СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Девиантное поведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по обществознанию в 10 классе по теме "девиантное поведение" в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Девиантное поведение"»

Тема урока: «Девиантное поведение»

Учитель истории и обществознания МКОУ «Караванненская СОШ» Конова О.В.

Цель: познакомить с признаками отклоняющегося поведения, выявить его причины и последствия, рассмотреть статьи УК РФ.

Задачи:

-развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами;

-формировать отношение к антиобщественным явлениям, вырабатывать активную гражданскую позицию.

Основные понятия: отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение.
Оборудование:  проектор, компьютер.

На уроке применяются следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

План урока:

1. Организационный момент.

2.Отклоняющееся поведение:

А) причины девиантного поведения;

Б) виды и типы девиантного поведения

6. Рефлексия. Домашнее задание.

Эпиграф к уроку: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» (Ф.М. Достоевский).

Ход урока.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

В начале урока я бы хотела, что бы вы вспомнили, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (Социальное поведение)

Пожалуйста, дайте определение социального поведения человека.(Поведенческий акт, совершаемый субъектом в данном месте и в данное время.)

Ребята, кто может изобразить на доске общую формулу социального действия?(Субъект-Средства, мотивы- Объект-Результат) приведите примеры. Молодцы.

А сейчас, пожалуйста, охарактеризуйте рациональное поведение.(Экономическое действие, основанное на принципе рациональности, где есть мотив, ориентация на другого, свобода в выборе средств, цель, готовность действовать, рисковать и взять на себя ответственность.)

Почему, на ваш взгляд, люди часто ведут себя не рационально? (Люди ведут себя не столько в соответствии с расчетом собственной выгоды, сколько под влиянием эмоций, страхов, стереотипов и предрассудков.)

Ребята, я предлагаю вам посмотреть отрывок из детского мультфильма «Старуха Шапокляк». (1,5 мин.)

Скажите, является ли поведение старухи Шапокляк социальным?

Какой характер носит ее поведение?

Вспомните, как называется такое поведение?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Да, тема нашего урока «Отклоняющееся или девиантное поведение». (запишите тему урока в тетрадь)

Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

1.Образовательная: раскрыть сущность отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

2.Развивающая: развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; умений, необходимых для применения полученных знаний при решении практических задач.

3.Воспитательная: формирование навыков социального поведения, профилактика опасных форм отклоняющегося поведения.

Эпиграф к уроку: «Я не хочу и не могу верить,

чтобы зло было нормальным

состоянием людей»

(Ф.М. Достоевский).

-Совместная жизнь и деятельность требуют порядка в отношениях между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальным нормам, которые сопровождают человека всю жизнь. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались определенных правил.

-Скажите, пожалуйста, что такое социальная норма?( это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.)

-Нормы, которым мы следуем, в наших действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Но не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать.

Проблема урока:

В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: «Отклонения – естественная часть социальной жизни, поэтому осуждение, регулирование и запрещение не уменьшают отклонений. Специфические отклонения могут исчезать, а другие появляться… Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким ».

-Согласны ли вы с изложенной точкой зрения?

-Можно ли избавить общество от отклонений?



-Какие виды имеет отклоняющееся поведение по значению последствий:

  • негативное, деструктивное (от безбилетного проезда до убийства),

  • позитивное, одобряемым обществом (поведение национальных героев, выступления выдающихся артистов, спортсменов, деятельность ученых, политиков и т. д.)

Более подробно мы с вами рассмотрим негативное девиантное поведение. Для этого вам необходимо выполнить задания, которые лежат на вашем столе.

У каждой группы своя карточка с заданиями. Вам необходимо их выполнить и представить классу. Всю необходимую информацию по вашим темам вы найдете в учебнике (параграф 39) и в компьютере на рабочем столе папка девиантное поведение.

Задание 1 группы.

  1. Выявите причины девиантного поведения? (задание выполняете по кластеру)

Устно к каждой причине приведите пример.

  1. Раскрыть понятие деликвентное поведение. (задание выполняется по синквейну).

Задания 2 группы.

  1. Раскрыть основные типы девиантного поведения. (задание выполняется по кластеру). Устно к каждому виду приведите пример.

  2. Раскрыть понятие криминальное поведение. (задание выполняется по синквейну).



Молодцы ребята!

Представленный материал понятен всем?

Может у кого-то остались неразрешенные вопросы по данной теме?

Замечательно!

В таком случае я предлагаю вам выполнить небольшое тестовое задание.                                    

