СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 8 классе «Композитор В. А Моцарт и его время».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели задачи: раскрыть творческий облик В.А. Моцарта в связях с современностью, с его временем, с традициями 18в. Формировать эстетические чувства, интерес к музыке.

 

               Музыкальный материал: менуэты, сонаты, фантазии, фрагменты из Реквиема, Финал симфонии № 40.

 

               Наглядные пособия: иллюстрации к рассказу К. Паустовского «Старый повар», ранний и поздний портрет Моцарта, детские портреты Моцарта, изображение клавесина.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 8 классе «Композитор В. А Моцарт и его время».»

Конспект урока музыки в 8 классе «Композитор В. А Моцарт и его время».

Учитель музыки МОУ №7 г. Жуковский МО Ружникова И.А.



Цели задачи: раскрыть творческий облик В.А. Моцарта в связях с современностью, с его временем, с традициями 18в. Формировать эстетические чувства, интерес к музыке.


Музыкальный материал: менуэты, сонаты, фантазии, фрагменты из Реквиема, Финал симфонии № 40.


Наглядные пособия: иллюстрации к рассказу К. Паустовского «Старый повар», ранний и поздний портрет Моцарта, детские портреты Моцарта, изображение клавесина.


ХОД УРОКА.

*Звучит рассказ К. Паустовского «Старый повар» на фоне второй части соль-минорной симфонии №40 Моцарта. В середине рассказа звучит фрагмент Фантазии ре-минор.


260 лет прошло со дня рождения великого австрийского композитора 18 века Вольфганга Амадея Моцарта. Но до сих пор его музыка удивляет своей восхитительной красотой и богатством чувств и переживаний. Для большинства из нас Моцарт является олицетворением красоты, изящества, живости ума, изысканности, утончённости и покоя. А по мнению Чайковского «Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки».


*Моцарт «Менуэт»


Моцарт жил в 18в. Давайте попытаемся оживить это время через архитектуру и живопись.


*Изображение итальянского оперного театра 18в.


Перед вами роскошный дворец, один из оперных театров, построенных в 18в. итальянскими мастерами. Он является воплощением идеалов красоты в области архитектуры. Зрительный зал демонстрирует богатство и роскошь, высокого вкуса расточительность во всём, утончённый орнамент, весёлую роспись - во всём чувствуется стиль, аромат и вкус эпохи.


*Изображение модной одежды 18в.


Интересно, что и в моде 18в. то же стремление к красоте, элегантности и изысканности: надушенные, напудренные парики, кружевные манжеты, обувь с пряжками, обилие драпировок на платье, хрустальные пуговицы. Это было время, когда на балах танцевали чудесные медленные танцы-менуэты, предшественники вальса. И у Моцарта немало этих изысканных танцев.


*Моцарт «Менуэт».


Моцарт был выразителем своего времени. В его музыке ощущается почерк эпохи, её стиль. По его музыке мы можем легко представить себе, какая музыка звучала тогда в Вене и в Европе, особенно насколько красивы были менуэты.


*Моцарт «Менуэт».


В то время, как в Америке ещё только осваивались дикие земли и шла война с индейцами, Европа к 18в. была уже исследована и сколочена, и представляла собой развитую цивилизацию. Здесь уже многое было открыто, найдено и построено—и всё это доводилось до совершенства. Поэтому 18в. и называется «классическим», то есть образцовым. И это достигалось с помощью правил, уставов, неукоснительно соблюдаемых законов во всех областях жизни: музыке, литературе, моде, этикете-всё доводилось до совершенства, до образцовой красоты. Композиторов 18в. называли «классическими» или «классиками».

Вот несколько правил, которые можно найти в творчестве Моцарта и которые были типичным оформлением, рамками для 18в. В новом музыкальном жанре сонаты должно было быть в обязательном порядке несколько героев и отношения между ними либо противоборства, либо контраста.


*Моцарт. Соната До мажор, первая часть.


Мелодии Моцарта можно сравнить с совершенными древнегреческими вазами, со сказочными белыми лебедями, которые словно парят над очень простым аккомпанементом.


*Продемонстрировать на фортепиано.


Такой простой аккомпанемент был одним из условий 18в. Это простые повторные формулы, почти бренчащая левая рука. И вот на этом формальном фоне, механическом, застывшем пьедестале звучит потрясающей красоты мелодия, создавая очень необычные переживания в душе.


*Пример.


Всё-таки это очень интересно, как музыка может быть связана со своим временем, которое было педантично заполнено разного рода шаблонами, формулами, доходящими до клише.

Причём во всём: в манерах, жестах, обращении друг с другом. И все эти правила строго соблюдались. Может ли гений музыканта вдохнуть новую жизнь в эти правила? Моцарт попытался это сделать и очень остроумно. Если мы перелистаем полное собрание сочинений Моцарта, а это 70 томов, то обнаружим типичные для 18в. мелодические обороты в кадансах всех произведений. Но изобретательность-это второе «я» Моцарта. Альберт Эйнштейн говорил, что все ученики мира должны учиться у Моцарта делать открытия, учиться изобретательности. Сухие формулы кадансов расцвечены ритмическими импровизациями, игрой мелодических оборотов, мелизмами (мелодическими украшениями). Может быть ,самая характерная черта всего периода 18 века ,как в музыке, так и в моде, архитектуре, живописи, это целое море украшений. В музыке это трели, форшлаги, морденты. Они в обязательном порядке сопровождают мелодии того времени. Композитор просто не мог, не имел права написать мотив и не украсить его затейливыми украшениями, словно сахарной пудрой. Волнение вызывает именно этот орнамент, декоративная драпировка мелодии. Вот и выходит, что Моцарт пользовался этими муз. правилами не формально, а изобретательно. Он хотел создавать волнующую музыку, а не пустую сахарную глазурь на какой-нибудь мотивчик.


