МОУ ИРМО « Кудинская СОШ»
«Калининградская область»
Урок в 9 классе
Учитель географии: Пантелеева Т.А.
2017г.
Тема: Калининградская область
Цели: познакомить с краткой историей образования Калининградской области: дать понятие о СЭЗ и анклаве; выявить особенности ЭГП и оценить влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства; развивать умение работать с картой
Оборудование: Физическая и политико- административная карты России, картосхема Калининградской области, карты атласа, .контурные карты
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания: Блиц-опрос по теме «Районирование России»
Изучение нового материала
А) Общая характеристика Калининградской области
Б) Исторический образ Калининградской области (Доклад о М.П.Васидьеве)
Дать понятие о СЭЗ и анклаве.
В) Природные условия, отрасли промышленности и сельского хозяйства 1 Г) Практические задания
Итоги урока
Домашнее задание: Параграф 46 325 стр.257
Общая характеристика.
Информация к уроку
Площадь – 15,1 тыс. км (самая маленькая)
Население – 932,2 тыс. чел. (2005 г)
78,1%- русские
8,4% - белорусы
7, 2 %- украинцы
13-административных района
22- города
5 поселков городского типа
Плотность- 61 человек на 1км.
Б) Исторический образ Калининградской области
Образована – 7 апреля 1946 года.
4 июля 1946г. г. Кенигсберг переименован в г. Калининград. Сегодня Калининград является крупнейшим городом и столицей Калининградской области. Важный транспортный узел, крупный морской порт, Население-500 тыс. человек. Этот город является административным, промышленным и центром культуры. Достопримечательности (слайды) У Калининграда есть свой Герб и флаг. На голубом поле серебряный корабль, на щитке корона, внизу греческий крест. Парусник символизирует связь Калининградской территории с остальной территорией России.
В 1945г. г. Кенигсберг фашисты превратили в неприступную крепость. Штурм начали наши войска 6 апреля 1945г. В плен были взяты 92 тыс. немецких солдат . Из них 1800 фашистских офицеров и 4 генерала. И в ночь на 10 апреля 1945г.столица нашей Родины Москва салютовала героям штурма г. Кенигсберга. И 216 наиболее отличившиеся воинов стали Героями Советского союза. В том числе и наш земляк Герой Советского Союза Васильев Михаил Павлович
Анклав- это часть территории страны, окруженная со всех сторон территорией других государств. Но К.о. с одной стороны имеет морской берег. А если анклав имеет морской берег, его называют полуанклавом. К.о. является Свободной экономической зоной (СЭЗ).
СЭЗ – это самостоятельный территориально-географические анклавы, полуанклавы, обособленные от остальной территории страны. СЭЗ предоставляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новейшими технологиями.
СЭЗ К.о. называется «ЯНТАРЬ ( В области находится единственный в мире карьер по добыче янтаря. Ежегодно его добывают более 1000т
Янтарь это окаменевшая древняя смола деревьев, из него изготовляют ювелирные изделия. Особенно ценится , если внутри янтаря находятся древние насекомые. А крошки янтаря используют как удобрение.
В) природные условия
Лето теплое, но дождливое теплое, , увлажнение избыточное
Почвы переувлажненные, требуют осушения. Благодаря мягкой зиме здесь
растут тис, магнолия
Практические задания по карте. Задание №1 Найти по карте Калининградскую область. Какие отрасли промышленности являются главными в области и на чем специализируется сельское хозяйство области? (животноводство - скотоводство, свиноводство, птицеводство), овощи. Отметить на контурной карте Калининградскую область
Задание №2 (Используйте атлас стр. 10.) Определите расстояние от г. Калининграда до Москвы. Определите ЭГП (экономико-географическое положение области), особенности ЭГП и вывел (выгодное или невыгодное). Выпишите в тетрадь по плану: а) имеет ли Калининградская область сухопутную границу с Россией б) от России какими, государствами отделена Калининградская область в) Положение области ( континентальное,
Пользуясь атласом стр. 39, выпишите в тетрадь: Какие отрасли: добывающей промышленности имеются в Калининградской области? 2. Какие отрасли обрабатывающей промышленности ? 3.Отметьте их на контурной карте ( стр.7)
Информация о герое Советского Союза М.П.Васильеве (Доклад учащегося)
Рядом с нашей школой находится улица, названная именем героя Советского Союза, Михаила Павловича Васильева. И ко дню Победы, мы собрали материал об этом удивительном человеке, нашем земляке.
Вначале мы отправились в библиотеку Кудинской школы, собрали небольшой материал, но этого было недостаточно. Тогда мы обратились в краеведческий музей, находящийся в Хомутовской средней школе № 2. Этот музей открылся в 1964 году. В нем 9 отделов и посвящены они разным этапам Советского и Российского государства. Центральное место в музее - отдел Великой Отечественной Войны.
Мы пересмотрели архивы школьного музея, периодическую печать прошлых лет, а также была организована встреча с руководителем музея где она рассказала много интересного о жизни героя.
В первую очередь нам хотелось узнать где родился и рос Михаил Павлович, почему он решил стать именно летчиком. Ведь героями не рождаются, ими становятся. Как формировался характер этого непростого
человека?
