КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Выполнила:
Домахина Валентина Петровна
Учитель начальных классов
Содержание
I.Урок окружающего мира……………………. с. 3 - 10
II.Приложения……………………………………… с. 11 - 15
Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Место урока в теме:1-й урок в разделе «Почему и зачем?»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
формировать первоначальные представления о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.
Задачи урока (для учителя):
Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.
Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы, цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.
Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.
Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.
Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.
Планируемые достижения обучающихся:
Предметные:
распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе;
Метапредметные:
регулятивные:
ставить учебные задачи под руководством учителя;
планировать учебную деятельность;
удерживать цель и задачи в течение урока;
оценивать свою деятельность на уроке;
познавательные:
осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;
моделировать космические тела (звёзды);
наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;
установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;
коммуникативные:
строить монологические высказывания;
работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
Личностные:
Класс: 1 класс
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), атлас-определитель «От земли до неба (А.А. Плешаков), тесты к учебнику для 1 класса, (А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова).
Применяемая технология: технология деятельностного метода
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
(Учиться извлекать необходимую информацию; уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме)
Приветствие детей.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Откройте тетрадь на печатной основе (стр. 35).
(Работа в тетради на печатной основе)
- Оденьте мальчика в костюм звездочёта.
- Как вы думаете, почему мальчика назвали звездочётом? (Ответы детей)
- А как называется наука и учёные, изучающие космос? (Ответы детей).
- Где можно узнать значение данных слов? (Работа со словарём: «астрономия», «астроном»).
- Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов.
- Говорю я всем знакомым,
Что хочу быть астрономом.
Не люблю я ночью спать,
Лучше звёзды изучать.
- А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом? (Ответы детей).
- Хорошо ли они будут видны? (Ответы детей).
-Какое приспособление используется для наблюдения за звездами?
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … - Телескоп.
- Когда лучше всего наблюдать звёзды? (Ответы детей: ночью).
- Почему?
- А только ли ночью светят звёзды? (Ответы детей)
- Что бы вы хотели узнать о звёздах? (Вопросы детей)
2.Целеполагание
Учиться, исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке
- Откройте учебник на стр. 32.
- Какой новый раздел начинаем изучать? («Почему и зачем?»).
- Кто из вас часто задаёт такие вопросы? (Ответы детей).
- С какой целью? (Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины).
-Назовите тему сегодняшнего урока.
Ответ детей «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью»?
- Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать? (Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выясняют причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учится различать созвездия: Лев, Большая Медведица, Полярная Звезда (запись на доске).
- Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы? (Дети под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий: (на интерактивной доске - запись):
1. Узнать, что такое звёзды.
2. Определить сходство и различия звёзд.
3. Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью.
4. Учиться узнавать созвездия Льва, Большой Медведицы, Полярной Звезды на ночном небе.
5. Ответить на вопросы и оценить свои достижения на уроке.
Физкультминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)
3. Изучение нового материала
Развивать умения извлекать и интерпретировать информацию; создавать модели; учиться взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы; делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Какую первую учебную задачу надо решить? (Узнать, что такое звёзды).
- Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды? (Ответы детей).
- Из каких источников можно получить дополнительную информацию? (Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника).
- Послушайте отрывок из атласа-определителя «От земли до неба». (Хорошо читающий ученик читает отрывок (приложение 1).
Работа с текстом.
- А теперь в учебнике на стр.32 прочитайте три строки сверху.
Звёзды – это раскалённые тела (шары).
- Скажите, что такое «звёзды»? (Определить сходство и различия звёзд).
- Назовите 2 задачу. (Дети открывают учебники на стр. 32).
- Чтобы это выяснить, вылепим из пластилина модели звёзд (учебник стр. 32). Группа из 4-х человек распределяют обязанности, договариваются между собой, модель какой звезды каждый выполняет. Каждый контролирует себя по учебнику.
- Работая в группах (обсерваториях), оцените себя по критериям: (Дети по критериям оценивают работу группы).
1.Умение распределять обязанности между собой.
2.Умение договариваться друг с другом.
3.Следовать указаниям в учебнике.
- Оцените работу своей группы.
- Какой формы модели звёзд? Почему? (Ответы детей).
- Какого размера модели? - Почему? (Интерактивная доска: для любознательных).
- Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите узнать? (По цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является жёлтой звёздой).
- Подвёдём итог по 2-й задаче.
- Назовите сходство и различия звёзд. (Среди звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»).
Ответы детей.
- Назовите 3-ю задачу.
(Установить причину света солнца днём, а звёзд – вечером).
- Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 33. (Дети, прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд ночью).
Физкультминутка.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля.
- Какая следующая задача? (Учиться узнавать некоторые созвездия.)
Небольшой рассказ учителя о наблюдении людей, учёных за звёздами, составлении карт звёздного неба с названиями созвездий (приложение 2).
Дети, слушая рассказ, рассматривают карту звёздного неба (интерактивная доска), учатся узнавать созвездие Льва, Большой Медведицы.
- Прочитайте текст на стр. 33 и выполните задание в учебнике. Самостоятельная работа детей.
- Теперь в паре проверьте друг друга. (Работа в паре: взаимопроверка).
5. Рефлексия
Учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями
- Переходим к заключительной задаче.
- Назовите её. (Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке).
- Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест в рабочей тетради (приложение 3). (Дети выполняют тест).
- Проверьте себя по эталону и оцените в баллах (приложение 4). Интерактивная доска:
Дети по эталону проверяют себя и определяют сумму баллов за тест.
- По сумме баллов оцените себя. (Самооценка детей по шкале и критериям).
- Поднимите руку те, кто набрал 3 балла.
- Кто хочет рассказать о своей оценке? (Ответы детей).
- Решение каких задач у вас вызвали затруднения?
- Почему?
- Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?
- В последующие годы обучения мы ещё больше будем узнавать о звёздах и других космических телах. И может быть, кто-то из вас в будущем захочет стать настоящими астрономами, чтобы открывать новые и новые тайны Вселенной и других Галактик.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Звёзды
Звёздное небо раскрывается над нами по вечерам, словно огромное окно в неведомый, волнующий, завораживающий мир. Поднимешь голову и смотришь, смотришь, как будто путешествуешь во Вселенной.
Вселенная … Какое красивое, величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них, самая близкая к нам – Солнце.
Многие звёзды гораздо больше по размеру, чем Солнце, но на небе они кажутся совсем маленькими; от температуры зависит цвет звезд. Когда температура высокая, то цвет у звезды красный. Если температура очень высокая, то звезда оранжевая. Если температура еще выше и звезда очень горячая, то она белого или голубоватого цвета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Верные ответы теста
Номер задания | Верный ответ | Оценка за верный ответ |
Задание № 1 | В | 1 балл |
Задание № 2 | Б | 1 балл |
Задание № 3 | Б | 1 балл |
Примечание: неверный ответ оценивается в 0 баллов.
3 балла – знаю форму звёзд и узнаю созвездие Льва;
2 балла – знаю форму звёзд, но есть сомнения в определении созвездия Льва;
2 балла - узнаю созвездие Льва; но есть сомнения в знаниях о форме звёзд;
1 балл – у меня недостаточно знаний по данной теме.
16