СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: « Дыхание. Типы дыхания животных»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен примерный план урока

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: « Дыхание. Типы дыхания животных»»


ГБОУ СОШ № 438


Конспект урока

на тему:

« Дыхание. Типы дыхания животных»




Автор: Шварц Алла Александровна,

учитель биологии и химии





















Санкт - Петербург

2015г.


ПЛАН--КОНСПЕКТ УРОКА


Ф.И.О. учителя: Шварц Алла Александровна

Место работы: ГБОУ школа № 438

Должность: учитель

Предмет: биология

Класс: 6

Тема и номер урока в теме: «Органы дыхания животных», 17 урок ( 4 урок в разделе:

«Жизнедеятельность организма»

УМК:

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для  общеобразоват. учеб. заведений. – М. Дрофа, 2008;

Тип урока:

урок моделирования системы знаний.

Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель урока:

Расширить и углубить знания о дыхании животных, изучить строение органов дыхания животных и выяснить их значимость для жизнедеятельности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- развитие навыков индуктивного и дедуктивного мышления на основе эмпирических материалов;

- выработка аналитического мышления на основе селекции причинно-следственных связей наблюдаемых в теме урока;

- выработка понимания собственной ответственности за получение новых знаний для дальнейшего самосовершенствования;

- усвоение экологических, экоэтических и биоэтических правил здоровьесбережения для выработки психологического комфорта и понимания собственной успешности;

- формирование ценности сохранения окружающей среды, через эмпатическое понимание жизнедеятельности животных;

- формирование экологического мышления.


Метапредметные результаты:

- умение организовывать и регулировать свою деятельность;

- умение индивидуально и в группе решать учебные и творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- умение формулировать свое мнение и слушать мнение других;

- умение обобщать факты, обосновывать выводы;

- умение организовать свою деятельность при выполнении общих заданий в командной работе;

- умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- умение использовать современные источники информации;

- умение рефлексировать, моделировать:


Предметные результаты:

- знание основных понятий и определений ( типы дыхания, дыхание, органы дыхания;

- знание и понимание корреляции (зависимости строения органов дыхания животного от их усложнения);

- понимание взаимосвязи кровеносной и дыхательной систем для жизнедеятельности организма;

- использования полученных знаний для систематизации и популяризации их среди учащихся;

- умение осуществлять алгоритмы саморегуляции в нестандартных условиях;

- моделирование и конструирование ситуаций, при которых можно сохранить среду обитания животных на основе знаний строения органов дыхания.


Задачи урока:

1 Когнитивные ( знаниевые , обучающие ) – актуализировать знания об основных признаках живых организмов, значении дыхания как одного из важных свойств живых организмов, изучить типы дыхания у животных и принцип  строения органов дыхания.

2. Репродуктивные ( развивающие) – продолжить формировать учебные умения и действия различать типы дыхания, развивать умения слушать, выделять главное, решать проблемные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Репродуктивные психомоторные (воспитательные) – продолжить развитие здоровьесберегающих навыков и привычек культуры здоровьесбережения, продолжить работу по воспитанию культуры труда посредством обучения умению правильного и грамотного составления учебного конспекта.

Методы обучение:

1. словесные – рассказ, беседа, объяснение.

2. наглядные – демонстрация презентации, видеофрагментов и анимаций.

3. проблемные – постановка проблемных вопросов.

 

Формы работы обучающихся:  фронтальная, в малых группах, самостоятельная работа.

Оборудование:

1. ПК.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Мультимедийная презентация.

5. Авторский видеофильм: «Дыхание, типы дыхания животных».

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Постановка учебной задачи.

3. Актуализация темы урока.

4.Усвоение новых знаний.

5. Репродуктивная рефлексия. Закрепление изученного материала.

6. Психомоторная рефлексия (подведение итогов урока).

7. Уровневая информация о домашнем задании, выставление оценок.

 

ХОД УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:

приветствие, запись в тетрадь числа.

 

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ:

мотивации к учебной и воспитательной деятельности. Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Начнем урок с активации деятельности полушарий головного мозга. (2 мин)

ВНИМАНИЕ!

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ:

1. Встали возле парты. Ноги на ширине плеч.

2. Дыхание спокойное через нос, пробуем (повторяют за учителем).

3. Подняли руки над головой, ладошки вместе, соприкоснулись пальчики,

подержали их вместе, потерли друг об друга, (повторяют за учителем) почувствовали тепло.

4. Вращательными движениями в противоположные стороны потереть ладошку о ладошку, почувствовали тепло (повторяют за учителем).

5. Похлопали в ладошки над головой, подпрыгнули (два хлопка один прыжок)

и так 5 раз.

6. Руки опустили, похлопали друг другу, радостные, бодрые сели за парты

Итак, всем весело? Хорошо и приятно? Я думаю, что для вашего здоровья эти упражнения очень полезны, поделитесь своими впечатлениями, ученики высказываются кратко (учитель предупреждает об этом).

