СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»»





КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»







Выполнила:

Домахина Валентина Петровна

Учитель начальных классов
















Содержание


I.Урок окружающего мира……………………. с. 3 - 10

II.Приложения……………………………………… с. 11 - 15



























Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»

Место урока в теме:1-й урок в разделе «Почему и зачем?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

формировать первоначальные представления о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.

Задачи урока (для учителя):

  1. Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.

  2. Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы, цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.

  3. Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.

  4. Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.

  5. Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.

Планируемые достижения обучающихся:

Предметные:

  • иметь представление о звёздах как о космических телах;

  • сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;

распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе;

  • иметь представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий - Полярной Звезде.

Метапредметные:

регулятивные:

  • ставить учебные задачи под руководством учителя;

  • планировать учебную деятельность;

  • удерживать цель и задачи в течение урока;

  • оценивать свою деятельность на уроке;

познавательные:

  • осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;

  • моделировать космические тела (звёзды);

  • наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;

  • установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;

коммуникативные:

  • строить монологические высказывания;

  • работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).

Личностные:

  • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Класс: 1 класс

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), атлас-определитель «От земли до неба (А.А. Плешаков), тесты к учебнику для 1 класса, (А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова).

Применяемая технология: технология деятельностного метода

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

(Учиться извлекать необходимую информацию; уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме)


Приветствие детей.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

- Откройте тетрадь на печатной основе (стр. 35).

(Работа в тетради на печатной основе)

- Оденьте мальчика в костюм звездочёта.

- Как вы думаете, почему мальчика назвали звездочётом? (Ответы детей)

- А как называется наука и учёные, изучающие космос? (Ответы детей).

- Где можно узнать значение данных слов? (Работа со словарём: «астрономия», «астроном»).

- Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов.

- Говорю я всем знакомым,
Что хочу быть астрономом.
Не люблю я ночью спать,
Лучше звёзды изучать.

- А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом? (Ответы детей).

- Хорошо ли они будут видны? (Ответы детей).

-Какое приспособление используется для наблюдения за звездами?

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …
- Телескоп.


- Когда лучше всего наблюдать звёзды? (Ответы детей: ночью).

- Почему?

- А только ли ночью светят звёзды? (Ответы детей)

- Что бы вы хотели узнать о звёздах? (Вопросы детей)

2.Целеполагание

Учиться, исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке

- Откройте учебник на стр. 32.

- Какой новый раздел начинаем изучать? («Почему и зачем?»).

- Кто из вас часто задаёт такие вопросы? (Ответы детей).

- С какой целью? (Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины).

-Назовите тему сегодняшнего урока.

Ответ детей «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью»?

- Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать? (Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выясняют причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учится различать созвездия: Лев, Большая Медведица, Полярная Звезда (запись на доске).

- Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы? (Дети под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий: (на интерактивной доске - запись):

1. Узнать, что такое звёзды.

2. Определить сходство и различия звёзд.

3. Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью.

4. Учиться узнавать созвездия Льва, Большой Медведицы, Полярной Звезды на ночном небе.

5. Ответить на вопросы и оценить свои достижения на уроке.

Физкультминутка.

Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)

3. Изучение нового материала

Развивать умения извлекать и интерпретировать информацию; создавать модели; учиться взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы; делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Какую первую учебную задачу надо решить? (Узнать, что такое звёзды).

- Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды? (Ответы детей).

- Из каких источников можно получить дополнительную информацию? (Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника).

- Послушайте отрывок из атласа-определителя «От земли до неба». (Хорошо читающий ученик читает отрывок (приложение 1).

Работа с текстом.

- А теперь в учебнике на стр.32 прочитайте три строки сверху.

Звёзды – это раскалённые тела (шары).

- Скажите, что такое «звёзды»? (Определить сходство и различия звёзд).

- Назовите 2 задачу. (Дети открывают учебники на стр. 32).

- Чтобы это выяснить, вылепим из пластилина модели звёзд (учебник стр. 32). Группа из 4-х человек распределяют обязанности, договариваются между собой, модель какой звезды каждый выполняет. Каждый контролирует себя по учебнику.

- Работая в группах (обсерваториях), оцените себя по критериям: (Дети по критериям оценивают работу группы).

1.Умение распределять обязанности между собой.

2.Умение договариваться друг с другом.

3.Следовать указаниям в учебнике.

- Оцените работу своей группы.

- Какой формы модели звёзд? Почему? (Ответы детей).

- Какого размера модели? - Почему? (Интерактивная доска: для любознательных).

- Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите узнать? (По цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является жёлтой звёздой).

- Подвёдём итог по 2-й задаче.

- Назовите сходство и различия звёзд. (Среди звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»).

Ответы детей.

- Назовите 3-ю задачу.

(Установить причину света солнца днём, а звёзд – вечером).

- Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 33. (Дети, прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд ночью).

Физкультминутка.

Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)

4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля.

- Какая следующая задача? (Учиться узнавать некоторые созвездия.)

Небольшой рассказ учителя о наблюдении людей, учёных за звёздами, составлении карт звёздного неба с названиями созвездий (приложение 2).

Дети, слушая рассказ, рассматривают карту звёздного неба (интерактивная доска), учатся узнавать созвездие Льва, Большой Медведицы.

- Прочитайте текст на стр. 33 и выполните задание в учебнике. Самостоятельная работа детей.

- Теперь в паре проверьте друг друга. (Работа в паре: взаимопроверка).

5. Рефлексия


Учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями

- Переходим к заключительной задаче.

- Назовите её. (Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке).

- Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест в рабочей тетради (приложение 3). (Дети выполняют тест).

- Проверьте себя по эталону и оцените в баллах (приложение 4). Интерактивная доска:

Дети по эталону проверяют себя и определяют сумму баллов за тест.

- По сумме баллов оцените себя. (Самооценка детей по шкале и критериям).

- Поднимите руку те, кто набрал 3 балла.

- Кто хочет рассказать о своей оценке? (Ответы детей).

- Решение каких задач у вас вызвали затруднения?

- Почему?

- Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?

- В последующие годы обучения мы ещё больше будем узнавать о звёздах и других космических телах. И может быть, кто-то из вас в будущем захочет стать настоящими астрономами, чтобы открывать новые и новые тайны Вселенной и других Галактик.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Звёзды

Звёздное небо раскрывается над нами по вечерам, словно огромное окно в неведомый, волнующий, завораживающий мир. Поднимешь голову и смотришь, смотришь, как будто путешествуешь во Вселенной.

Вселенная … Какое красивое, величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них, самая близкая к нам – Солнце.

Многие звёзды гораздо больше по размеру, чем Солнце, но на небе они кажутся совсем маленькими; от температуры зависит цвет звезд. Когда температура высокая, то цвет у звезды красный. Если температура очень высокая, то звезда оранжевая. Если температура еще выше и звезда очень горячая, то она белого или голубоватого цвета.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2








ПРИЛОЖЕНИЕ 3











ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Верные ответы теста

Номер задания

Верный ответ

Оценка за верный ответ

Задание № 1

В

1 балл

Задание № 2

Б

1 балл

Задание № 3

Б

1 балл

Примечание: неверный ответ оценивается в 0 баллов.

3 балла – знаю форму звёзд и узнаю созвездие Льва;

2 балла – знаю форму звёзд, но есть сомнения в определении созвездия Льва;

2 балла - узнаю созвездие Льва; но есть сомнения в знаниях о форме звёзд;

1 балл – у меня недостаточно знаний по данной теме.



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!