8 класс Дата _________________
Урок № 63. Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома».
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Цель: обобщить, повторить, закрепить теоретические и практические навыки по изученной теме неорганической химии. Развивать умения учащихся применять свои знания и способности, делать выводы и обобщения. Воспитывать желание учиться, навыки совместной работы, познавательный интерес.
Задачи:
образовательная: обобщить знания по пройденной теме, повторить основополагающие вопросы и понятия, отработать умения рассматривать строение атома.
развивающая: развитие внимания, логического мышления через взаимосвязь: положение в ПС – строение атома – свойства; развитие творческого мышления; развитие навыков работы в группе.
воспитательная: воспитание настойчивости в достижении знаний, чувства товарищества и коллективизма при работе в группе.
Оборудование: карточки с заданиями.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
Приветствие
ІІ. Актуализация и целеполагание
– Несколько уроков мы с вами посвятили изучению очень важного, основополагающего закона, позволяющего упорядочить и классифицировать химические элементы – Периодического закона, сформулированного Д.И. Менделеевым. Познакомились с тем, как устроена периодическая система химических элементов, а самое главное научились пользоваться её данными для каждого элемента, чтобы рассмотреть строение атома и дать ему характеристику.
Цель нашего урока сегодня вспомнить и обобщить полученные знания, по основным понятиям и основополагающим вопросам темы, отработать умения работать с периодической системой. От вас требуется активность на уроке, т.к. оценка будет складываться из устных ответов и выполнения проверочной работы.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
Урок проходит в 2 этапа: устный опрос и письменная работа по карточкам.
Устный опрос. Задаются вопросы учащимся.
1. Какой закон открыл Д.И.Менделеев? Сформулируйте его.
Ответ: Периодический закон был открыт в 1869 году.
Периодический закон – основа современной химии; его открытие дало мощнейший толчок в развитии химических знаний, были разработаны теории строения атома и химической связи. В свою очередь, эти теории позволили глубже понять сущность и смысл Периодического закона.
Современная формулировка периодического закона - свойства химических элементов, а также образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от зарядов атомных ядер.
2. В виде чего предложил Д. И. Менделеев графическое изображение периодического закона?
Ответ: Графическое изображение периодического закона Менделеев предложил в виде Периодической системы химических элементов.
3. Что вы можете сказать о структуре Периодической системы химических элементов?
Ответ: Периодическая система представлена горизонтальными рядами (их семь) - периодами (большими и малыми) и вертикальными столбцами (их восемь) – группами, состоящими из главных и побочных подгрупп.
Периодическая система постоянно дополняется, достраивается с открытием новых элементов. Сейчас уже их 118.
4. Меняются ли свойства элементов в периодах и группах? Объясните, как они меняются?
Ответ: В периодах с увеличением относительных атомных масс (слева направо) наблюдается ослабление металлических и усиление неметаллических свойств. Группы состоят из двух подгрупп. В главных подгруппах (сверху вниз) с увеличением относительных атомных масс усиливаются металлические свойства элементов и ослабевают неметаллические.
5. В чём физический смысл порядкового номера элемента?
Ответ: Порядковый номер элемента показывает: заряд ядра атома, количество электронов, вращающихся вокруг ядра, число протонов в ядре.
В этом заключается физический смысл атомного (порядкового) номера элемента в Периодической системе элементов: Атомный (порядковый) номер элемента = число протонов в ядре = заряд ядра атома = число электронов в атоме.
«Современные модели атома»

6. Давайте вспомним, что называется массовым числом
Ответ: Сумма чисел протонов и нейтронов в атоме называется массовым числом.
Z + N = A,
где Z - число протонов, N – число нейтронов, A – массовое число.
Из этой формулы можно определить: число нейтронов: N = A – Z.
Затем учащимся раздаются карточки с заданиями для самостоятельного решения.
3. Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Я выполнял задания…
У меня получилось…
Я смог …
Я понял, что …
Было трудно …
Было интересно …
4. Домашнее задание
Повторить тему «ПЗ и ПСХЭ».
3