Конечно, вы с нетерпением ждете темы урока! Приступим! (улыбаясь, поддерживая учащихся мимикой и жестами)

Как вы знаете, на протяжении нескольких уроков мы изучаем живой организм. Сообщаю приятную новость:

«Отличившиеся учащиеся получат приветы от старенькой тетушки ХЛОРОФИТЫ (показывает фотографию растения «хлорофитум хохлатый»), а также подарки от деревьев, растущих на липовой аллее школы №438.


  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ УРОКА.

Игра «Попробуй подышать». Обучающиеся по примеру учителя закрывают ладошкой нос и рот и задерживают дыхание. Постановка проблемного вопроса: «Что вам сейчас очень хочется? Сколько времени вы смогли не дышать?

Обучающиеся делают выводы по значению кислорода для жизнедеятельности организма. Изучение схемы №1, выводы объясняют в парах друг другу ( оценка выставляется в оценочный лист ученика)

Изучи слайд№5, по цепочке, передаем слово от ученика к ученику сообщаем информацию . Необходимо успеть подхватить слово, чтобы не потерять смысл понятия


  1. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (систематизация пройденных). Просмотр фрагмента видиофильма и ответы на вопросы. (Сократовская беседа)

Вопрос…

– УЧАЩИЕСЯ:

Животный мир очень разнообразен. Он представлен одноклеточными и многоклеточными организмами, которые обитают…

Вопрос…

- УЧАЩИЕСЯ:

В разных средах – воздушная, водная, наземная, почвенная.

Учитель. Дополнение:

Дышат все живые организмы, т.к. для поддержания жизни необходимо постоянное поступление кислорода, который нужен в организм для…

Вопрос…

- ОТВЕЧАЮТ УЧАЩИЕСЯ:

При окислении органических веществ выделяется энергия, которая используется на построение организма: рост, развитие, размножение, дыхание и т. д,

Учитель. Как вы думаете, каким образом в организм животного попадает кислород и какое значение имеет кровеносная система?

- УЧАЩИЕСЯ:

С помощью органов дыхания, дыхательной системы, у животных, имеющих кровеносную систему, кровь доносит кислород до клеток.

Учитель:

В процессе исторического развития органического мира возникли разные типы дыхания и разные виды дыхательных систем, с разным принципом строения и функционирования.

Какие же это типы дыхания, и для каких живых организмов они характерны мы с вами сейчас и узнаем.

 (далее учитель рассказывает о типах дыхания и демонстрирует рисунки на слайдах, видеофрагменты);

анализируем таблицу №2 «Способы газообмена»


Самооценка.

Учитель с обучающимися включаются в игру.

ИГРА с помощью имеющихся карточек. Учащиеся подымают карточку с указанием типа дыхания, когда учитель объявляет его название. Выделяют следующие типы дыхания:

1. Клеточное дыхание

2. Трахейное дыхание

3. Жаберное дыхание

4. Легочное дыхание

5. Кожное дыхание

Работа в парах, самооценка в оценочный лист.

 Работа в малых группах – тройках, изучают материал учебника и содержание карточек по группам, используя прием «КОЛЕСО», обмен информацией между группами, командировка члена группы в другую группу для обмена информацией.


Клеточный тип. КАРТОЧКА№1

Самый простой тип дыхания. Характерен, как для одноклеточных животных (амеба, инфузория, туфелька, эвглена зеленая), так и для многоклеточных (кишечнополостные- гидра, медузы и некоторые черви).

Сущность клеточного типа дыхания: живые организмы поглощают растворенный в воде кислород всей поверхностью тела. Поступивший в организм кислород используется для протекания сложных реакций, в результате которых, как вы уже знаете, выделяется энергия, необходима для жизни животного.  В результате дыхания  образуется углекислый газ, он выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Вопрос:

Почему кишечнополостные животные не могут жить в грязной воде?

Ответ получают после обсуждения.

Ответ: Растворенные в воде питательные вещества и кислород они поглощают всей поверхностью тела, если вода будет грязной, то в полость тела попадет грязь

и организм погибнет. БЕРЕГИТЕ ВОДОЕМЫ!!

Учащимся раздаются карточки без ответов.


 Трахейный тип дыхания КАРТОЧКА№2

Этот тип дыхания характерен для насекомых. Брюшко насекомого разделено на 5-11 частей (сегментов). На каждом из них есть пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи. При вдохе в организм через дыхальца поступает кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

Вопрос:

Если понаблюдать за майским жуком, то можно заметить, как его брюшко, то уменьшается, то увеличивается в объеме. ПОЧЕМУ?

Ответ:

Это дыхательные движения; сокращаются или расслабляются брюшные мышцы – воздух входит или выходит из трахей.

Кожный тип дыхания.

Кожный тип дыхания характерен в основном для земноводных – это лягушки, жабы, саламандры и др. Легкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется кислород, поэтому  возможно дыхание через кожу.

