Конспект урока на тему «Письменность и знания древних египтян».
Организационный момент.
Учитель приветствует обучающихся и отмечает отсутствующих.
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, скажите, какое государство мы с вами изучаем на протяжении нескольких уроков? (Обучающиеся отвечают на вопрос, называя страну – Древний Египет). (Слайд № 1).
Учитель: Вспомните, кто управлял Древним Египтом? (Обучающиеся отвечают «фараон»).
Учитель: Опишите географическое положение Древнего Египта (Обучающиеся описывают географическое положение, упоминая реку Нил).
Учитель: Молодец. Пожалуйста, покажите на карте реку Нил, которая протекала в Египте. (Обучающиеся показывают на карте реку)
Учитель: Если в Египте была плодородная земля, то каковым было в первую очередь их основное занятие?
Учитель: Скажите – это основное занятие на что было направлено?
Учитель: А что еще людям нужно для полноценной жизни?(Обучающиеся отвечают на вопрос - интеллектуальное развитие)
Учитель: Посредством чего его можно достигнуть? (Обучающиеся отвечают на вопрос – посредством каких-либо знаний, с помощью письма)
Формулировка темы, целеполагание.
Учитель: Сегодня мы продолжим наше с вами путешествие по Древнему Египту.
Учитель: Опираясь на вышесказанную информацию, обсудите в парах и сформулируйте тему урока. (Обучающиеся работают в группе и формулируют тему урока.)
Учитель: Итак, тема урока «Письменность и знания древних египтян». Запишите название темы в тетрадь. (Слайд № 2)
Учитель: Ребята, предположите:
На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?
Обучающиеся предполагают вопросы: Как писали древние египтяне? На чем они писали? Чему они обучались?Какие знания имели?
Учитель: Таким образом, ребята, вы выделили ключевые моменты нашего урока и тем самым определили цель и задачи урока.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какие существуют письменные знаки вообще? Какие знаки и какая письменность существует в нашей стране? Сколько их в нашем алфавите? Где у нас учат письменности? Cкажите, все ли должны этому научиться в нашей стране? (Обучающиеся отвечают на каждый вопрос.)
Учитель: А в древнем Египте не все должны были обучаться письменности, многие ее не знали, и в школу некоторым слоям населения вход был воспрещен. Предположите, почему так происходило?(Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос)
Открытие нового знания.
Иероглифы – что это такое?
Учитель: Предлагаю поработать в ……. ? Каждая (- ый) …… читает с. 61-63 учебника и выясняет: как называлась письменность в Древнем Египте? В чем она выражалась, как она называлась? В чем заключалась трудность изучения иероглифов? (Обучающиеся выполняют задание и отвечают на вопросы.) (Слайд № 3).
Учитель: А как вы думаете, ребята, откуда люди могли узнать о древнеегипетских иероглифах?(Обучающиеся предполагают, высказывая свою точку зрения)
Учитель: А давайте с вами подробнее узнаем об этом открытии, посмотрев фрагмент фильма.
Учитель: Пожалуйста, ребята, что вы узнали о иероглифах? Кем они были открыты? Почему камень, на котором были написаны иероглифы называют Розетским? (Обучающиеся отвечают на данный вопрос)
Папирус –материал для письма
Учитель: Ребята, чем и на чем вы пишите в школе?
Учитель: Совершенно верно, ручкой по бумаге. Предлагаю вам обратиться к иллюстрации учебника на странице 63 и ответить на вопрос: «А на чем писали в Египте?». (Обучающиеся работают с иллюстрацией и отвечают на вопрос). (Слайд № 4).
Учитель: Ребята, на основе уже имеющихся знаний, скажите – а как изготавливали папирус?
Учитель: А сейчас предлагаю вам узнать – каковы же были письменные принадлежности египтян, посмотрев на слайд (Слайд № 5)
Учитель: Предположите, как ими можно было пользоваться?
Учитель: Давайте на стр.64 найдем первый абзац и прочитаем его вслух, чтобы нас все услышали.
Физкультминутка:
Учитель: А сейчас давайте с вами проведем физкультминутку (Слайд № 6).
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай - думай голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Писцы учителя и новые знания
Учитель: Ребята, выскажите свое мнение: как вы думаете, а кто этому всему учил египтян? Обучающиеся предполагают и отвечают на вопрос «учителя»)
Учитель: Вспомните слои населения Египта и предположите – кто из них мог обучать египтян в качестве учителя?
Учитель: Верно, жрецы. А почему они имели такое право?
Учитель: А чему еще кроме письменности могли научить египтян жрецы, как вы думаете? (обучающиеся предполагают – различным наукам) Какие науки могли преподать жрецы, основываясь на основных занятиях египтян, их потребностях? (астрономия, календарь, водяные часы)
- Если они не отвечают, то на с.64 предлагаю с этим ознакомиться.
Учитель: Верно, а так же наблюдали за звездами, старались проникнуть в тайну жизни самих богов.
Работа с документом
Учитель: Жрецы в египетских школах учили письму, счету, в основном это пригождалось людям, которые должны были подсчитывать и записывать налоги. Что это были за слои населения?
Учитель: Верно, то есть жрецы учили в школах будущих писцов, а не другие слои населения.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, чем была привлекательна для египтян должность писца? (Учитель выслушивает различные версии обучающихся)
Учитель: Как вы думаете, всегда ли была дисциплина на уроке в египетской школе?
Учитель: Предположите, а как поддерживал порядок на учебных занятиях учитель-жрец?
Учитель: Давайте поработаем с текстом документа «Поучение писцов ученикам» на стр. 62 и ответим на данные вопросы.
Учитель: Изучив данный текст ответьте на вопрос: «В чем различие между современной дисциплиной на уроках и правилами, которые применялись к ученикам в Древнем Египте» (Обучающиеся отвечают на вопрос).
4.Рефлексия (итог урока)
Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами выполним задание «да», «нет». Я задаю вопрос, а вы говорите ответ.
Научные знания древних египтян были тесно связаны с их повседневной жизнью. (Да)
Впервые расшифровал иероглифы французский ученый Шампольон (Да)
В египетской школе могли преподавать все желающие египтяне (Да)
У писцов в школах не было никакой дисциплины (Нет)
Письменность в Древнем Египте была настолько легка, что ею могли обучиться все желающие (Нет)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам самостоятельно подвести итог урока, но в парах. (С помощью приема + - интересно)
5.Д/з:
«3» - § 12 пересказ
«4» - §12 пересказ, ответить устно на вопросы в желтой рамочке на странице 64
«5» - §12 пересказ, выполнить письменно задание на с. 65 из рубрики «Подумайте».