СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Экспансия ислама"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок по истории на тему "Экспансия ислама" для 10 класса. Цель урока: узнать причины и особенности арабских завоеваний, ознакомиться с некоторыми идеями ислама, а также раскрыть причины недолгого существования Арабского халифата

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Экспансия ислама"»

Предмет: История

Класс: 10

Тема Экспансия ислама


Цель урока: узнать причины и особенности арабских завоеваний, ознакомиться с некоторыми идеями ислама, а также раскрыть причины недолгого существования Арабского халифата


Основные задачи урока:

Образовательная:

Понятия

Имена

Даты

Ислам

Коран

Сунна

Шариат

Халиф

Джихад

Харадж

Мухаммад


732 г. – битва при Пуатье.

750 г. – Испания вышла из состава Арабского халифата и стала самостоятельной – начало распада халифата

Начало IX в. – возникновение Марокканского, Египетского, Иранского халифатов – полный распад


Развивающая: Продолжить формировать умения и навыки работы с учебником – стр.137-139, и с исторической картой «Арабский халифат в расцвете своего могущества» - стр. 140, с документами – стр. 141-142 – Из «Книги хараджей» Абу-Юсуфа Якуб ибн-Ибрагима, Из сочинения Ибн-ан-Наккаша

Воспитательная: Заинтересовать данной темой через рассказ учителя. Показать значение, которое оказала арабская культура в мировой истории.


Тип урока: комбинированный


1. Орг. момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Мотивация.


2. Опрос Д/З

  • проверочная работа по теме «Раннефеодальные империи и их распад»

  • пересказ стр. 149-151


3. Новая тема:


Рассказ учителя: Территория Аравийского полуострова была населена арабами-бедуинами, которые вели кочевой образ жизни. Жили эти народы племенами, постоянно воюя друг с другом за небольшие участки плодородной земли, оазисы и источники воды. Жаркий суровый климат и постоянные войны превратили арабов в весьма жестких и неприхотливых воинов. К началу 7 века на Аравийском полуострове наметилось переселение, которое вынудило население искать новые территории. Это и стало одной из причин, по которым арабы начали свою экспансию на соседние народы. Однако наша тема звучит «Экспансия ислама», а что же такое ислам? Давайте узнаем


Задание: Пользуясь учебником изучить особенности ислама, выписать из учебника приведенные на доске понятия, дать им определение. Время на выполнение задания 7 минут.


Ислам – мировая религия, основанная пророком Аллахом в VI в.

Коран – священная книга мусульман, составленная в стихотворной форме.

Сунна – мусульманское священное писание, дополняющее Коран.

Шариат – свод правовых и религиозных норм праведного поведения, единственный источник права.

Халиф – титул правителя арабов.

Харадж – налог в помощь бедным.

Джихад – священная война мусульман.



Рассказ учителя: Вы узнали, что пророк новой религии – Мухаммад, был купцом, который странствовал со своим караваном по городам полуострова. В одном из путешествий ему явился архангел Джебраил и изложил ему основы новой религии. Однако Мухаммад или Мухаммед не был бессмертным, это означает, что после его смерти волю Аллаха должен осуществлять другой наместник. Он получил титул Халифа. В своих тетрадях зачертим схему



Система управления арабским халифатом


Х алиф


Визирь


Диван

( совет знати)


Местное самоуправление


Провинции Области Города

Эмир Хаким Шейх



Задание: чтение стр. 139-140, работа с картой на стр. 140.


4. Закрепление материала:

Фронтальный опрос по теме

  1. Почему арабы привыкли вести такой воинствующий, кочевой образ жизни?

  2. Как звали основателя новой религии?

  3. Какие основные священные книги мусульман вы знаете?

  4. Расскажите систему управления халифатом?

  5. Какие территории были завоеваны арабами?

  6. Чем ислам отличается от иных мировых религий?


5. Домашнее задание:

§15 – пересказ, работа с документами стр. 141-142, стр. 143-144 конспект


6. Итоги урока