Родился Михаил Павлович 11 ноября 1922 года в д. Поздняково, в семье крестьянина. Окончил 4 класса Поздняковской начальной школы, 5 класс Оекской школы и семилетку в с. Хомутово. Он был трудолюбивым, вместе с отцом пахал землю, сеял. Еще подростком работал в колхозе «По Сталинскому пути». Восторженно всматривался в небо когда пролетали самолеты. Однажды к Васильевым приехал брат отца - летчик. От него Михаил узнал много интересного о профессии летчика. И тогда он решил стать летчиком. После окончания семилетки Миша поступает в кооперативный техникум и одновременно в Иркутский аэроклуб. После окончания техникума в 1938 году он поступил в школу летчиков в Новосибирске. Вот как об этом вспоминает сам Михаил Павлович:
« Когда я учился до армии, то часто ездил мимо аэродрома Иркутского аэроклуба. Видел полеты курсантов аэроклуба, парашютные прыжки и у меня зародилась мечта летать. Моя мечта крепла. Я стал себя к этому готовить: старался учиться лучше, делал зарядку, ходил на лыжах, летом купался. Мои сверстники надо мной подшучивали: « Какой ты летчик, если с моста спрыгнуть не можешь». В Поздняково, через реку Куда был построй деревянный мост с высокими перилами. Немногие смельчаки отваживались нырять с него в Куду. Вначале я боялся, а потом все таки научился.
Аэроклуб овцы как назло мне, стали летать и разворачиваться над нашей деревней. Ребята дразнили: « Миха, это не ты летишь».
И вот я отважился и пошел в аэроклуб. Он размещался тогда по улице Карла Макса, в доме, где сейчас находится физкультурный техникум. По здоровью прошел и поступил в аэроклуб».
Бороздить небесный океан, бывать в разных странах - мечта юноши. Но война изменила планы и мечты. Михаил закончил лишь второй курс летной школы города Новосибирска, когда началась война. Школу перевели на ускоренное обучение. Занимались по 10 часов в день, отрабатывали теорию и
технику полетов, тактику ночного боя. В середине октября 1941 года Васильеву М.П. присвоили звание старшего сержанта. И вместе с остальными выпускниками отправили на западный фронт, к Калуге. Но пока ехали по железной дороге немцы захватили аэродром. Он воевал некоторое время в пехоте. В декабре Васильев был отправлен в авиацию, летал на транспортном самолете «ИЛ 2», к партизанам в тыл врага. Началась подготовка к полетам, а затем и сами полеты. Летали в основном в вечернее и ночное время. Свободное от полетов время изучали немецкий язык, радиосвязь и подрывное дело.
От инструктора узнали о том, что готовится полет на Кенигсберг. Стали изучать план города. Как - то раз в отряд привели немца, его сбили под Москвой. Вел он себя нахально, на вопросы летчиков не отвечал. А когда ему сказали, что вот эти парни полетят бомбить Кенигсберг, удивленно выпучил глаза, а потом начал смеяться и сказал: «Что это невозможно». В ночь на 25 декабря назначили полет. Заправили самолет, погрузили 20 бомб по 50 и 100 кг. Как вспоминает Михаил Павлович: « Запустили моторы. Пробег по аэродрому, набор высоты, ложимся на курс 270 . стрелка альт метра показывает 5, 4 тыс. м. Перелетаем линию фронта, нас обстреливали с зенитки. Слева, справа, внизу вспышки взрывов. По фюзеляжу стучат осколки, стукают в бочке с бензином. Мы сжались к боку самолета, холодно. За бортом температура -40. Самолет не обогревается. Через 4 часа подлетаем к городу. На главной улице стоит рождественская елка. Много огней, оживленно. Сбрасываем первую бомбу, свет стал тухнуть, а затем город погрузился в темноту. На базу дали радиограмму, о том, что задание выполнили. Когда сели на свой аэродром почувствовали усталость, белье было мокрое от пота. Через день нас всех наградили медалями «За отвагу».
А также он летал в тыл врага, к партизанам, доставлял почту, боеприпасы, забрасывал разведчиков в тыл врага. Дважды был ранен.
В 1943 году за отвагу и героизм получил орден « Отечественной Войны первой степени».
В 1944 и 1945 годах два ордена « Боевого Красного Знамени». Он принимал участие в освобождении Белоруссии, Литвы и Восточной Пруссии. Михаил Павлович совершил 100 вылетов на штурмовике «ИЛ 2». Уничтожил 14 танков, 16 автомашин с войсками и грузом, подавил 24 батареи противника и много другой немецкой военной технике. Трижды прыгал с парашютом из горящего самолета.
Войну он закончил в 23 года в звании гвардии лейтенанта. 24 июня 1945 года Михаил Павлович участвовал в Параде Великой Победы. А 30 мая 1945 года ему вручили Орден Ленина и Золотую Звезду Героя.
Генерал - майор авиации Прутков писал в своем заключении: « Гвардии - лейтенант Васильев - бесстрашный мужественный воин, беспощадно уничтожал технику и живую силу противника. За произведенные 100 успешных боевых вылетов на самолете «ПЛ 2», 52 успешных боевых вылетов ночью и проявленные при этом героизм и мужество, отвагу и доблесть достоин высшей правительственной награды - присвоению звания Героя Советского Союза».
Хомутовские краеведы хорошо знают своего земляка. Более 40 ребят побывало у него в гостях. В музее хранятся личные вещи Васильева: мундир с погонами майора и орденскими планками, фуражка, в которой он был на Параде Победы 24 июня 1945 года.
После смерти Михаила Павловича (он погиб в автокатастрофе в Ленинграде), ему установили памятник в Позднякого. Гипсовый бюст (80 кг.) был привезен из Ленинграда. Скульптор - Ленинградский специалист Н.В.Михайлов.