (В форме проекта). Как мы назовем наш проект? (Песни, опаленные войной)
Давайте сформулируем цель нашего проекта. ( Узнать историю создания песен военных лет, песен о войне).
Как мы будем добиваться поставленной цели? Что мы сделаем для того, чтобы её достигнуть?
(Познакомиться с поэтами, композиторами и исполнителями песен военного времени
Разучить популярные песни и исполнить их на школьном концерте, посвященном Дню Победы.
Изучить историю создания и судьбу военных песен.)
Каким будет результат нашего проекта? Каков будет продукт нашей деятельности?
( Исполнение песни, стенгазета, буклеты, листовки и др.)
Где другие ученики смогут увидеть результаты этой работы? ( На стенде, в актовом зале)
(Дети называют этапы проекта, показываю на доске).
Сцена 4, дубль1 «Я песне отдал все сполна…».
Мы послушали сегодня песни Исаака Осиповича, а теперь послушаем его самого:
Дунаевский обладал уникальным мелодическим даром. Он говорил: «Нет песни без прекрасной, живой мелодии. Я — за мелодию говорящую, вызывающую смех, улыбки, слезы, грусть, радость, горе, скорбь, надежду, мрак, просветление. Когда такое воздействие мелодии является всеобщим, значит, цель произведения полностью достигнута».
Что являлось главным в музыке для композитора? (мелодия) Отметьте это в сценарии. Что по его мнению должна вызывать мелодия? (Смех, улыбки…)
Наш фильм о композиторе не закончен. Осталась последняя сцена «С музыкой в сердце».
Биографы, что случилось с композитором 25 июля 1955 года?
(Композитор умер. В то утро проснулся рано, написал письмо и буквально через несколько минут скончался. Его обнаружил в квартире шофер, родные в этот момент были на даче.)
У Исаака Осиповича были проблемы с сердцем, а он отказывался ложиться в больницу и лечился только музыкой. С музыкой в сердце и ушел…
За всю свою жизнь он написал музыку к 18 фильмам, мюзиклам (30), 4 балета, 10 оперетт, более чем 100 песен. В честь его названы 2 музыкальные школы – в Москве и г. Лаховце. В некоторых городах России в честь И.О.Дунаевского названы улицы и переулки. «Пройдут десятки лет,- сказал великий кинорежиссер нашего времени Иван Пырьев.- Наши кинофильмы состарятся, износятся, исчезнут. Но лучшие песни Дунаевского будут жить и жить. Они навсегда войдут в народ, станут его фольклором...»
6. Практический этап
Вокально-хоровая работа
Вам понравились песни композитора? Я предлагаю вам разучить «Марш веселых ребят» из кф «веселые ребята»
слова В. Лебедева-Кумача
Слушают исполнение (запись) О чем песня? Характер мелодии?
Разучивание по фразам.
Исполнение
А теперь небольшая викторина по творчеству Дунаевского
Теперь мы можем ответить на вопрос, почему же его песни так популярны и так долго живут в народе?( мелодия, оптимизм и жизнеутверждающая сила, проникновенный лиризм и яркая эмоциональность….)
Наш музыкальный фильм окончен. Посмотрите, какая яркая афиша у нас получилась! Как вы думаете, может эта афиша рассказать о творчестве замечательного композитора? Кому ? другим детям, которые знакомятся с песнями Дунаевского. Рассказать и пригласить в увлекательный музыкальный мир композитора..
7. Рефлексия учебной деятельности
Самооценка результатов собственной учебной деятельности
Проанализируйте нашу работу. Закончите предложение: теперь я знаю, что ….
Я понял …, я почувствовал…
Обратите внимание, в середине афиши сердце из стикеров, Если вам понравился урок и ваше в нем участие, подойдите и оторвите стикер. (Под стикерами портрет Дунаевского).
Этот композитор «песне отдал все сполна», отдал её все свое сердце. А значит частичка его сердца, его души живет в каждой его песне.
Я вам желаю, чтобы вы шли по жизни всегда с открытым чистым сердцем, и, чтоб в нем всегда звучала песня. Оценки за урок…
8 Домашнее задание
Выучить песню.