Особое значение имеет кожное дыхание в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в случае опасности). Легочное и кожное дыхание у земноводных развито неодинаково. У тех, кто большую часть жизни проводит в воде – лучше развито кожное дыхание, слабее легочное. У земноводных, живущих вдали от водоема, лучше развито легочное дыхание. Кожное дыхание характерно и для человека

Вопрос:

Почему необходимо человеку систематически очищать кожу и носить одежду из натуральных тканей?

Кожное дыхание характерно и для человека. Дыхание осуществляется через поры кожи. Поэтому важно знать, что одежду нужно подбирать и носить из натуральных тканей (хлопок, лен), чтобы не затруднять процесс дыхания.    



Жаберный тип дыхания. КАРТОЧКА №3

Этот тип дыхания характерен для многих водных обитателей (рыбы, земноводные, раки, моллюски). Разберем жаберный тип дыхания на примере рыб.  Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде с помощью особых разветвленных кожных выростов – жабры.

Находясь в воде, рыбы постоянно заглатывают воду. Вода попадает в ротовую полость, затем проходит через жаберные щели, омывает жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры имеют довольно сложное строение: они состоят из жаберных дуг и  жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ.

Жабры, которые находятся внутри, называются внутренними. Но встречаются жабры и наружные. Они встречаются у таких животных, как протей – слепое пещерное животное, обитает в Югославии, и аксолотль – обитатель Мексики.

Вопрос:

  Как вы думаете, зачем на водоемах зимой делают лунки?

Ответ:

Через них в водоемы попадает кислород, который так нужен для жизни водным обитателям, мы их спасаем

 


Легочный тип дыхания КАРТОЧКА №4 -

Во время вдоха воздух, содержащий кислород, попадает в легкие. Легкие имеют вид  ячеистых мешков. В каждом легком (левом и правом) находятся очень сильно разветвленные бронхи, которые оканчиваются многочисленными легочными пузырьками. Каждый легочный пузырек оплетен сетью кровеносных сосудов. В легочном пузырьке кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух, происходит

Вопрос:

Для каких живых организмов характерен легочный тип дыхания?Какой орган принимает участие в таком типе дыхания?

Ответ:

Ответ: Легкие.

- Наземные животные – земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек

Вопрос:

Ребята, какой самый распространенный порок у человека, который пагубно влияет на легкие. КАК? Объясните.

Ответ:

- Курение табака. Известно, что табачный дым содержит около 400 вредных для организма веществ. Это никотин, сажа, синильная кислота, угарный газ и.т.д.  При курении эти вещества оседают на оболочках легочных пузырьков, вызывая мучительный кашель. Легкие курильщика теряют эластичность, в результате чего уменьшается снабжение организма кислородом. Работоспособность и самочувствие ухудшаются.  Курящие люди чаще заболевают хроническими заболеваниями органов дыхания (бронхит), а также раком легких и астмой.

Оценки по результатам работы с эмпирическими материалами (карточки, материал учебника, презентационные рисунки) вносятся в оценочный лист лидером


5.РЕПРОДУКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ Закрепление изученного материала.

1. задание Сравнение легких здорового человека и курильщика . Карточка показывают, совместное обсуждение, подведение выводов. ЛОЗУНГ; «НЕТ КУРЕНИЮ», пишется курпно на бумаге и демонстрируется всем учащимся (фронтально)

2 задание.

После рассказа учителя, обучающиеся самостоятельно в тетрадях заполняют таблицу, пользуясь учебником на стр. ___

Таблица: Дыхание у животных. (раздается не заполненной)

Тип дыхания

Органы дыхания

Организмы, для которых  характерно

1. Клеточное

Вся поверхность тела

Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви

2. Трахейное

Дыхальца, трахеи

Насекомые

3. Жаберное

Жабры

Рыбы, ракообразные, моллюски

4. Лёгочное

Лёгкие

Наземные позвоночные животные

5. Кожное

Кожа

Земноводные

После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно.


6. ПСИХОМОТОРНАЯ РЕФЛЕКСИЯ:


- алгоритмизация дыхательных упражнений с комментарием « учитель – ученики»

(видео), вместе выполняют упражнения.

в группах по 4 человека создают модели:

  1. Чистого водоема для водных животных рисунком, расписывают.

  2. Способы очищения воздуха: рисуют пишут, объясняют.

3.Созидают три лозунга, призывающих человека беречь свою дыхательную систему, рисуют.

Учитель в это время благодарит за работу на уроке обучающихся, рассказывает сказку про тетушку Хлорофиту, она прислала своих деток ( демонстрируются растения и дарятся учащимся), которые помогут всем очистить воздух для дыхания

По результатам урока учащиеся заполняют таблицу.


Я знал

Я узнал

Я хочу знать

 

 

 


Лидеры группы подводят итог, ставят оценки, раздают призы

7. Информация о домашнем задании, выставление оценок.

Домашнее задание многоуровневое

  1. Создать презентацию «Здоровье и правильное дыхание»

  2. Подготовить сообщения «Вред табакокурения для органов дыхания».

  3. Найти алгоритмы правильного дыхания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!