*Музыкальные примеры с обилием орнаментальных украшений.


Таковы некоторые из приёмов, с помощью которых Моцарт сумел подняться над своим временем, вдребезги разбивая его рамки и формулы своей изобретательностью. Это позволило создать ему произведения сокрушительной духовной силы, далёкие от звучания «музыкальных табакерок» и «хорошеньких гостиных, в которые не прочь запереть его иные даже на родине Моцарта.

Интересно, что памятник Моцарту в Вене, поставленный всего 100 лет назад австрийским скульптором Виктором Тильгнером, представляет собой пьедестал с ангелочками, а на нём маленького человечка, почти мальчика, с манерными движениями, обилием украшений на одежде, в паричке. Если бы не было пюпитра с нотами, его можно было бы принять за танцмейстера при французском дворе. Совершенно фальшивый образ, так как Моцарт выразил не только дух, аромат и вкус, «красивость эпохи», но, что самое главное, духовный мир человека во всей сложности его желаний, чувств, борьбы за какие-то идеалы.

Всё величие Моцарта в том, что он писал музыку сердцем, что он глубже, пристальнее других всматривался в жизнь. Он раскрыл в музыке такие горизонты, о которых и не мечтала Европа того времени. Никто из современников Моцарта не смог проникнуть в сферу души человека так глубоко, как он. И это выдвинуло его на такую высоту, на такой пьедестал, что и прошлое и нынешнее столетие оглядывается на него, учится у него и гордится. Моцарта можно сравнить с Шекспиром, Бальзаком, Леонардо да Винчи. Моцарт-это тот грандиозный фундамент, на котором этаж за этажом вырастало величественное здание музыки последующих времён, превращая музыкальное искусство в историю воплощения души человечества.


*Моцарт. Фантазия ре минор.


А сейчас вы услышите фрагмент Фантазии до минор, одного из вершинных произведений Моцарта. Пастернак назвал её «воплощением трагедии человеческого существования». Эта музыка напрочь выносит нас из 18в.. Она могла бы принадлежать Бетховену в его трагическом неистовстве. В ней истинный Моцарт, вне времени и правил. Это классическая музыка великого романтика.


*Моцарт. Фантазия до минор.


Мы показали вам истинное лицо Моцарта, который смело шёл своим путём в музыке. Именно о таком Моцарте говорил когда-то Пушкин: «Какая глубина, какая смелость и какая стройность. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь. Я знаю, я». И ключ к этому новому Моцарту нужно искать в его позднем творчестве, но не в раннем, когда Моцарт счастлив и признан во всей Европе и даже в 14 лет становится академиком Болонской Академии.

Вообще до 18 лет его жизнь похожа на сказку:

- в 4 года он начал заниматься музыкой у своего отца Леопольда Моцарта

- к 6 годам у него было уже 100 пьес

- к 7 годам его знает вся Европа, все европейские короли, князья, принцы и принцессы

- к 14 годам у Моцарта 18 симфоний, 22 сонаты

Моцарт учится у лучших мастеров своего времени: Гайдна, Иоганна Баха. Приходится только удивляться, как в роду Моцартов, где были целые поколения каменщиков и только дед- переплётчиком, а отец-первым музыкантом, мог появиться муз. гений, которого современники называли «чудом 18в.». В таком сказочном детстве написаны прелестные пьесы, пленяющие нежной наивностью, мелодичностью и озорством. Послушайте раннюю музыку Моцарта.


*Моцарт.Аллегро, Менуэт, Турецкий марш.


Вот 2 портрета. На одном изображён человек весёлый, изящный, галантный, одетый всегда по моде. Именно таким знает Моцарта большинство людей, На втором изображён сильный, резкий, насмешливый, умный человек, с обострившимся профилем, с неотступной силой прямого, пристального взгляда. Этот профильный портрет буквально ошеломляет энергией и неистовой твёрдостью лица. Это уже не чудо - ребёнок, а человек , познавший нищету, безденежье, познавший изменчивость славы, «травлю» светского общества. В конце жизни - полное забвение, нищета, странная болезнь.


*Моцарт. Реквием.Лакримоза.


5 декабря Моцарт умирает. Похоронен в общей могиле для бедняков.

Музыка Моцарта пережила века и миллионы людей слушают её и находят в ней чувства и переживания, поднимающие их дух, пленяющие их сердца.


*Моцарт. Финал симфонии соль минор.




Библиография:


  1. Б. Кремнёв. Моцарт. 2004г.

  2. Т. Попова. Моцарт. 1957г.

  3. Д. Вейс. Возвышенное и земное. 1997г.

  4. Э. Велинович. Великие музыкальные имена. 1997г.

  5. Э. Радзинский. Загадки истории. 1997г.

  6. И. Бэлза. Моцарт и Сальери. 1997г.

  7. М. Шорникова. Музыкальная литература. 2015г.

  8. В. Брянцева. Музыкальная литература. 2006г.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!