Вариант 1

А1. Какой из приведенных примеров отклоняющегося поведения нарушает правовые нормы

    1) знакомый стал фанатом хоккейной команды

    2) ученики шумно ведут себя на уроке

    3) чиновник вымогает взятку

    4) сосед стал активистом оппозиционной политической партии

А2. Какой из примеров отклоняющегося поведения заслуживает осуждения? 

    1) увлечение историей рок-группы 

    2) чрезмерное потребление спиртных напитков 

     3) увлечение массовыми историческими играми 

    4) посещение митинга, участники которого протестуют против политики правительства

A3. Верно ли, что: 

     а) наркомания — это проблема, касающаяся только западных стран; 

     б) нельзя считать наркоманию отклоняющимся поведением, так как наркоман остается 

        гражданином страны?

    1) верно только а   2) верно только б  3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что: 

     а) причиной отклоняющегося поведения служит нежелание отставать от других членов 

       привлекательной для подростка группы; 

     б) причиной отклоняющегося поведения может быть следование социальным нормам?

     1) верно только а  2) верно только б    3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

В1. Что из перечисленного соответствует примерам с нейтральным отклоняющимся поведением?

1)         человек, выкрасивший волосы в ярко-зеленый цвет

2)         пьющие родители, переставшие заботиться о детях

3)         студент, начавший употреблять наркотики

4)         человек, решивший посвятить свою жизнь религии

5)         солдат, совершивший героический поступок

6)         школьник, собирающий коллекцию минералов


Вариант 2

А1. Что из перечисленного является примером отклоняющегося поведения в малых социальных 

      группах? 

     1) одноклассники отремонтировали игровую площадку в детском саду 

     2) водитель бесплатно развозил пострадавших в результате аварии

      3) пассажир отстал от поезда

     4) городская администрация ежемесячно выходит на субботники

А2. В чем причина отклоняющегося поведения среди молодежи?

    1) резкие и глубокие перемены в обществе 

    2) стремление человека к материальному благополучию

             3) «человек живет в отсеке сегодняшнего дня», когда будущее кажется далеким и расплывчатым 

    4) разрыв между провозглашенными целями и реальной действительностью

A3. Верно ли, что:

     а) алкоголь снимает моральные запреты; 

     б) в алкогольную зависимость особенно быстро попадают девочки?

    1) верно только а   2) верно только б    3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

     а) отклоняющееся поведение обязательно носит отрицательный характер; 

     б) отклоняющееся  поведение свойственно только молодежи?

    1) верно только а  2) верно только б   3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

В1. Что из перечисленного приводит к нежелательным последствиям отклоняющегося поведения?

1)         чудачество  2) преступность 3) алкоголизм 4) аскетизм 5) наркомания 6) религиозность


Ключи 

Вариант 1                   Вариант 2

А 1.3                           А 1. 1

А 2.2                           А 2. 3

А 3. 4                          А 3. 3

А 4. 1                          А 4. 4

В 1. 1 4 6                      В 1. 2 3 5 (проверка)

Отлично! Я вижу, что данный материал вы усвоили! Я этому очень рада! Думаю, настало время вернуться к нашему проблемному вопросу. «Отклонения – естественная часть социальной жизни, поэтому осуждение, регулирование и запрещение не уменьшают отклонений. Специфические отклонения могут исчезать, а другие появляться… Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким ».

- Согласны ли вы с изложенной точкой зрения?

- Можно ли избавить общество от отклонений?

В завершении работы над нашей темой урока, я предлагаю вам выполнить творческое задание:

- Составьте кроссенс по теме «Девиантное поведение».

Все необходимое для выполнения данной работы вы найдете в папке «Девиантное поведение».

Молодцы!

Наш урок подходит к концу. Я попрошу одного представителя из каждой группы охарактеризовать и оценить работу своей группы на уроке и поблагодарить за работу на уроке своих одноклассников.

Спасибо! Я согласна с вашими оценками. Считаю, что они достаточно объективны.

Ребята, сейчас запишите домашнее задание. (п. 39, составить сложный план на тему Отклоняющееся или девиантное поведение).

 Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался не допускать девиаций в своем поведении и тем самым изменил мир в лучшую сторону. Закончить наш урок я бы хотела словами  Е. Евтушенко:

Пусть нам не дано
Изменить все немедля, 
как хочется, – 
Когда изменяемся мы,
Изменяется мир.

Спасибо за урок!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!